За последние 10 лет в нашу жизнь прочно вошли сенсорные телефоны, с их яркими экранами, доступом к интернету и различными приложениями. В метро посмотришь- большинство пассажиров смотрят в свои смартфоны: кто читает, кто общается, кто играет .... Лишь небольшой процент людей просто едут. И то, глядя на них невольно закрадывается мысль, у них, может, интернет кончился или смартфон в ремонте.....
Известно, что дети учатся у взрослых : что родители делают- то дети и повторяют. А родители часто смотрят в телефон. Как результат- ребенок неосознанно принимает установку, что смотреть в телефон часто и подолгу можно, потому что папа и/или мама так делают.
И, в принципе, это удобно: дай в руки ребенку смартфон- и все, ребенок занят и взрослых не беспокоит.
У меня растет сын, и он очень любит смартфон, даже телевизор не так интересен. Моему сыну 9 лет, свой смартфон он разбил и я с радостью отложила его в сторону: гаджет ждёт ремонта. Так ребенок нашел старый смартфон бабушки и сам наладил его! Да, на старый смартфон не возможно скачать игры и приложения, но Ютюб он смотрит!
Но, как мама и как психолог, в поведении своего чада замечаю некоторые моменты:
1. Неразвито общение. Все начинается со слов: "э... Ну как там..... Ну ты понимаешь..... " И через 30 секунд молчания "а... Ну ладно.... Проехали ..." То есть свою мысль ребенок не может выразить от слова совсем. И, естественно, разговорные предметы, где нужен навык развития речи, очень страдают ( литературное чтение, окружающий мир и тд )
2. Не читает. Вообще книги, кроме учебников, в руки не берет. Что для меня, как для книгочея, ооочень странно. Я читать люблю. Стараюсь ему читать сама, из серии "на ночь", но получается это не всегда.
3. Мало играет сам. С игрушками большие проблемы по причине того, что они стоят и пылятся. Большой кран, грузовик, несколько железных дорог .... Я сама в детстве играла в игрушки довольно долго. В 9-10 лет играла ещё. А сын не играет. Максимум, в Лего Нексонайтс. Но опять, изначально это мультики из Ютюба. Но я и такому рада. Лишь бы хоть с чем-то играл. Игра - это очень важно. С 3х до 7 лет игра вообще является ведущей деятельностью. Именно в игре отрабатываются навыки поведения и взаимодействия с окружающим миром, именно игра поможет потом, в более взрослом возрасте, приспособиться к окружающему миру, наладить с ним взаимодействие. Приведу один пример: в своем детстве я играла в "Дочки-матери" , а когда сын родился, было ощущение, что я опять играю в эту игру, только взаправду, а не понарошку. ) А что сейчас? Какая игра у моего сына и чему он научится в ней? Тыкать пальцем в экран? Так это дело не хитрое.....
Понятно, что приходится придумывать, как в данных реалиях быть... Ситуация осложняется тем, что мне надо, как и большинству родителей, зарабатывать деньги. Но, сын мой, мне о нем и беспокоится.
Вот что я поняла и стараюсь использовать:
1. Совсем от гаджетов сейчас уйти нельзя. То есть запретить навсегда полностью- это не выход. Наоборот, мы вместе с сыном сейчас копим на ремонт его гаджета. Ребенок осознает: мама услышала , что для него ценно.. А, как известно из одного старого советского фильма, "счастье- это когда тебя понимают...") А когда починим, тогда нужна будет система дозировки общения со смартфоном.
2. Когда мы куда-то едем вместе, я стараюсь не молчать, а разговорить ребенка. В дороге вместе с сыном, я УБИРАЮ свой гаджет и это время полностью посвящаю своему сыну.
3. Детские кроссворды и комиксы в помощь развития чтения! Конечно, детские журналы ещё надо найти.... Или подписаться....
То, что я описала- это далеко не весь перечень особенностей влияния технического прогресса на подрастающее поколение. И, конечно, это не весь перечень мер, которые могут помочь сгладить острые углы и преодолеть трудные моменты. Дети разные, семьи разные, и у каждой семьи, уверена, найдутся свои фишечки по преодолению негативного влияния гаджета.