Найти в Дзене
Арт-дневник

Почему вандалы нападали на известные картины? Несколько историй

В продолжение статьи о вандале, который повредил картину художницы Анны Лепорской (ссылку дам в конце этой статьи) захотелось немножко поизучать хроники вандализма. Мне интересно, что движет теми людьми, которые пытаются уничтожить ту или иную картину. То есть как они сами объясняют свой поступок, какова их мотивация. Рембрандт Пожалуй, первое, что вспоминается, это ужасающая история нападения на «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже. 15 июня 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис несколько раз ударил картину ножом и плеснул на нее кислотой. Несмотря на то, что спасать картину начали сразу же, была утрачена почти треть живописного полотна. Больше всего пострадала самая важная часть — фигура Данаи. Вот так, ущерб был нанесен за секунды, а на реставрацию потребовалось 12 (!) лет. Вандал был задержан, ему был поставлен диагноз шизофрения. Шесть лет он проходил лечение в психиатрической лечебнице. Непосредственно перед нападением вандал спросил смотрительницу музея, какая из картин в зале Рембран
Оглавление

В продолжение статьи о вандале, который повредил картину художницы Анны Лепорской (ссылку дам в конце этой статьи) захотелось немножко поизучать хроники вандализма. Мне интересно, что движет теми людьми, которые пытаются уничтожить ту или иную картину. То есть как они сами объясняют свой поступок, какова их мотивация.

Рембрандт

Пожалуй, первое, что вспоминается, это ужасающая история нападения на «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже. 15 июня 1985 года житель Литвы Бронюс Майгис несколько раз ударил картину ножом и плеснул на нее кислотой. Несмотря на то, что спасать картину начали сразу же, была утрачена почти треть живописного полотна. Больше всего пострадала самая важная часть — фигура Данаи. Вот так, ущерб был нанесен за секунды, а на реставрацию потребовалось 12 (!) лет. Вандал был задержан, ему был поставлен диагноз шизофрения. Шесть лет он проходил лечение в психиатрической лечебнице.

Источник: wikipedia.org. Рембрандт «Даная» (между 1636 и 1643), 185х202,5 см
Источник: wikipedia.org. Рембрандт «Даная» (между 1636 и 1643), 185х202,5 см

Непосредственно перед нападением вандал спросил смотрительницу музея, какая из картин в зале Рембрандта является наиболее ценной. Когда он был задержан, оказалось, что у него с собой было и взрывное устройство. К счастью, у него хватило ума не приводить его в действие, потому что вокруг было много людей.

Источник: wikipedia.org. Бронюс Майгис, Литовский Герострат
Источник: wikipedia.org. Бронюс Майгис, Литовский Герострат

Дома у вандала нашли репродукцию «Данаи», но изначально он собирался в Москву, а не Ленинград — просто не смог купить билеты. Сначала он утверждал, что у него были политические мотивы. 15 июня 1940 года советские войска были введены в Литву, поэтому дата была выбрана соответствующая. А отец вандала якобы был расстрелян НКВД в 1944 году за дезертирство, поэтому он ненавидел советскую власть. Потом он изменил свои показания, объявил себя женоненавистником, а «Данаю» — образцом разврата. Еще позже он объяснял свой поступок желанием привлечь к себе внимание. Он так и не раскаялся и говорил, что повторил бы это.

Верещагин

Картины «Воскресение Христово» и «Святое семейство» Василия Верещагина также подвергались нападению. В 1885 году во время выставки в Вене религиозный фанатик облил полотна соляной кислотой. К счастью, ему не удалось нанести полотнам серьезный урон.

Источник: artchive.ru. Василий Верещагин «Воскресение Христово» (1884)
Источник: artchive.ru. Василий Верещагин «Воскресение Христово» (1884)
Источник: artchive.ru. Василий Верещагин «Святое семейство» (1884), 100,4×121 см
Источник: artchive.ru. Василий Верещагин «Святое семейство» (1884), 100,4×121 см

В то время австрийское духовенство призывало прихожан не ходить на выставку, на которой демонстрировались эти картины. Для тех, кто все же их увидел, были предусмотрены три дня покаяния. Почему? Священнослужители сочли, что эти полотна умаляют духовную ценность изображенных на них сцен и подрывают догматы христианства. В Российской империи эти картины и вовсе были запрещены.

Репин

16 января 1913 года в Третьяковке было совершено нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». 29-летний иконописец, старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно смертей, довольно крови!» бросился с ножом на картину. Он довольно серьезно повредил полотно. В его восстановлении участвовали реставраторы Дмитрий Богословский и Игорь Грабарь, а также сам Илья Репин.

Источник: wikipedia.org. Илья Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), 199,5х254,0 см
Источник: wikipedia.org. Илья Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), 199,5х254,0 см

Хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов, узнав о случившемся, бросился под поезд. Попечитель музея Илья Остроухов подал в отставку.

Источник: wikipedia.org. Следы от удара ножом
Источник: wikipedia.org. Следы от удара ножом

Вандал до нападения неоднократно заглядывал в Третьяковку. Утром 16 января он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» Сурикова. Стоял перед ней и что-то шептал. Смотритель музея заподозрил неладное и стал следовать за ним на некотором расстоянии. Но вандал так внезапно сорвался с места и набросился на картину Репина, что смотритель просто не успел его остановить. Он его обезоружил, но нападавший успел нанести три удара.

До прибытия полиции вандала заперли в конторе галереи. Он находился в подавленном состоянии, закрывал лицо руками и все повторял: «Господи, что я сделал». На допросе выяснилось, что он давно задумал изрезать картину ножом. Отвечал он местами вполне здраво, но местами ответы были совершенно бессмысленные. Он не смотрел в глаза и производил впечатление человека нездорового. Поэтому его отправили к врачам. После выяснилось, что его сестра находится в Алексеевской психиатрической больнице, в ней же скончался и его брат Николай.

Источник: ezoterik-page.com. Абрам Балашов
Источник: ezoterik-page.com. Абрам Балашов

Повторное нападение на картину Репина произошло относительно недавно — 25 мая 2018 года. За пять минут до закрытия Третьяковки 37-летний безработный, житель Воронежской области, Игорь Подпорин вбежал в зал Репина, схватил металлическую стойку ограждения и нанес несколько ударов по стеклу, защищавшему картину. К сожалению, стекло защищало работу от колебаний температурно-влажностного режима, но не от вандализма. Вандалу удалось порвать холст в трех местах в центральной части полотна. Картина сразу же отправилась на реставрацию.

Свой поступок вандал объяснил тем, что картина оскорбляет чувства верующих и является исторически недостоверной. Он переехал в Россию вместе с семьей из Узбекистана — они были беженцами. Выяснилось, что еще до отъезда в возрасте 16 лет он получил условный срок за хулиганство. После нападения на картину он был признан вменяемым, ему предъявили обвинение по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия). В 2019 году он был приговорен к двум с половиной годам колонии. Ущерб от его действий составил по некоторым оценкам 30 млн рублей.

Предварительные выводы

Получилось довольно длинно, поэтому я пока сделаю передышку. Наверное, будет продолжение. Но пока что получается? Мотивы вандалов либо обусловлены душевным нездоровьем, либо религиозными мотивами?

Я навскидку могу еще вспомнить нападения на «Мону Лизу» Леонардо, «Ночной дозор» Рембрандта и «Супрематизм» Малевича. Если есть желание, приглашаю дополнять список в комментариях!

Как и обещала, даю ссылку на историю с картиной Анны Лепорской.

Продолжение про вандализм можно прочитать тут.

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)