Найти тему

Россия/Запад - Психологическая война, идеология, пропаганда

Россия/Запад - Психологическая война, идеология, пропаганда

Психологическая война

Цель психологической войны – формирование общественного мнения.

Психологическая война, в отличие от войн, в которых задействуется военная техника, происходит информационным способом – путем воздействия на массовое сознание. Благодаря этому достигается охват большой аудитории и не разрушаются материальные средства, которые после победы могут использовать победители.

Российская концепция информационной войны включает в себя 4 компонента:

-- разрушение систем связи противника;

-- перехват сообщений;

-- взлом компьютерных сетей;

-- воздействие на общественное мнение путем распространения дезинформации.

Привычки и желания российских потребителей информации в настоящее являются объектами пристального изучения, затем через подконтрольные государству СМИ населению внедряются необходимые психологические установки, социальные стереотипы, политические симпатии/антипатии.

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы:

- мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

- познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление);

- эмоциональную (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

- коммуникативную (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Психологическое воздействие имеет свои закономерности:

- если оно направлено на мотивационную сферу людей – то его результаты сказываются на силе желаний;

- если направлено на эмоциональную сферу – это отражается на внутренних переживаниях и на межличностных отношениях;

- одновременное воздействие на мотивационную и эмоциональную – позволяет управлять поведением людей;

- влияние на коммуникативную сферу - заставляет людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

- воздействие на интеллектуальную сферу – изменяет представления человека об окружающем мире.

Существует три уровня манипуляций массовым сознанием в психологической войне:

Первый уровень: усиление и закрепление уже существующих в сознании людей идеалов и ценностей.

Второй уровень – незначительные изменениями взглядов на то или иное событие.

Третий уровень - кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения необычных новых сведений.

Любая психологическая операция имеет следующую схему.

1) Предварительный этап – планирование, сбор сведений и проч.

2) Информационный этап – придумывание информационного повода, т.е. события, которое можно использовать как повод для пропаганды.

3) Раскрутка информационного повода - использование информационного повода для усиления, формирования или разрушения определенных стереотипов.

4) Этап закрепления - плавное завершение пропагандистской кампании.

Этапы планирования спец.операции.

1. Определение цели.

2. Определение объекта.

З. Анализ ресурсов, определение исполнителей.

4. Определение методов и приемов.

5. Разработка сценария.

6. Определение критериев оценки успеха.

Следует помнить, что психика современного человека привыкла получать потоки информации. В результате длительного выполнения однотипных действий формируется привычка. Такая привычка сформирована и в психике современного человека. Он уже не может без информации. Без информации в его психике начинает развиваться симптоматика нервных и психических заболеваний, и такой человек вынужден подключиться к любому источнику информации, чтобы снять психическое напряжение. Таким образом, ведение психологических войн становится возможным с помощью любых средства передачи информации.

В информационном воздействии выделяют следующие правила:

— ложь должна быть дозирована и сохранять видимость правды;

— необходимо четко представлять ожидания аудитории и создавать иллюзии, применимые именно для данной аудитории;

— использовать т.н. взаимную ответственность;

— изымать и всячески скрывать информацию, которая идет вразрез с официальным курсом.

Подытоживая вопрос психологических войн, следует обратить внимание, что и в мирное и в военное время методы подобного рода воздействий объединяет одно:

-- целенаправленное воздействие на массовое психическое сознание с целью дезориентации общества,

-- уничтожения существующих раннее в таком обществе моделей поведения (стереотипов),

-- навязывание новых установок, т.е. нового мировоззрения.

Основной атаке всегда подвергается подсознание. Добившись закрепления в подсознании устойчивых механизмов отреагирования на тот или иной сигнал (паттернов поведения), можно программировать массы на совершение заданных вами действий. Причем так, что люди будут думать, что инициатива исходит от них. А на самом деле – они лишь роботы в руках специалистов по манипулированию, ибо таким образом можно управлять даже государством.

