Найти в Дзене
My Impressions

«Вот я вновь посетил эту местность любви...» Поэт Иосиф Бродский

Иосиф Бродский своей поэзией переносит нас в счастливое время, когда события и люди вокруг воспринимались ярче, острее и радостней. Поэт сумел выразить, что я чувствовала, но не получалось рассказать, ни тогда, ни сейчас. Часто не хватает слов передать, что происходит в моей душе... Вникать в эти строки можно бесконечно. Поэт Бродский — это навсегда! От окраины к центру Вот я вновь посетил
эту местность любви, полуостров заводов,
парадиз мастерских и аркадию фабрик,
рай речный пароходов,
я опять прошептал:
вот я снова в младенческих ларах.
Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок. Предо мною река
распласталась под каменно-угольным дымом,
за спиною трамвай
прогремел на мосту невредимом,
и кирпичных оград
просветлела внезапно угрюмость.
Добрый день, вот мы встретились, бедная юность. Джаз предместий приветствует нас,
слышишь трубы предместий,
золотой диксиленд
в черных кепках прекрасный, прелестный,
не душа и не плоть —
чья-то тень над родным патефоном,
словно платье твое вдр

Иосиф Бродский на балконе своей квартиры в доме Мурузи. Фото из архива М. Мильчика
Иосиф Бродский на балконе своей квартиры в доме Мурузи. Фото из архива М. Мильчика

Иосиф Бродский своей поэзией переносит нас в счастливое время, когда события и люди вокруг воспринимались ярче, острее и радостней. Поэт сумел выразить, что я чувствовала, но не получалось рассказать, ни тогда, ни сейчас. Часто не хватает слов передать, что происходит в моей душе... Вникать в эти строки можно бесконечно. Поэт Бродский это навсегда!

От окраины к центру

Вот я вновь посетил
эту местность любви, полуостров заводов,
парадиз мастерских и аркадию фабрик,
рай речный пароходов,
я опять прошептал:
вот я снова в младенческих ларах.
Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок.

Предо мною река
распласталась под каменно-угольным дымом,
за спиною трамвай
прогремел на мосту невредимом,
и кирпичных оград
просветлела внезапно угрюмость.
Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.

Джаз предместий приветствует нас,
слышишь трубы предместий,
золотой диксиленд
в черных кепках прекрасный, прелестный,
не душа и не плоть —
чья-то тень над родным патефоном,
словно платье твое вдруг подброшено вверх саксофоном.

В ярко-красном кашне
и в плаще в подворотнях, в парадных
ты стоишь на виду
на мосту возле лет безвозвратных,
прижимая к лицу недопитый стакан лимонада,
и ревет позади дорогая труба комбината.

Добрый день. Ну и встреча у нас.
До чего ты бесплотна:
рядом новый закат
гонит вдаль огневые полотна.
До чего ты бедна. Столько лет,
а промчались напрасно.
Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

По замерзшим холмам
молчаливо несутся борзые,
среди красных болот
возникают гудки поездные,
на пустое шоссе,
пропадая в дыму редколесья,
вылетают такси, и осины глядят в поднебесье.

Это наша зима.
Современный фонарь смотрит мертвенным оком,
предо мною горят
ослепительно тысячи окон.
Возвышаю свой крик,
чтоб с домами ему не столкнуться:
это наша зима все не может обратно вернуться.

Не до смерти ли, нет,
мы ее не найдем, не находим.
От рожденья на свет
ежедневно куда-то уходим,
словно кто-то вдали
в новостройках прекрасно играет.
Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.

Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и полны темноты,
и полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.

Как легко нам дышать,
оттого, что подобно растенью
в чьей-то жизни чужой
мы становимся светом и тенью
или больше того —
оттого, что мы все потеряем,
отбегая навек, мы становимся смертью и раем.

Вот я вновь прохожу
в том же светлом раю — с остановки налево,
предо мною бежит,
закрываясь ладонями, новая Ева,
ярко-красный Адам
вдалеке появляется в арках,
невский ветер звенит заунывно в развешанных арфах.

Как стремительна жизнь
в черно-белом раю новостроек.
Обвивается змей,
и безмолвствует небо героик,
ледяная гора
неподвижно блестит у фонтана,
вьется утренний снег, и машины летят неустанно.

Неужели не я,
освещенный тремя фонарями,
столько лет в темноте
по осколкам бежал пустырями,
и сиянье небес
у подъемного крана клубилось?
Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.

