Найти в Дзене
Яна Мудреновна

Человек человеку — КТО ? Социум и Личность : Люди вокруг меня и сам Я.

Человек или социум : кто же главнее ? Это тоже самое что спросить нас, что же было раньше, яйцо или курица ? Взаимодействие с социумом — суть нашей общественной жизни. Сотрудничество, альтруизм, любовь, понимание — положительные стороны данного процесса. А какие тогда отрицательные ? И как нам с вами сражаться с негативом, которого трудно избежать при социальных контактах ? Влияние на Социум — что же это? Многие с самого раннего детства всегда помнят о том, как родные заставляли их кушать манную кашу или пить молоко. А семейные правила, где решали все — за нас ! — куда нам поступать? А дебаты, заставляющие отдать голос за нужного кандидата, или различная реклама, которая навязывала новый продукт ? Это все — те примеры социального влияния, или попытки поменять наши установки, мысли, а в следствии и наше поведение. И реакция у нас на это всегда разная. Никто не хочет ругаться с родными из-за молока, мы выпьем молоко, но любить его не будем. Это шаг уступки. Быва
«Оптимист — это тот,   кто точно знает,  насколько плох наш мир;  а пессимист открывает для себя это заново каждый день.»
«Оптимист — это тот, кто точно знает, насколько плох наш мир; а пессимист открывает для себя это заново каждый день.»

Человек или социум : кто же главнее ? Это тоже самое что спросить нас, что же было раньше, яйцо или курица ? Взаимодействие с социумом — суть нашей общественной жизни. Сотрудничество, альтруизм, любовь, понимание — положительные стороны данного процесса. А какие тогда отрицательные ? И как нам с вами сражаться с негативом, которого трудно избежать при социальных контактах ?

Влияние на Социум — что же это?

Аналогом русской «белой вороны» в большинстве европейских языках остается «черная овца».  Хотя,  для нас с вами белая ворона — это особенный член нашего общества,  а европейцы,  говоря на человека черная овца,  имеют ввиду, еще и на нежелание его нахождения в обществе.  В этом плане идиома сближается с другим русским высказыванием — «паршивая овца»
Аналогом русской «белой вороны» в большинстве европейских языках остается «черная овца». Хотя, для нас с вами белая ворона — это особенный член нашего общества, а европейцы, говоря на человека черная овца, имеют ввиду, еще и на нежелание его нахождения в обществе. В этом плане идиома сближается с другим русским высказыванием — «паршивая овца»

Многие с самого раннего детства всегда помнят о том, как родные заставляли их кушать манную кашу или пить молоко. А семейные правила, где решали все — за нас ! — куда нам поступать? А дебаты, заставляющие отдать голос за нужного кандидата, или различная реклама, которая навязывала новый продукт ? Это все — те примеры социального влияния, или попытки поменять наши установки, мысли, а в следствии и наше поведение.

И реакция у нас на это всегда разная. Никто не хочет ругаться с родными из-за молока, мы выпьем молоко, но любить его не будем. Это шаг уступки. Бывает что слова другого человека нас убеждают, и мы можем поменять точку зрения, это называется интернализация. А может быть, что давление вызывает у нас только несогласие, негатив и даже агрессию, это в психологии называется сопротивлением.

«Человек превращается в человека только в обществе».

Оказать сопротивление или уступить?

В 1880 году управляющий имения Чарльз отстаивал неправильную арендную оплату за землю.  В ответ ему,  социум подверг его изоляции : соседи перестали с ним общаться,  магазины отказывали ему в обслуживании,  в церкви никто не присаживался рядом.   Такой способ сопротивления на языке мира называется бойкотированием.
В 1880 году управляющий имения Чарльз отстаивал неправильную арендную оплату за землю. В ответ ему, социум подверг его изоляции : соседи перестали с ним общаться, магазины отказывали ему в обслуживании, в церкви никто не присаживался рядом. Такой способ сопротивления на языке мира называется бойкотированием.

Очень жизненной будет ситуация, когда в группе вы со своей точкой зрения оказываетесь в меньшинстве. Может быть и такое, что мы доверяем опыту большинства людей и соглашаемся с ним. Ну а если вы думаете, что правы ? Что вы будете делать, пойдете на уступки или будете стоять на своем ?

В реальности же бывают ситуации, когда наша точка зрения кому-то может показаться спорной, обычно, возникают, когда нужен правильный ответ на затрудненный вопрос, в котором мы опасаемся проявить субъективность : как понизить инфляцию, к примеру, или какая картинка более красива. Тут конформизм нам понятен, он дает не стать одной единственной белой вороной в группе черных братьев. Но получается, склонность все время со всем соглашаться, видна и в ходе научных экспериментов, где ответы определенно, даже математически они очевидны. Почему же так ?

Когда в группе несколько «подсадных» во время эксперимента будут отвергать очевидный ответ, то большая часть всех испытуемых будет идти у них на поводу. Для них будет непонятно, почему же явное отрицается, но в каждом из них будет сидеть уверенность, что несогласие будет неприемлемо для всех. Более того, несогласие, которое проявляется раз за разом, ставит под сомнение контактность всей группы, а это нарушает мощную норму социологии : запрет оскорблять всех других.

«Любой человек имеет небольшой горизонт различных взглядов. Когда он уменьшается и становится малым, то становится в точку. Тогда человек скажет: „Это моя личная точка зрения"».

Большинство и Меньшинство.

