Александр Жабинский
Поскольку ни один манифест художников не обходится без определенной доли "маразма", мы отрицаем "идиотию" как стратегию современного искусства (см. Художественный журнал № 26-27 за 1999 г.) и последующую двадцатилетнюю эволюцию русского искусства. "...На протяжении нашего столетия мы сталкиваемся со стремленим художников к ненормативному поведению -- к эксцентризму, к девиантности, к дементности."
Мы понимаем, что любой манифест "нелегитимен" (см. Коммерсантъ Weekend за 9 июня 2017 г.) "По крайней мере, по двум причинам. Во-первых, настоящий художник высказывается от первого лица, а манифест -- произведение групповое, не обязательно по авторству, но по мысли. Во-вторых, художественный манифест -- это всегда своего рода декларация о намерениях... И сама необходимость такой декларации -- свидетельство слабости, знак поражения. Произведению искусства от природы положено говорить самому за себя".
Однако в живописном произведении сложно объяснить, что объективная и субъективная реальности лежат вне поля нашего зрения. В то же время мы не собираемся творить "новые миры", как абстракционисты.
Мы, художники-альтернативисты XXI века, изучаем альтернативную реальность, в том числе симуляции, созданные при помощи искусственного интеллекта. В таких симуляциях объектом исследования становятся несбывшиеся возможности развития цивилизации. Эти возможности возникают с постоянством, не поддающимся рациональному объяснению, в ходе самой истории. Только сознание способно придать этому подлинный смысл.
Все возможные или невозможные варианты именуются альтернативной историей. Реконструкции альтернативной истории, как правило, осуществляются в исторических симуляциях. При этом в рамках симуляции исторического процесса моделируется сознание множества лиц, а то и всего человечества.
Главное отличие цивилизации будущего от современной будет заключаться в невероятных вычислительных воможностях, от которых будет зависеть масштаб симуляции, вплоть до вселенского. Смоделированные внутри симуляции люди (Ник Бостром называет их цивилизацией низкого уровня по сравнению с цивилизацией, запустившей симуляцию) воспринимают модель как объективную реальность, хотя на самом деле речь идет о моделезависимой реальности. Вероятность моделирования людей без сознания нами также рассматривается.
Возможно, здесь кроется ответ на вопрос, почему интеллект человека не развивается на протяжении всей жизни. Если и наше сознание смоделировано, поставлены определенные ограничения, следовательно существует более высокая и чистая реальность.
Таким образом, мы должны признать альтернативизм парадигмой, подразумевающей, что в цивилизации высшего порядка эволюция человечества идет по восходящей линии. В настоящее время эта идея не интерпретирована в сознании современников, в массе своей придерживающихся концепции спирали (первоначально -- теории исторического круговорота Джамбаттисты Вико).
Увидеть происходящие в мире процессы во всей их многомерности нам не дано. Всё, что мы знаем о мире -- всего лишь эмоционально окрашенный мысленный конструкт, который можно оценивать с точки зрения его полезности в настоящее время. Бесполезные конструкты -- это исходная омраченность сознания, являющаяся причиной неправильного восприятия мира и противодействующая постижению сущности бытия. Без стремления к освобождению от неверных моделей реальности невозможно перестать воспринимать мир, в котором мы живем, за реальность вообще.
Альтернативизм подвергает сомнению хронологическую конструкцию Жозефа Скалигера и Дионисия Петавиуса и созданную на ее основе историю искусств. Учение, возникшее в донаучную эпоху, не может быть истинным.
Наше бытие определяется тремя измерениями, и четвертое измерение -- время, продиктованное движением небесных тел, закономерностью повторяющихся явлений природы, -- постоянно возвращает нас к исходной точке цикла. Именно таким образом и вопринималось время в эпоху зарождения астрономической хронологии: вращение Земли вокруг своей оси служило наиболее естественным мерилом времени.
Хочется верить, что Искусство, познающее и отражающее альтернативную реальность, позволит нам вырваться за пределы этого "порочного круга". Тогда мы и сами окажемся изменившимися! Внешние условия меняют наши внутренние установки, и наоборот: изменения в сознании формируют преображенную реальность. Мы наконец интеллектуально освободимся!
Позитивное утверждение, а не отрицание стало сегодня художественно рискованным, отказ от тотальной абсурдности в пользу здравого смысла дает возможность создать ментальный конструкт, наделенный практически полезными для развития свойствами, в качестве альтернативной реальности.
Альтернативизм утверждает подлинное искусство, базирующееся на зрелом мастерстве, и приветствует любые попытки художника поднять свой профессиональный уровень. Мы считаем своими старшими братьями по цеху анахронистов и мастеров pittura colta -- просвещенной живописи. Мы подтверждаем, что постмодернизм являлся неизбежным переходным периодом между модернизмом и альтернативизмом.
Необходимость умения рисовать, как этот процесс понимали в те эпохи, когда художник преображал своим прикосновением видимую реальность, остается неизменной для художника.
Наш консерватизм заключаеся в том, что мы можем говорить на любом пластическом языке, свободно меняя выбор, в зависимости от задачи и своих возможностей.
Наш радикализм проявляется в том, что в случае преследования нас со стороны "современных художников" и "настоящих ученых", будет провозглашен криптоальтернативизм.
2021