-2

Начало информационно-психологических войн Запада против России было положено во времена существования СССР. Тогда, после революции 1917 года, президент США Вудро Вильсон считал, что все белогвардейские правительства на территории России должны получить помощь и признание Антанты. После победы над коммунистами Вильсон планировал отправить в Россию отряды из молодежных христианских ассоциаций «для морального обучения и руководства русским народом». В 1918 г. американские войска вошли во Владивосток, и продержались там до 1922 года. 23 декабря 1917 года лидеры Антанты заключили тайную конвенцию о разделе сфер влияния в России: Англии - Кавказ, Кубань, Дон; Франции — Бессарабия, Украина, Крым. США -- Сибирь и Дальний Восток. Прибалтику, Белоруссию, Украину, Кавказ, Сибирь и Среднюю Азию – планировали превратить в «независимые» государства.

Хорошо известна директива Алена Даллеса 1945 года в отношении СССР.

Основная цель – свержение советской власти.

Основные задачи:

а) Снизить до минимума роль и влияние Москвы;

б) Изменить внешнюю политику России и добиться распада страны.

Д.Кеннеди, при вступлении в должность президента США в 1961 году заявил: «Мы не можем победить Советский Союз в обычной войне. Это неприступная крепость. Мы можем победить Советский Союз только другими методами: идеологическими, психологическими, пропагандой, экономикой».

Невидимые, т.е. информационно-психологические войны существовали во все времена. В 21-м веке за счет роста технологий такие войны перешли на новый этап развития. В развитых странах на идеологию тратится больше денег, чем на ядерные ракетные программы.

Давно выведено единое правило: победу в войне одержит тот, у кого более развита пропаганда. Поэтому главным является не само сражение, а правильно сформированное общественное мнение. А это достигается контролем СМИ. Бывший глава объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Дж. Шаликашвили говорил: «Мы не побеждаем, пока CNN не сообщает о том, что мы побеждаем». Пример, бомбардировка американской авиацией Ливии в 1986 году была приурочена к началу вечерних информационных выпусков в США.

Большинство т.н. «миротворческих операций» было бы не нужно, если бы они не могли быть показаны по телевидению.

Главным в информационно-психологической войне является информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Т.е. пропаганда и идеология.

Пропаганда – это распространение (обычно заведомо ложной) информации, для оказания манипулятивного воздействия на общественное мнение или определенную целевую аудиторию. Т.е. пропаганда – это навязывание людям каких-то убеждений.

С помощью пропаганды формируются необходимые психологические установки в подсознании людей. Такие установки влияют на мысли и поступки людей.

При осуществлении массового воздействия используются СМИ и особенно телевидение.

Психологическая война - это совокупность различных методов воздействия на людей с целью изменения их взглядов.

Термин «психологическая война» в 1948 году ввел в обиход американский разведчик Поль Лайнбарджер, который отмечал необходимость появления в штате армейских соединений психологов. Психолог может сказать, каким образом страсти -- можно превратить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость. Психолог достигает этого, обращаясь к подсознательным чувствам человека, которые служат ему исходным материалом. На основании опроса небольшой группы пленных или путем анализа пропаганды противника можно дать оценку морального состояния войск противника. Совместно с офицерами-оперативниками и разведчиками психолог может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств и методов ведения пропаганды: радио, листовки, распространение слухов, обратную засылку пленных и т. д.

В психологической войне наибольшему давлению всегда подвергаются крупные и сильные государства с целью их развала. При этом особая роль отводится пятой колонне. Она может действовать под видом борцов за права человека и т.п. Главная задача пятой колоны – дестабилизация обстановки внутри страны. Такими методами в конце ХХ века удалось разрушить три крупных силовых центра: СССР, Чехословакию, Югославию.

-3

Наиболее эффективные методы пропаганды были в Германии времен 3-го Рейха. 80 миллионов немцев готовы были выполнить любой приказ Гитлера.

Сам Гитлер начинал как пропагандист. В 1921 году он возглавил пропаганду нацисткой партии.

В 1933 году Гитлер стал канцлером Германии и создал Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом.

