Никогда не поздно стать тем,
кем ты мог бы стать.
Приветствую вас, уважаемые читатели!
«Ух ты!»
Это первые слова, которые я слышу, упоминая резьбу по дереву в качестве одного из своих увлечений. Давайте выясним, что же такого необычного в очень старом и известном ремесле?
Не просто так в заголовок вынесен факт, что мой взгляд, скорее всего, не затронет все моменты и нюансы, это будут больше эмоции, впечатления. И ошибки. Много ошибок, цена которых- порезы пальцев, исцарапанное, испорченное, запачканное кровью дерево.
Начну с того, что решение начать резать по дереву было осознанным и внезапным. Просто возникла мысль «Хочу стать резчиком-мастером!», ноги понесли в магазин, где и были приобретены инструменты, аж три набора, и дощечки из липы.
Небольшое отступление:
Несмотря на наличие самых разных стамесок, резаков-штихелей, ножей, ещё дедовских, ручной работы, я решил учиться на чём-нибудь не столь ценном, чтобы не так обидно было сломать и испортить инструмент.
Итак, три тысячи рублей спустя, я - гордый обладатель всего, что нужно для обучения и работы. Во всяком случае, я так думал, воодушевлённый тем, что начало положено.
Реальность же оказалась куда суровее и подкинула забот:
1) Собственно, рабочее место
Не резать же, лёжа на кровати, верно? С такой мыслью я разобрал и выкинул кучу хлама с компьютерного стола, соорудив из него импровизированный верстак.
Ушло на это два дня, много неприличных слов и столько же сил.
2) Привет из прошлого
Благодаря отцу, который залез в закрома Родины шкаф и выудил оттуда 70-летние тиски, стамески, разнокалиберные куски наждачных шкурок и новую ножовку, я расширил свой ассортимент и варианты обработки.
Без этого начинать было бы опрометчиво, примерно как залить пол-литра топлива в бак внедорожника и поехать в Сочи из Архангельска.
3) Руки-крюки
Да, именно они.
Пренебрегая здравым смыслом, я решил сразу же приступить к тому, ради чего всё затевалось.
Перерисовал эскизы из Интернета, перенёс их на бумагу, а после - на дерево…
…Приступил к вырезанию и, естественно, порезался.
6 порезанных пальцев из 10
Сдаться было бы обидно, поэтому, залепив пальцы пластырями, я решил посмотреть, что же я делаю не так.
Оказалось, что всё:
- Нож держу неправильно
Нож- косяк, а у меня именно он, надо держать так называемым обратным хватом, чтобы лезвие смотрело в сторону локтя
Я его держал как обычный складной ножик, никогда так не делайте.
- Усилие при прорезании контура
Оно не должно быть слишком сильным, иначе нож слетит и ,как минимум, разрежет не ту часть заготовки.
В моём же случае попали под нож ещё и пальцы.
- Заточка
Купленный мной нож изначально был заточен до состояния бритвы, но в процессе вырезания его надо точить и править так как он тупится достаточно быстро.
После моих рук лезвие пришлось ещё и править. Мда.
Скульптуры
Да, после небольшой неудачи с узорами я решил переключиться на скульптурную резьбу.
Выяснилось, кстати, что у меня она в разы легче идёт, чем узоры.
В целом принцип «отсекай всё лишнее» идеально отражает всю суть многочасовой работы по созданию деревянной фигурки
Для начала были выбраны медведь и кошка, как наиболее простые и в чём-то даже примитивные образцы.
У медведей камнем преткновения стала морда. Нет, серьёзно, работа шла бодро, всё ровно, аккуратно (учитывая, что это черновая обработка, придание формы),но стоило приступить к морде – скругление получилось угловатое, форма не та, нос больше морды вышел….
Хотелось сдаться, очень сильно хотелось, но я решил посмотреть в Интернете, что по этому поводу пишут более опытные резчики.
Что я выяснил:
- Краем лезвия удобнее скруглять
- Иногда можно слегка дожимать лезвие большим пальцем левой руки (так как я правша, для левшей это будет, соответственно, правая рука), чтобы оно шло более плавно и не оставляло задиры
- Волокно дерева иногда не даёт резать нормально в одном направлении, начиная задираться, а, значит, надо идти в противоположном направлении. У меня такой отрезок был длиной всего три миллиметра.
Исправление ошибок
Вооружённый знаниями, я снова приступил к работе и результат не заставил себя ждать
Первые узоры, попытки вырезать скульптурки, всё это увенчалось успехом!
Да, каждая попытка стоила мне порезов и многих часов непрерывной работы.
