Современная скорость развития технологий обусловила начало процесса трансформации социально-экономической сферы. Результатом трансформации современного общества станет появление цифровой экосистемы. Что такое цифровая экосистема? Цифровая экосистема - метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества и экосистемы, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты. Между тем цифровая экосистема – это цифровая форма будущего человечества. М. Хайдеггер говорил, что «пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет». Кроме того, достигнутый темп социальной трансформаций уже таков, что в человеческом восприятии сложно дифференцировать будущее от настоящего. Э. Тоффлер предсказывал «преждевременный приход будущего». Что же такое цифровое будущее? Цифровое будущее для нас - это инфокоммуникационная глобализация всего общества, в которой имеет место процесс взаимодействия человека и «сильного» искусственного интеллекта. Так, создание Интернета стало прорывом в технологическом развитии человечества, а также стало началом конца этнической идентичности и культуры отдельных народов. Глобальная экспансия Интернета главным образом обусловлена его адаптивными возможностями, которые основаны на международных принципах развития технологии. Э.В. Талапина отмечает, что причина стремительного развития и главенствующего положения Интернета среди информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - базовые, архитектурные принципы технического проектирования Интернета (принцип функциональной совместимости (interoperability), принцип открытости (openness), принцип сквозной связи (end-to-end) и др.). Между тем процесс глобализации, обусловленный развитием Интернета, носит неоднозначный характер. И.Г. Шестакова отмечает, что глобализация - неоднозначный феномен развития: в отношении экономики она в большей мере имеет положительный эффект, но в человеческом измерении это скорее явление с отрицательным знаком. Так, например, с одной стороны, благодаря Интернету любому человеку доступно всё обо всем, в любом месте и в любое время, с другой стороны, происходит упадок культурных ценностей, развивается цифровая зависимость личности, клиповое мышление. Н.А. Бердяев замечал, что техника входит в жизнь человека, но она «хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, поработить его. И это есть титаническая борьба человека и технизируемой им природы. Сначала человек зависел от природы, и зависимость эта была растительно-животной. Но вот начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически-машинная зависимость. В этом вся мучительность проблемы». В условиях цифровой глобализации имеет место ситуация, когда человек имеет широкий доступ к информации, но не может извлечь из нее смысл. К.Н. Леонтьев говорил: «Жизнь, видимо, пошлеет от прогресса». Ф.И. Гиренок указывал, что в мире антропологической катастрофы скорость смены одного события другим так велика, что значения и смыслы не успевают осесть, поэтому каждому из нас приходится жить в режиме неизвлеченного смысла. Между тем стремительное развитие технологии требует качественной обработки огромного массива информации за ограниченное время, что физически невозможно. В связи с этим возникла крайняя необходимость в автоматизации процесса обработки больших данных, что обусловило появление искусственного интеллекта. Что такое искусственный интеллект? Искусственный интеллект - это система, способная решать задачи, для которых отсутствуют алгоритмы решения. Развитие искусственного интеллекта, его совершенствование все больше находит решение в нейронных сетях. Нейронные сети представляют собой систему многосвязных между собой процессоров - искусственных нейронов, которые являются довольно простыми по своей структуре. Подобные процессоры нейронной сети обрабатывают сигналы как поступающие на них, так и сигналы, отсылаемые ими на другие процессоры нейронной сети. Главное преимущество нейронных сетей - это возможность обучения, которое сводится к нахождению коэффициентов связей между нейронами. Процесс обучения заканчивается, когда нейронная сеть станет выдавать желаемый отклик без ошибки. В настоящее время искусственный интеллект имеет статус помощника человека, объекта гражданских прав. Что будет завтра? Неизвестно. О. Шпенглер, рассуждая о технологическом прогрессе и роли машин, указывал, что творение восстает против своего творца… Властелин мира становится рабом машины. Она вовлекает его, нас и всех без исключения, знаем ли мы это, и хотим или нет, в свой бег. В этой бешеной упряжке свергнутый победитель будет загнан насмерть. Таким образом, процесс цифровой глобализации, обусловленный развитием Интернета и искусственного интеллекта, неминуемо приведет к цифровой глобализации (трансформации социальных институтов), характерной чертой которой станет гибель культуры. Между тем гибель культуры, как социокода общества, приведет к деградации личности и общества. В.С. Степин отмечал, что наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система — социокод, передающий от человека к человеку надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь. Таким образом, необходимо и достаточно разработать правовой механизм, регулирующий отношения в сфере использования Интеренета и искусственного интеллекта. Право, как социальный регулятор, представляет собой всеобщую форму общественных отношений. Таким образом, право, являясь частью культуры, призвано урегулировать общественные отношения в условиях цифровой экосистемы, а также нивелировать угрозы цифровой глобализации. Рассматривая сущность права, В.С. Нерсесянц выделял три равноценных определения права: как системы формального равенства, как всеобщей и необходимой формы свободы в общественных отношениях людей и как всеобщей справедливости. Необходимо отметить, что основные принципы и нормы развития общества закреплены в Конституции Российской Федерации. С.М. Шахрай отмечает, что опыт прошедших десятилетий показывает, что российская Конституция 1993 г. стала действенным инструментом общественного управления, способным не только восстановить социальный порядок и стабильность, нарушенные в результате масштабных трансформаций, но и дать необходимую основу, творческий импульс и эффективные механизмы для нового развития. М. Маккаббинс отмечал, что эффективно работающая конституция всегда содержит комплекс разнообразных инструментов, помогающих урегулировать возможный конфликт в рамках существующего правового поля мирным и цивилизованным путем. Устанавливая структуры и алгоритмы действий, конституция позволяет тем самым снизить возможные политические риски. Таким образом, Конституция Российской Федерации должна стать барьером в процессе разрушения культуры российского общества. Между тем проблема цифровой глобализации имеет международный характер, поэтом крайне важно разработать и принять международные акты, регулирующие международные отношения в области Интернета. В настоящее время под эгидой ООН в целях ведения мировой дискуссии о политике по поводу Интернета создан форум управления Интернетом. Кроме того, к международным документам в области регулирования Интернета можно отнести: Конвенцию Совета Европы по киберпреступности, Амстердамские рекомендации о свободе СМИ и Интернета, стандарты Международной электротехнической комиссии.
В Российской Федерации попыткой введения контроля над Интернетом является принятие Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которым предусматривается введение правил маршрутизации трафика. Между тем нужно признать, что в настоящее время эффективный контроль над Интернетом не установлен, а попытки урегулировать Интернет при помощи «мягкого» права не увенчались успехом, поэтому имеют место цивилизационные риски. В заключение необходимо отметить, что цивилизационные риски, обусловленные процессом цифровой глобализации, требуют незамедлительного принятия международно-правовых актов, закрепляющих задачи, принципы и стандарты регулирования общественных отношений в области использования Интернета и искусственного интеллекта, а также меры ответственности за их нарушения.