Съезды партии нацистов украшал лозунг: «Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир».

К 22 июня 1941 года Геббельсом было подготовлено свыше 30 млн. листовок и брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР. В течение первых двух месяцев войны было распространено около 200 млн. листовок-обращений к советским солдатам и командирам. На начало 1943 года войска пропаганды Германии включали: 21 роту пропаганды сухопутных войск, 7 взводов военных корреспондентов сухопутных войск, взвод военных корреспондентов, 8 батальонов пропаганды на оккупированной территории, состоящих из добровольцев.

Результат работы Геббельса – за время войны в плен к немцам сдались в общей сложности более 8 дивизий советских солдат. Не менее 300 тысяч работали полицаями на оккупированной территории СССР. Свыше миллиона – служили в войсках СС и Вермахте. За чтение фашистских листовок в советской армии грозил расстрел или штрафбат. За время войны военные трибуналы СССР вынесли свыше 160.000 (больше 2-х дивизий) смертных приговоров.

После прихода к власти Гитлер начинает впервые в мире оказывать информационное влияние на другие страны. Это осуществляется следующими способами:

1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путем доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть.

2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием.

3. Путем проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом.

4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т.д.).

-4

ПРИНЦИПЫ ПРОПАГАНДЫ

Основные принципы следующие:

1) отсутствие гуманности и красоты.

2) адресованность пропаганды массе.

Основные законы пропаганды:

1) закон умственного упрощения.

2) закон ограничения материала.

3) закон вдалбливающего повторения.

4) закон субъективности.

5) закон эмоционального нагнетания.

Разберем подробней.

1) закон умственного упрощения.

Любая сложная мысль должна сводиться до простой схемы, понятной любому человеку. Любое слово должно быть понятно каждому.

2) закон ограничения материала.

Минимум информации по любому вопросу. (Это необходимо чтобы не запутать человека, и не дать поводу к появлению у него других точек зрения по тому или иному вопросу.)

3) закон вдалбливающего повторения.

Если одну и ту же мысль повторять много раз – она прочно войдет в подсознание.

4) закон субъективности.

Субъективность должны присутствовать во всех пропагандистских материалах, причем в двух аспектах:

а) учитывать субъективный настрой людей, для которых предназначена пропаганда.

б) неважно что в реальности, важно как об этом скажут.

5) закон эмоционального нагнетания.

Эмоциональное нагнетание необходимо чтобы поддерживать у человека постоянный интерес, и чтобы информация легче входила в голову. Во время эмоций – отключается разум (цензура психики пропускает любую информацию в сознание). Кроме того, эмоциональное возбуждение изменяет поведение человека, происходит мобилизация организма, всплеск сил. И эти силы можно направить в нужное русло.

Принципы руководства массами могут сводиться к следующему:

- принципы размаха и концентрации, согласно которым заранее отработанные лозунги должны методично внедряться в сознание масс;

- принцип простоты: массовое сознание открыто примитивным постулатам.

При пропаганде уделяется внимание формированию имиджа лидера, вождя. Вождь должен быть наделен харизмой.

Приемы для формирования имиджа строятся на воздействии на подсознание.

Выделяют следующие приемы пропаганды масс:

- создание мифов;

- использование достижений великих умов нации;

- ставка на избранность, аристократизм, новизну;

- подбор музыки;

- фабрикация псевдонаучных сведений;

- использование кинематографа;

- организация спортивных соревнований, делающих акцент на культе силы;

- характерные язык, жесты, символика, одежда, свет;

- использование огня, конкретного времени суток, цветовой гаммы;

- другие способы воздействия на подсознание.

В текстах харизматической пропаганды придерживаются следующих правил:

--используются художественные приемы, которые служат для усиления художественного впечатления: гипербола, гротеск, метафора и др., создание мифических сочинений. Язык харизматической пропаганды как бы говорит, что чудеса могут происходить, стоит лишь поверить в сам необычный мир;

--используется взаимоуничтожающие сочетания слов, которые должны оставаться для масс бессмыслицей, следование древнему изречению «Верую, ибо это абсурдно»;

--языку харизматической пропаганды присущи серьезность, невозмутимость излагаемых мыслей, пусть даже самых абсурдных и циничных.