«Достаточно мгновения,  для того чтобы стать героем,  но чтобы стать достойным человеком,  необходима целая жизнь»
«Достаточно мгновения, для того чтобы стать героем, но чтобы стать достойным человеком, необходима целая жизнь»

Так неужели во всем мнение большинства людей будет для нас главным ориентиром ? Конечно нет ! В истории очень много примеров, когда у меньшинства людей и даже просто одного человека выходило обратить социум «в свою веру». Как же у них это получалось ?

Если меньшинство не проявляет высокомерия, а постепенно и аргументированно отстаивает свою точку зрения, ссылаясь на различную и проверенную информацию, то большинство будет принимать его как более знатную часть общества. В таких случаях происходит не просто согласие, чаще высматривается изменение убеждений.

И даже когда меньшему слою общества не удается переубедить больший слой, как правило, получается раздвинуть границы дозволенного в глазах общества, то есть заставить большую часть увидеть проблему с другой позиции и внимательно продумать всю ситуацию.

Почему мы идем на поводу?

«Никакое совместное выполнение чего-либо,  невозможно без навязывания небольшому числу людей чужой воли,  так сказать без авторитета»
«Никакое совместное выполнение чего-либо, невозможно без навязывания небольшому числу людей чужой воли, так сказать без авторитета»

Многие ученые полагают, что послушание авторитетам — это необходимое для выживания условие, что внедрено в наш организм самой эволюцией. Родители, начальство на работе — все они усиливают желание человека послушаться, идти на поводу у тех, кто «лучше видит всю картину».

Наиболее яркий и неприятный пример послушания личности, являл собой в свое время режим Германии. Тяжело представить, что чудовищное зло, которое принес нацизм, сотворилось не монстрами, а просто обычными людьми, но увы, это неоспоримый факт.

Почему же люди выполняли приказы ? Большинство факторов влияют на всех нас, вне зависимости от моральных убеждений.

Социальные нормы.

Как говорили психологи, что во время экспериментов отказ от дальнейшего участия рождает в человеке сильное чувство вины, потому что он нарушает порядки этикета. Не говоря уже об отказе подчиняться военному командиру!

Надзор.

В отсутствие смотрящего на экспериментах, уровень послушания и хорошего выполнения неприятного задания падает с 60% примерно до 25%.

Буферы.

Чем дальше человек от акта насилия, тем лучше он выполняет условия. Есть большая разница между тем, чтобы нарубить дров для инквизиции, и тем, чтобы засунуть горящий факел в сам костер, на который привели человека.

Идеологическое оправдание.

Важный фактор, который определяет добровольное подчинение, это идеология. Если вы верите в право вышестоящего давать такие приказы, то вы выполняете их, ведь большая часть ответственности лежит совсем не на вас.

Мыслитель Фридрих Ницше (1844–1900) в своем романе «Так говорил Заратустра» (1883–1885) создал образ суперчеловека, противопоставленного обществу, — эгоцентрика, но вместе с тем и творца, который способен изменить ход истории.

Эксперимент «Тюремное исследование».

«В каждой крупной личности имеется что-то мелким шрифтом»
«В каждой крупной личности имеется что-то мелким шрифтом»

Как бывает, говоря о подчинении, люди переоценивают влияние личности и недооценивают влияние всей ситуации в целом. Самый известный эксперимент в этой области назывался «Тюремное исследование» и был проведен Филиппом Зимбардо.

В подвальном помещении здания была сделана имитация тюрьмы, на роли заключенных и надзирателей были отсортированы 23 добровольца одного возраста, убеждений и уровня образования. Они прошли проверку на стабильность, не имели никаких проблем с правоохранительной системой, и оценивались психологами как состоятельные в жизни люди. Их поделили на две группы, «надзиратели» получили правила, предупреждение о опасности и праве себя защищать. «Заключенные» были «арестованы» группами одетых в полицейских, доставлены в «тюрьмы», прошли процедуры проверки и были размещены в «камерах».

Полагалось, что этот эксперимент будет длится две недели. На шестой день пришлось остановить. По словам Зимбардо : «Многие испытуемые перестали осознавать, где заканчивалась реальность и случались их роли. Часть участников эксперимента превратились в заключенных и надзирателей, утратив различие между основной ролью и своим собственным „я". Меньше чем за неделю опыт заключения перечеркнул для них все результаты предыдущего накопленного в их жизни опыта : их ценности были полностью забыты, а на поверхность вышли отвратительные и патологические стороны человеческой природы».

Но не будем огорчаться : всему плохому и низменному мы всегда можем противопоставить хорошие стороны нашего характера. Помните, добрых людей больше, просто плохие заметнее !

Совместные решения.

Исследование,  проведенное в 30 странах,  показало,  что самые смелые в социальном и поведенческом аспекте культуры — восточноевропейские,  а самыми спокойные — азиатские
Исследование, проведенное в 30 странах, показало, что самые смелые в социальном и поведенческом аспекте культуры — восточноевропейские, а самыми спокойные — азиатские

В обычной жизни все решения мы принимаем не единолично, нам всегда кто-то помогает. Семья решает, куда поедет отдыхать, парламент обсуждает гос.бюджет, совет государств ищет совместный выход из сложной ситуации... Групповые решения — лучше они или хуже ?

Имеются вопросы, которые в одиночку решить сложно. Но надо знать, что группа с авторитарным лидером вполне может попасть в ловушку группового мышления, когда личное отрицание подавляется ради согласия полного коллектива. Это рождает иллюзию неуязвимости и единодушия и неизбежно ведет к плохим решениям. Дабы избежать этого, нужно уметь сохранять атмосферу открытого спора, созывать внешних экспертов и обсуждать все сомнительные нюансы.

Спасибо за внимание мои дорогие, с любовью ваша Мудреновна.