Да, качество сомнительное, но я же новичок, сразу красоты и не будет (пусть и хочется сразу шедевры создавать).
И да, проблема не набитой руки хоть и начала уходить, но по-прежнему мешала, не позволяя мне делать работу чище и быстрее.
Со временем я привык к ножу, смог подбирать нужный угол разреза и, конечно же, контролировать его.
Издевательства над несчастной дощечкой продолжились, в ней уже было не узнать ту красивую и шёлковую на ощупь заготовку из магазина. Она стала похожа на полигон для военных учений, усеянный воронками и линиями траншей: несколько видов узоров, неудачная попытка вырезать домик- всё это показывало, насколько долог и труден путь ученика, тем более, что я действительно хотел научиться всем тонкостям дела.
А потом с двух ног ворвалась шлифовка.
Шлифовка
В обработке дерева нет работы более долгой, кропотливой и тонкой, чем нанесение узора или создание фигурки.
Но шлифовка занимает почётное второе место, в этом не стоит сомневаться.
Приведу в пример фигурки медведей, о которых я рассказывал выше.
Чтобы ошкурить каждую из фигурок, мне понадобилось три вечера.
Три. Вечера.
Этапы:
1) Крупной шкуркой снять грани и придать форму, причём из-за особенностей фигурок это надо сделать ювелирно.
Главные сложности- не исцарапать медведя и не снять слишком много, а то придётся вырезать всё заново, а это время и силы.
2) Шкуркой помельче надо снять царапины от крупной, также придать формы и гладкости.
Тут сыграла свою роль особенность шкурки- мягкая тканевая основа синего цвета. Как только вспотела ладонь, хоть немного, на фигурке остаются следы. Тёмно-синего цвета, естественно. Остаётся только, матерясь, сушить шкурку и очень, ОЧЕНЬ аккуратно снимать синеву.
3) В дело вступает шкурка, которая на ощупь гладкая, как колено.
Финальная обработка идёт именно ей, как раз для того, чтобы добиться идеальной гладкости, той самой фишки этих фигурок.
Пожалуй, самый долгий этап из-за того, что каждое скругление, каждая грань, каждый миллиметр должны вызывать желание подержать фигурку в руках ещё немного.
Важный момент: почему же именно липа была выбрана для обучения?
Во-первых, она самая дешёвая.
Да, это важно, заготовки имеют свойство портиться и заканчиваться, да и цена ошибки не так высока.
Во-вторых, она мягкая.
Причём, когда я говорю «мягкая» это означает и то, что дерево режется как масло и то, что оно крайне приятное на ощупь.
Причём второе качество важнее для меня лично важнее .
В-третьих, её рекомендуют именно для обучения, как раз из-за первых двух пунктов, серьёзно, смотрел многих мастеров, рекомендуют только липу для новичка.
А теперь перейдём к заключительному пункту, который я упоминал в самом начале:
«А что же такого необычного в резьбе по дереву?»
Ответ прост: сложность.
Учиться долго ,очень долго и трудно, если самостоятельно набивать шишки и идти методом проб и ошибок.
Но красота работ профессионалов завораживает: панно, полочки, таблички, скульптуры разных размеров, нарды, шахматы…. Список можно продолжать почти бесконечно
И всё это приправлено магической фразой «ручная работа»
Многие покупают красивые резные штучки домой или в подарок как раз из-за того, что научиться не хватит терпения или желания, а ручная работа мало того, что уникальна ( две одинаковых работы вручную не сделаешь, как ни старайся), так ещё и ценна.
Безо всяких шуток скажу- стоит только упомянуть, что режешь по дереву, находится сразу минимум один человек, готовый покупать твои работы, если они красивые. Но я новичок, поэтому в данный момент учусь, а наиболее удачные работы в ближайшее время будут подарены родственникам и друзьям :)
Скажу честно, более захватывающего и расслабляющего занятия у меня давно не было. Просидеть пять, шесть часов, вырезая узор или фигурку? Легко!
При этом спустя всего полторы недели занятий ко мне вернулось спокойствие, ушла нервозность, раздражительность. Даже компьютерные игры и фотодело не оказывали такого эффекта.
И, несмотря на то, что я только в начале своего пути, я буду идти столько, сколько понадобится к заветной мечте - мастерству.
Хочу и вам тоже пожелать не только и не столько творческих успехов, сколько терпения, усидчивости, спокойствия в любом вашем увлечении, чтобы каждый из нас мог быть лучшим в своём деле!
#резьба по дереву #взгляд новичка #хобби и увлечения