-5

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

Важную роль для оказания влияния на массы играет идеология.

Идеология – это целенаправленная и методичная обработка сознания масс для формирования установок, необходимых манипуляторам. (С.А.Зелинский, 2008).

Функция идеологии — формирование у людей определенного способа мышления и поведения.

Задача идеологии — приучить людей одинаково думать и совершать одинаковые поступки под действием одинаковых мыслей.

Осуществление подобного происходит путем сублиминального воздействия на подсознание, и внедрение таким образом в сознание масс психологических установок, необходимых манипуляторам.

Наибольшее применение идеология находит в построении политической системы общества.

Сильная идеология была сформирована в советское время. Такая идеология давала общую ориентацию жизни коммунистического общества и устанавливала рамки и принципы деятельности власти. Но в результате Перестройки были разрушены все основные опоры советского строя. Советская идеология перестала существовать. Россию подчинила идеология западная.

Любая идеология строится на манипулировании массовым сознанием. От эффективности такого манипулирования зависит, сколько времени группа людей, пришедших к власти, продержится в управлении страной.

Идеологическая обработка населения базируется на подмене истинных представлений действительности - ложными. В идеологии всегда присутствует ложь. Причем, чем явнее ложь — тем легче в нее поверить.

В вопросе информационно-психологического воздействия активно используются психотерапевтические средства воздействия на массовое сознание.

Специальные команды-внушения в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или смотрит художественный фильм – а не понимает, что команды от манипуляторов уже прочно входят в его подсознание, задавая установки на совершение заданных манипуляторами действий. Которые человек делает, думая, что это ему такие пришли мысли, а на самом деле в его подсознание ранее были введены психологические установки, сформировавшие паттерны (модели) дальнейшего поведения человека.

Известно, что в создании кинофильмов, помимо сценаристов, режиссеров и проч. деятелей искусства, особое место занимают специалисты по манипулированию сознанием. В введении таких специалистов – задача внедрения в подсознание необходимых установок.

Человек, посмотревший такой фильм, никогда не сможет пересказать «вшитые» в него мысли. Спросите его, о чем фильм, и он начнет пересказывать сюжетную линию, игру актеров, запомнившиеся эпизоды, спецэффекты и прочее. Самой мысли он никогда не увидит, это дело специалистов. Главная мысль в такой продукции ориентирована не на сознание, а на подсознание. Мысль как бы разбросана по всему фильму в никак не связанных друг с другом деталях. И эти детали, попав в подсознание, объединяются в целое. Это образует точку отсчета, которую человек никогда не ос¬мыслит, но всегда отталкивается от нее, принимая ре¬шение.

У СМИ особая роль в навязывании массам необходимых установок. Современные люди, заключенные в рамках социума в массы, видят в СМИ возможность получения информации об изменениях, происходящих в мире. На этом играют манипуляторы, контролирующие СМИ.

Информация со стороны СМИ подается во фрагментарном виде. Кроме того, информация популярного характера, активно представленная в СМИ, оказывает влияние на чувства (задействуя эмоции), и потому это еще больше затрудняет какой-либо аналитический обзор находящейся в этом же выпуске информации социально-политического характера. Кроме того, деятельность СМИ построена на законах массовой психологии, поэтому их информация всегда понятна аудитории, т.к. отражает бессознательные желания человека.

Многократная повторяемость одной и той же информации приводит к бессознательному запоминанию, что важно в вопросах информационно-психологического воздействия на психику масс с целью моделирования последующего поведения людей, объединенных в массу, представляющую собой т.н. целевую аудиторию того или иного телеканала, передачи, журнала и прочее.

prof. Сергей Зелинский

чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг, главный тренер Бойцовского клуба Сергея Зелинского, Россия, Санкт-Петербург, клубзелинского.рф / сергейзелинский.рф