Возвращалась я вчера домой в ночи по подмерзшей грязной дороге под большим и звездным небом. Шла и думала о том, что если бы меня кто-то спросил, какая самая важная для меня черта животных, то сейчас я бы ответила, что умение прощать.
Я строгая, нередко даже слишком. И не всегда бываю справедливой. Я постоянно думаю, как можно сделать лучше, а значит, редко останавливаюсь на достигнутом. Например, идеально воспитанная, на мой взгляд, упряжка должна останавливаться от одного слова «Стоп» даже на расстоянии, если каюр свалился с нарт. А еще лучше, чтобы собаки сами разворачивались и проверяли, на месте ли их хозяин или уже где-нибудь в сугробе. А если и свалился, то надо за ним вернуться. Видела ли я когда-нибудь такую упряжку своими глазами? Нет. Но это не значит, что ее не может быть!
При этом я, конечно, ошибаюсь при работе с животными, порой перегибаю палку, а еще бываю уставшей или попросту в плохом настроении. Но если разучивать команды в таком состоянии я не буду, то вот не покормить хвостатых не могу. А когда ты, уставший или раздраженный, заходишь в вольер с бушующей от возбуждения перед кормежкой стаей, члены которой могут еще и подраться, справиться со своими эмоциями да еще и взбудораженными собаками бывает очень сложно. И иногда я злюсь, кричу, за что мне потом, конечно, стыдно, но взять себя в руки удается не сразу.
Сейчас, правда, после входа в вольер я приучила себя тут же вставать «в угол», где, собственно, и раздаю еду, и переключаться на собственное сердцебиение, дыхание, чтобы меня не захлестнула эмоциональная волна стаи. Но если у собак случается массовый конфликт с попыткой оторвать кусочки друг от друга, просто так стоять все равно не получится…
Да и одной кормежкой необходимое взаимодействие с животными не ограничивается. А мои состояния и ресурсы бывают разные.
Но что бы ни случилось, когда страсти улягутся и мы (я и животное/ые) успокоимся, зверь снова будет готов идти на контакт. И если я ошиблась в обучении и что-то неправильно закрепила, то и это можно исправить. Порой, правда, это происходит дольше и сложнее, чем изначальная выработка навыка, но, главное, что это не непоправимая ошибка!
Так что звери прощают все, и это для меня весьма ценно! И я сама, и окружающие меня люди так могут далеко не всегда. Хотя, если уж совсем строго говорить, то и животные не прощают: у них просто вообще нет такого понятия, как «обида». Есть страх, агрессия, конкуренция за ресурс… Но эти эмоции проходят, организм успокаивается, все системы приходят в порядок – и зверь вновь готов коммуницировать с тобой.
Так я шла по ночной дороге под большим и звездным небом и размышляла. А путь предстоял долгий, так как было темно, скользко и грязно.
В итоге я добралась до дома, переполненная любви к нашим животным, Нике, моей семье и к миру в целом. Поделилась этими чувствами с Никой, призналась ей в том, какая она замечательная и как я ее ценю. В ответ на что Ника внимательно на меня посмотрела и очень серьезно произнесла:
- Почаще гуляй, Саш.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !