Исторически известно, что не каждый народ выходит на уровень создания государства, равно как и не каждое государство способно превратить себя в цивилизацию. Что влияет на этот процесс качественной трансформации, вероятно, описать достоверно и точно сейчас будет сложно. Но некоторые качественные признаки, условия мы попробуем, все же, выявить.
Основной движущей силой жизни и эволюции является инстинкт выживания. Думаю, более точно этот фактор и не описать. Да, именно борьба (стремление) за жизнь, за выживание рода, народа и вида являются основой развития и эволюции всего живого. Но потребность выживать связана еще с одним важнейшим фактором. Этот фактор – давление среды. Нет давления, нет и потребности бороться за жизнь. Не будет хищника, у зайца не будет потребности ни в маскировке, ни в скорости, ни в массовости размножения. Ровно так же и с доступностью пищи. Есть еда и нет угрозы жизни – нет необходимости прилагать усилия для выживания. Нет необходимости формировать новый опыт в выживании и передавать его в поколениях.
Но в системе человека разумного есть еще один фактор, которого, возможно, нет в мире растений и животных. Этот фактор связан со стремлением к познанию и исследованию себя и мира. Это стремление является движущей силой, которая заставляет человека такой системы постоянно искать выходы за пределы ареала обитания во всех смыслах этого слова.
Так вот, если в конкретном обществе, народе, системе присутствуют и сильно выражены данные четыре фактора, то у такой системы есть все шансы превратиться из племени в народ, из народа в государство (при наступлении соответствующего общественного уклада жизни), и из государства стать цивилизацией или образующей, формирующей облик цивилизации системой.
На сегодняшний день существует немало моделей, описывающих развитие нашей современной планетарной цивилизации. В основном, они базируются на том, что люди, общества, человечество развивается некими «вспышками». То там «вспыхнула» цивилизация, а потом так же неожиданно угасла. Потом в другом месте «вспыхнула», потом в третьем…. И смотришь на эти «вспышки» и ничего не можешь понять.
Если взглянуть даже беглым взглядом на наш короткий современный исторический период, то можно увидеть, что всё, абсолютно всё в нашем обществе и цивилизации происходит в соответствии с планом и прекрасно организованным управлением. Так почему же мы считаем, что раньше было иначе? Потому что люди были менее развиты? Так это тоже далеко не факт. Но, вернемся к теме.
Сегодня все без исключения государства мира являются мультинациональными. И в каждом государстве есть государствообразующий народ, хребет, культурная и генетическая основа. И вот такой государствообразующий народ собирал вокруг себя другие малые народы и народности, обеспечивая их защитой, территорией, доступом к ресурсам и развитию. Да, это относится не ко всем государствообразующим народам. Есть и такие, которые свое выживание и благосостояние обеспечивали и обеспечивают за счет ограбления и уничтожения других народов. Но мы поговорим о первых.
И интересует нас в первую очередь, Россия и ее история.
Я сейчас не стану углубляться в исторические детали, дабы не запускать дискуссию об исторической достоверности тех или иных событий. Я сделаю акцент вот на чем. За известный исторический период все народы и народности, вошедшие в состав Российской Империи и СССР, были включены, интегрированы в социальную, политическую и экономическую жизнь всего государства. Народы получали возможность не только сохранить свои традиции, обычаи и идентичность, но и активно их развивать. Более того, все эти народы получили доступ к образованию, технологиям, а общий уровень жизни поднимался усилиями всего государства до общенационального. Расцвет уровня и качества жизни народов пришелся как раз на период СССР. Экономика и промышленность Советского Союза строились таким образом, чтобы учитывались природные и национальные особенности территорий и народностей, проживающих на них, и при этом, все территории, все народы были включены в единый технологический промышленно-экономический комплекс единого государства.
И вот пришла перестройка и демократия второй половины 80-х и вирус самостийности и индивидуализма поразил всех в СССР. Мы поверили, что каждому по отдельности станет жить намного лучше и богаче, чем в Швейцарии. Но где и когда мы видели в истории, что малое становилось сильнее и крепче большого?... Как только процесс распада на «великие» и «древние» был запущен и все они замкнулись в своих узких границах (многие из наделов были переданы с широкого плеча России и за счет собственных земель), тут-то и подтвердился известный тезис: «В кризисной ситуации все твои знания и представления о себе опустятся до уровня твоих реальных навыков». Так же произошло из отделившимися псевдогосударствами. Все они первым делом начали писать себе древнюю и великую историю. Без исторической мифологии формирование нации попросту невозможно, не на что опереться. А опора в историческом противостоянии на русофобном поле «Антироссии» и вообще является фундаментом. Иначе как докажешь, что это Россию они все кормили, а не наоборот. И что вот тепеееерь, когда Россия отрезана от своих кормильцев, вот теперь-то все и заживут аки в Швейцарии, а Рашка фсьооо, загнется, ибо в ней живут одни только ленивые алкоголики и тунеядцы, никогда и ничего не делавшие своими руками.
Но что-то пошло не так. Оказалось, что написать свою великость это одно, а подтвердить ее в исторической перспективе, подтвердить практически это совсем другое. Сработал все тот же тезис, все отделившиеся свалились до того уровня, которому соответствует их исторический и культурный уровень, и ресурсная и технологическая база. На всех территориях образовались либо крупные кишлаки с баями, либо управление было передано новому хозяину и его воле. Все, приехали. Вернее, поехали. И поехали высокообразованные профессора, инженеры, конструкторы, ученые, врачи и другие заробитчане со всех сторон в Рашку поднимать ей рухнувшую экономику, учить русских как нужно творить цивилизацию, культуру, технологии, так сказать, спасать Россию. Но все, на что их хватило, это работать подсобниками, строителями, парикмахерами и таксистами. Ну, или вступать в криминальные этнические группировки.
Уровень образования, как среднего, так и высшего в большинстве республик упал до такого уровня, что многие молодые приезжие и писать толком не умеют, даже на родных языках. Да что говорить о приезжих, в России молодые люди зачастую, в простых словах делают по пять ошибок.
Собственно, к чему я все это веду. А к тому, что сегодня настал исторический момент, который необходимо использовать для нового исторического объединения народов. При этом, не обязательно, хотя и вполне возможно, создавать новый СССР, или государство под другим названием, в единых границах со всеми отвалившимися республиками. Но объединение, союз государств, некогда объединенных единой культурой, общими победами и достижениями, создать просто необходимо. Этого требует Закон Времени. Только в таком объединении возможно и выживание всех народов, и повышение благосостояния, и процветание, и великие достижения в будущем.
Но, чтобы этого достичь, среди всех некогда отколовшихся народов должны появиться национальные лидеры нового качества, новой эры даже, которые смогут «увидеть» эту перспективу.
А для этого, на мой взгляд, концепция модели воспитания самосознания национальных республик и народов должна будет строиться на нескольких базовых принципах:
1. Что является истинными национальными интересами, отвечающими чаяниям и потребностям народов республики (нынешних псевдогосударств)? Необходимо прямо выявить и описать эти интересы.
2. Что должно делать государственное управление для реализации и защиты национальных интересов?
3. Какие меры должны быть приняты сейчас и в будущем для обеспечения необходимого уровня жизни своих граждан своего народа на территории республик? Этот пункт очень важен, так как большинство народов малочисленны и отъезд их со своих территорий оседлого исторического проживания попросту обескровливает и народ, и экономику, и снижает возможности и потенциал развития.
4. Как можно использовать потенциал соседей в обмен на свои возможности для развития своих территорий и повышения благосостояния своего народа?
5. Как необходимо выстраивать отношения с соседями для создания могучего единого или крепко связанного научно-промышленного комплекса, который позволит и обеспечить занятость своего населения, и повысить уровень компетенций своих специалистов за счет перетекания технологий и качественного технического и технологического образования, и создать единый устойчивый технологический комплекс для технологического прорыва?
6. Образование и воспитание. Подавление, гашение любого проявления неприязни к братским культурам и народом на любой почве через повышение уровня и качества образования и воспитания, через новое качество государственного просвещения. Гашение на своих территориях любых этнических и религиозных конфликтов на уровне причин, ведущих к их появлению. Особое внимание уделить работе с национальными диаспорами за пределами национальных территорий.
7. На длительный период времени до решения основных задач, перечисленных выше, прекратить на государственном уровне путем принятия соответствующих законов все территориальные конфликты под угрозой уголовного преследования через созданный союзный трибунал или уголовный суд. Спорные территории должны получить правовой статус в любом виде и получить возможность включиться в исторический процесс интеграции в создаваемое единое политическое и экономическое пространство.
8. Исключить из оборота и употребления внутри создаваемого объединения или союза термина «конкуренция». Вместо него должен применяться забытый термин «Сотрудничество». Внутри территории сотрудничество будет вести к объединению усилий для достижения общего результата. Тогда как конкуренция всегда ведет к противостоянию, войне за кусок и огромны затратам на эту войну. Вместо конкуренции можно использовать состязательность, соревнование. Эти понятия для нас родные и подразумевают выявление лучших идей, в реализацию которых будут включены все участники.
Понимаю, все это может звучать сегодня довольно утопически. Но все же, такое понимание будет формировать требуемый сегодня взгляд на будущее нашего мира и должно привести к появлению таких лидеров в среде своих народов, который будут озабочены не приобретением личной власти, а процветанием и благополучием в будущем своих народов. Именно такие лидеры остаются в исторической памяти своих народов, становятся символами, героями и для подражания.