Кто-то новый царит,
безымянный, прекрасный, всесильный,
над отчизной горит,
разливается свет темно-синий,
и в глазах у борзых
шелестят фонари — по цветочку,
кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

Значит, нету разлук.
Значит, зря мы просили прощенья
у своих мертвецов.
Значит, нет для зимы возвращенья.
Остается одно:
по земле проходить бестревожно.
Невозможно отстать. Обгонять — только это возможно.

То, куда мы спешим,
этот ад или райское место,
или попросту мрак,
темнота, это все неизвестно,
дорогая страна,
постоянный предмет воспеванья,
не любовь ли она? Нет, она не имеет названья.

Это — вечная жизнь:
поразительный мост, неумолчное слово,
проплыванье баржи,
оживленье любви, убиванье былого,
пароходов огни
и сиянье витрин, звон трамваев далеких,
плеск холодной воды возле брюк твоих вечношироких.

Поздравляю себя
с этой ранней находкой, с тобою,
поздравляю себя
с удивительно горькой судьбою,
с этой вечной рекой,
с этим небом в прекрасных осинах,
с описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

Не жилец этих мест,
не мертвец, а какой-то посредник,
совершенно один,
ты кричишь о себе напоследок:
никого не узнал,
обознался, забыл, обманулся,
слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.

Слава Богу, чужой.
Никого я здесь не обвиняю.
Ничего не узнать.
Я иду, тороплюсь, обгоняю.
Как легко мне теперь,
оттого, что ни с кем не расстался.
Слава Богу, что я на земле без отчизны остался.

Поздравляю себя!
Сколько лет проживу, ничего мне не надо.
Сколько лет проживу,
сколько дам на стакан лимонада.
Сколько раз я вернусь —
но уже не вернусь — словно дом запираю,
сколько дам я за грусть от кирпичной трубы и собачьего лая.

Иосиф Бродский

1962 г.

Памятный знак Иосифу Бродскому. Двор дома № 19 , ул. Стахановцев, Санкт-Петербург
Памятный знак Иосифу Бродскому. Двор дома № 19 , ул. Стахановцев, Санкт-Петербург

Иосиф Бродский — великий, гениальный поэт. Как может юноша в двадцать два года написать такие строки? Потрясающие, пророческие
и до глубины души откровенные. Воспевающие, несмотря ни на что, прекрасную юность, любимый город на Неве, и саму Жизнь, такую непредсказуемую и неповторимую и прекрасную.

1 декабря 2011 года на Малой Охте  торжественно открыли памятный знак, посвящённый нобелевскому лауреату поэту Иосифу Бродскому. Почти десять лет ушло у администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на согласование, обработку и установку карельского валуна.

В стихотворении «От окраины к центру» Бродский описывает квартал Санкт-Петербурга — поэт пробегал «Малой Охтой сквозь тысячу арок» множество раз. У дома № 19 по улице Стахановцев, на газоне во дворе, красуется внушительный двухметровый гранитный валун — получилось очень выразительно и лаконично.

Камень такой же шероховатый, неровный, тяжёлый и внушительный, как жизнь самого поэта. На граните высечена последняя строка первой строфы стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», где поразительно точно и поэтично описывается Охта того времени.

Это место выбрано совершенно не случайно. В начале 1960-х, в соседнем здании рядом располагалось студенческое общежитие Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (сейчас общежитие Российского государственного гидрометеорологического университета).

Здесь жила девушка, в которую молодой поэт был влюблён. Ради редких свиданий с ней, Бродский проходил пешком по шесть километров через весь город. В то время мост Александра Невского ещё не был построен. Поэту приходилось идти с Литейного проспекта через Большеохтинский мост, а затем через всю Малую Охту — с её бесконечными арками.

Так произошла «встреча» поэта с его юностью — в Петербурге, на той самой Малой Охте. Поэтическая встреча с юностью, которая всегда прекрасна и незабываема. Она всегда живёт в наших сердцах.

А вот эти строки стихотворения «От окраины к центру» — мои любимые:

«Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи...»

Когда два идеальных начала, юность и поэтический дар, сливаются — получается поразительно гениально. Сильно, мощно, трагично... Боль начинающего поэта, искавшего свою свободу и душевную гармонию.

***

Материал и иллюстрации для статьи взяты автором из открытых источников информации.

От всей души желаю своим читателям прекрасных впечатлений!
Друзья, и не забудьте подписаться на мой канал My Impressions !