На днях я перебирал свой фотоархив и наткнулся на кадры, которые делал 8 марта 2008-го в Италии, в коммуне Фумане недалеко от Вероны. Туда меня занесло на первую ездовую презентацию новинки от фирмы IVECO, причем новинки совсем неожиданного типа. Ведь чем занимается IVECO? Производством грузовиков, вестимо. Но тогда, 14 лет назад, итальянцы вдруг решили сыграть на чужом поле и заняться производством внедорожников. Забегая вперед: тема ожидаемо "не взлетела", и сегодня об этом необычном эпизоде в истории IVECO уже мало кто вспоминает...
IVECO Massif - так называлось это чудо инженерной мысли. Хотя прочь иронию: машина-то ведь получилась очень интересной и однозначно могла бы найти хороший спрос во многих странах мира. Ответ на вопрос, почему "не срослось", оставим на потом, а пока - несколько слов о том, откуда вообще возник этот проект.
Ну признайтесь честно - вы же опознали уже, кто на самом деле скрывался под маской Массифа? Конечно, сущность старины Дефендера не замаскировать никакими пластическими операциями! Что, итальянцы купили лицензию на Land Rover Defender, перелицевали и подвергли ребрендингу? На самом деле все куда сложнее. Началась эта история действительно с покупки лицензии, только не итальянцами, а испанцами из компании Metalurgica de Santa Ana. Да и не на Defender вовсе – в 1961 году такой машины еще не существовало в природе, а утилитарные вездеходы Land Rover носили только цифровые индексы «88» и «109».
Под собственной маркой Santana испанские «лендроверы» выпускались и модернизировались независимо от английских, да так благополучно и дожили до нового столетия. Самая последняя «самостоятельная» версия джипа Santana, дебютировавшая в 2003 году, называлась PS-10 Anibal – вот на нее-то и положили глаз «ивековцы». Внешне Santana PS-10 очень похожа на Land Rover Defender, но конструктивно она скорее соответствовала более старой модели Land Rover Series III: подвеска – не на пружинах, а на рессорах, полный привод – не постоянный, а подключаемый. А 2,8-литровый турбодизель Сантаны к «лендроверам» вообще не имел отношения – он был позаимствован у IVECO Daily прошлого поколения.
Зачем компании IVECO потребовался этот проект? Итальянцы рассчитывали на крупные заказы со стороны европейских госструктур. Ивековские маркетологи посчитали, что из-за своего аскетизма индивидуальных владельцев Massif заинтересует едва ли, зато для сельских полицейских, лесников, спасателей, а самое главное военных этот автомобиль – то, что надо. А потому на презентации раз тридцать, наверное, назвали Массифа «профессиональным внедорожником». Собственной модели такого класса в линейке IVECO отродясь не бывало, разработка же совершенно новой машины с чистого листа представлялась делом чересчур затратным и долгим, поэтому итальянцы пошли другим путем: они просто приобрели долю в Santana Motor. А вместе с долей получили в распоряжение и лицензионную версию Land Rover.
Конечно, перед выходом на рынок под брендом IVECO испанский внедорожник нуждался в технической модернизации. В первую очередь к Массифу адаптировали силовой агрегат от IVECO Daily – 3-литровый дизель уровня Euro-4 в паре с 6-ступенчатой механической коробкой ZF. Градаций по мощности предусматривалось две: 146 или 176 сил.
Во-вторых, итальянцы полностью переработали интерьер: на мой взгляд, стилистически получилось даже лучше, чем у англичан с Дефендером. Конечно, маленькая толщина панели приборов по-прежнему не позволила предусмотреть в ней полноценный «бардачок» и уж тем более подушку безопасности, зато щиток приборов и размещенный над центральной консолью мультимедийный комплекс Pioneer с DVD, сенсорным экраном и навигационной системой выглядели эффектно. Ну и в довершение IVECO Massif с легкой руки маэстро Джуджаро получил собственное, ни на кого не похожее «выражение лица».
В стандартной комплектации всем модификациям IVECO Massif полагалась трансмиссия типа Part Time с жестко подключаемым передним приводом и неразрезными мостами без блокировок. Проще не придумаешь – не было даже хабов для отключения передних полуосей при езде по асфальту: они считались опцией и предлагались только за доплату, равно как и блокировка дифференциала заднего моста. Даже на наших уазиках в те годы за хабы еще не нужно было платить отдельно!
Ни в трансмиссии, ни в тормозной системе машины не оказалось никаких электронных помощников: в этом плане конструкция Массифа была совершенно бескомпромиссной! Хорошо хоть задние тормоза сделали дисковыми, а в переднюю подвеску поставили стабилизатор: на Сантанах и этого не было.
Что же касается ездовых впечатлений, от машины, то их у меня… практически не осталось. В рамках проведения тест-драйва итальянцы настолько перестарались с безопасностью, что стало скучно. Предложенное «тарированное бездорожье» (это такое бездорожье, на котором машину невозможно засадить, даже если постараться специально) можно было на раз одолеть на заднем приводе, но нам предписывалось двигаться исключительно в режиме 4х4 с включенной пониженной в «раздатке», да к тому же максимум на второй передаче в коробке. Посмотрите сами на это «бездорожье»:
На скромное замечание организаторам, что это не бездорожье, а автобан, по которому можно спокойно проехать на каком-нибудь заднеприводном спортивном купе, мне ответили: «Вы глубоко заблуждаетесь!» Забавные они, эти асфальтовые европейцы )) А хотите покажу, как выглядел по мнению организаторов участок самого лютого бездорожья, на которое даже выпускали не всех тест-драйверов? )) Вот, смотрите:
И ведь кто-то из европейских коллег тут действительно пару раз раскорячивался: поскольку машины были без блокировок, проходить этот участок надо было ходом, чтобы не поймать диагональ. Но кто-то, побоявшись, нажимал на тормоза и останавливался. А затем не мог тронуться. Плавное трогание, раскачка? Не, не слышал... Это, впрочем, не проблема машины: садившиеся затем за руль инструкторы, конечно, трогались и уезжали с этого пятачка, как ни в чем не бывало.
Но кое-что удалось заметить даже во время такого «драйва»: по части эргономики IVECO Massif явно выигрывал у Land Rover Defender из-за более правильного взаимного расположения рулевой колонки, педального узла и сиденья водителя (у «англичанина» колонка смещена ближе к двери), наличия нормальной площадки для отдыха левой ноги и адекватного расположения рычага стояночного тормоза (между сидений, а не в ногах у водителя).
В общем, отличная ведь машинка для рыбаков, охотников, любителей путешествий, фермеров... Да у нас бы очередь за ней выстроилась! Увы, представители этой целевой аудитории в массе своей о существовании Массифа даже не узнали. Для ее эффективного продвижения требовалось формирование другой дилерской сети, "заточенной" именно на частных покупателей, с привычными автосалонами, в которых бы демонстрировались все возможные модификации... Но такой сети у IVECO не было ни в России, ни в Европе. А с продажей Массифов через существующих "грузовых" дилеров дело не заладилось. Причем не заладилось настолько, что уже в 2010-м производство внедорожников на заводе Santana остановилось навсегда, а сам завод был закрыт.
Следите за обновлениями на канале в группах вконтакте или telegram