История знает довольно много личностей, решивших превратить свою жизнь в произведение искусства и тем самым достигнуть высшей формы творческого самовыражения.
Чего стоит один лишь Сальвадор Дали, постоянно эпатировавший публику своим образом и действиями...
В тот момент, когда человек осознал своего рода ограниченность картин, скульптур, - форм "пластического", неизменного в пространстве и времени, искусства, и появился так называемый "перфоманс".
Он, лежащий в основе всего современного арт-течения, представляет собой синтез четырёх взаимосвязанных элементов: единства места и времени; "тела" художника; его действий или же бездействия; отношения "представление-зритель".
Таким образом, "перфоманс" - это именно что "представление".
Относится он к театрально-художественному жанру и, как следствие, являет собой не какой-либо "предмет", но определённую ситуацию (в том числе подразумевающую интерактив).
Перфоманс воплощает собой идею, вопрос или концепцию и ставит целью своего существования заострение внимания на проблемах, имеющих место быть в жизни конкретного человека или даже общества.
Также данное "представление" - это всегда эксперимент на грани, исходы которого абсолютно непредсказуемы!
Стоит отметить, что лучше всего обозначенный выше тезис понимает "специалистка по искусству выносливости", сербская исполнительница, - Марина Абрамович.
Её работы, исследующие человеческие пределы, шокируют и заставляют недоумевать. Они раскрывают перед вовлечённым зрителем вопросы гуманности, идентичности, борьбы и доверия.
Описываемая художница концептуального жанра так продвинулась в отношении реализации своего творчества и его презентации, что заслужила бесспорный авторитет в кругах современного искусства.
Ей даже дали шуточное, но говорящее о многом, прозвище - "Бабушка мирового перфоманса".
Что ж, время перейти к самым известным её работам! И начну я с одной из наименее "экстремальных":
1) "Дом с видом на океан"
Данный перфоманс произошёл в 2002 году, в нью-йоркской "Sean Kelly Gallery".
Внутри пространства галереи были сконструированы своеобразные (связанные друг с другом через отверстия в стенах) жилые ячейки, которые после закрепили на высоте 2 метров. К каждой из них приставили по лестнице, состоящей из заточенных ножей.
Целых 12 полных дней Марина Абрамович жила в этих полу-открытых камерах, совершенно без еды и собеседников, с которыми можно было бы поговорить. Волны "Моря зрителей" сменялись, приходили и уходили ежечасно, не оставляя "робинзоншу" без наблюдения ни на миг. В такой атмосфере она спала, принимала душ и медитировала.
Это её представление, вдохновлённое аскетическим образом жизни буддистских монахов, во-первых, что очевидно, затрагивает вопросы человеческих лимитов и выносливости; во-вторых - пытается стереть грань между поведением "театральным" (публичным) и "естественным", которое показывается на свет только тогда, когда мы остаёмся наедине с самим собой; и в-третьих, поднимает один из важнейших философских вопросов, что звучит так: "Что для нас дом?" (Как ответ - "зона повышенного комфорта, выход из которой подобен спуску по острым ножам...")
2) "Энергия покоя"
Та ситуация, когда фраза "Стрела Купидона попала прямо в сердце" звучит довольно угрожающей...
"Энергия покоя" - это один из самых трудных, травмирующих и диких перфомансов исполнительницы. В основе его лежат вопросы "доверия", ответственности и идея изменения взаимоотношений людей в зависимости от внешних или внутренних факторов.
В описываемом представлении 3 действующих лица: сама Марина Абрамович; любовник и вершитель её судьбы - Франк Уве Лайсипен (он же "Улай"); и лук, в том числе символизирующий собой случайность.
Суть действа - партнёры, отклоняясь друг от друга, "взводят" лук. При этом стрела того направлена прямиком в сердце женщины. Как следствие, одно неверное действие, неосторожность или же наоборот решительность, - и её настигнет смерть.
Интересно, что к грудным клеткам пары были прикреплены микрофоны, проецирующие через динамики в окружающее пространство ритмы их сердец. И, к слову, в те моменты, когда ритм "мотора" Улая учащался, соответственно ему быстрее биться начинало и сердце женщины..
Такое вот "тонкое взаимодействие".
3) "Ритм 0"
От ритма сердца к ритму жизни, от доверия к полному незнанию.
Обозначенный перфоманс почти что легендарен. По значимости и влиянию на искусство он, обошедший даже "Аскезу философа Диогена" и повсеместных "живых статуй" (да-да, всё это тоже своего рода перфомансы), не знает себе равных.
В основе его лежит концепция свободы, к которой мы вроде бы все так стремимся, но при этом, оказывается, боимся её заполучить... А так же психологический эксперимент по поводу того, как поведёт себя человек, которому предоставили абсолютную неконтролируемую власть над другими.
В противовес "Энергии покоя" здесь Марина Абрамович позволила распоряжаться её судьбой не любимому, а совершенно незнакомым личностям.
Представление состоялось в 1974 году, в одной из галерей Неаполя.
В центре одного из залов организаторы расположили стол, заполненный всевозможными вещами. Еда, элементы гардероба, цветы, детские игрушки, а так же заряженный пистолет и холодное оружие, - всё это было на нём (всего 72 предмета). Рядом со столом, подобно английскому королевскому гвардейцу, встала сама Абрамович.
А далее для неё начался персональный ад! Зрителям галереи было предложено поучаствовать в перфомансе, позволив тем сделать с исполнительницей совершенно всё, что им "заблагорассудится".
Первые 2 из 6 часов представление было относительно ординарным: девушку кормили, щекотали и наряжали в доступную одежду.
После же её начали щипать, порезали на лоскуты костюм, стали оставлять на исполнительнице раны и пить через них её кровь (!)
Апофеозом этого безумия стал момент, когда один из участников эксперимента поднёс заряженный пистолет к голове страдалицы...
Но "Специалистка по искусству выносливости" выстояла и уже по завершении периода обозначенной вакханалии сделала единственное движение, - шаг вперёд.
Подобно чертям, бегущим от ладана, все участники эксперимента, издевавшиеся над несопротивляющейся личностью, в ужасе разбежались во все стороны. Видимо, испугавшись возможного возмездия...
Вспоминая эти события, художница однажды упомянула, что именно так, по её мнению, выглядит "толпа"; те, кто решился на вседозволенность и кто точно уверен в своей безнаказанности. В тот же день "Бабушка мирового перфоманса" обзавелась первыми лоскутами седых волос.
Вывод, напрашивающийся сразу после осознания данного представления, по-моему, звучит так: "Истинная свобода всё-таки ненавистна для человека разумного, и определённые ограничения нам просто необходимы".
-------------------------------------------------------------------------------------------------
"Перфоманс" - это искусство одновременно на грани и за ней. Его яркость, живость, изменяемость и наглядность наиболее точно способны передавать те или иные идеи, задумки, концепции, - вызывать отклик и резонанс.
Если же вам понравилась статья, пожалуйста, сообщите об этом. Так я узнаю, что мне стоит написать побольше об интереснейшем пространстве "представлений".
Возможно, я даже сделаю вторую часть, рассказывающую о некоторых не менее значимых проектах Марины Абрамович ("Балканское барокко; "Великая стена"; "Смерть себя"; "Imponderabilia" и прочие).
#искусство #творчество #резонанс #перфомансы #эксперимент #современное искусство #марина абрамович #артфавиль
Спасибо за внимание!