Каждый современный человек ежедневно становится жертвой манипуляции, или сам манипулирует людьми. Почти в каждом из нас есть манипулятор, который выполняет хитрые действия для того, чтобы успешно осуществить свой план. В большинстве случаев манипуляции плохо сказываются как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их окружающих.
Манипуляция есть повсюду, например, регулярно мы встречаемся с рекламой, в которой компании убеждают людей покупать именно их продукцию. Так же часто общество сталкивается с умением детей и подростков манипулировать взрослыми.
Необходимо заметить, что подросткам так же часто приходится сталкиваться с манипуляциями: в отношениях с родителями, учителями, другими взрослыми и сверстниками. Боязнь потерять друзей, стать объектом насмешек, приводит к тому, что дети совершают глупые поступки против своего желания.
Манипуляция - это психологическое воздействие на какого-либо, целью которого является получение собственной выгоды. Манипуляторы могут умело и хитро обращаться с людьми, как с вещами. Такие люди обычно хотят иметь власть и большое влияние над другими. Манипуляция - это способ, который позволяет тайно управлять сознаниями людей. Часто такие действия влияют не только на изменение модели поведения человека, но могут и полностью поменять его взгляды на мир.
Э. Шостром - известный психолог, который является автором выдающихся исследований по психологии, в своей книге «Человек-манипулятор» подробно описал типы манипуляций, используемых детьми и подростками. Рассмотрим их подробнее.
1)"Маленькая тряпка"- безынициативные дети манипулируют взрослыми, применяя собственную несамостоятельность, неуверенность, нерешительность, невнимательность. Заметив мощь своей кажущейся для родителей слабости, он выбирает роль беспомощного и глупого персонажа. Он не раним, ленив и пуглив, как думает большинство. Он хитер и довольно разумен, для того чтобы благополучно жонглировать старшими, а также принуждать их делать что-либо для него.
2) "Маленький диктатор"- этот ребёнок управляет взрослыми с помощью обид, упрямства, возмущения, непослушания. Своими методами он добивается того, чтобы начать управлять окружением.
3) «Хитрый Фрэдди» - человек обнаружил, что слезы вызывают много внимания, и теперь активно пользуется этим. Ребёнок, даже не успев придумать причину, из-за которой он расплакался, уже находит утешение и жалость со стороны взрослых, его успокаивают, пытаются развеселить, и, кажется, больше любят. В школе он получил возможность использовать этот механизм, он стал специалистом по призыву сочувствия к своему персонажу со стороны не только учителей, но и сверстников.
4) "Крутой Том" - это ребёнок пихает,задирает, унижает, обзывает детей. Он осознал, то, что смешение злобы, а также испуга производит людей хорошо-контролируемыми. По этой причине дети начинают становиться хулиганами, которые вечно дерутся и обзываются. Его решительность достаточно стремительно преобразуется в самоуверенность и абсолютную надежду на свои силы, ребёнок считает, что насилие - его главное оружие.
5) "Карл - победитель" – этот тип представляет собой союз Тома и Фрэдди. Обычно Карл вырастает в семьях, где есть двое и более детей, где младший с раннего возраста соревнуется со старшими, отвоевывая себе равное место. Чаще всего школа — это арена для представления своих способностей, а те, кто окружает ребёнка – его соперники.
Взаимоотношения между детьми и родителями - очень трудный механизм, который зависит от многих факторов. Например, использование психологической манипуляции с любой из сторон заметно ухудшает союз, что впоследствии может привести к полной потере доверия. Если же связь была потеряна, и у ребёнка с родителем началась борьба, то необходимо понять, что подростки зачастую не идут на компромисс, только потому, что хотят показаться взрослыми, способными принимать самостоятельные решения, избегая рамок, которые создали для них родители.
«Сравнение этих двух перечней наводит на мысль, что подростки и родители неизменно играют в одну и ту же игру. Родители, будучи официально ответственными, играют роль "попирающих", а подростки выступают в роли "попираемых", будучи готовы манипулировать любыми доступными средствам. Между ними завязывается изнурительная борьба. Далее, поскольку подростки пытаются выскользнуть из рамок, в которые их помещают взрослые, родители чувствуют, что должны прибегнуть к силовым играм. А в таких играх первое правило состоит в том, что все это – очень серьезно и на самом деле. Подросток тоже чувствует, что игра пошла по-крупному, и преисполняется решимости "выиграть". Чтобы лучше понять происходящее, важно учитывать, что подростки рассматривают силовую борьбу с родителями как состязание, в котором действует правило: "Я выигрываю – ты проигрываешь"»
«Психология часто указывает на то, что желание человека управлять другим следует считать отражением его собственной слабости. Контролируя действия окружающих, манипулятор просто-напросто компенсирует собственные комплексы, бессилие, неуверенность или даже зависть. Но очень интересен и тот факт, что некоторые люди понятия не имеют о том, что манипулируют кем-то. Каждый человек хотя бы раз в жизни выступал в такой роли, пусть и неосознанно. Поэтому нужно чаще быть осознанным и стараться объективно воспринимать собственные действия и поступки».
Чаще всего подростки, а в последующем взрослые поступают так, как они привыкли делать ещё в детстве. Их модели поведения формируются, включая в себя все внешние факторы, которые непосредственно оказывают большое влияние на их личность. Например, ребёнок, которой вырос в окружении людей, не показывающих свои чувства и эмоции, становится холодным и бесчувственным.
Человек, манипулирующий другими, обычно воспринимает своих жертв не как отдельных личностей, а как способ достижения, поставленной цели. Но одновременно с этим стоит понимать, что манипулятор от своих действий страдает и сам, так как не могут никому доверять и воспринимают всех вокруг, как угрозу.
Для создания полной картины происходящего, я провела опрос-анкетирование среди учащихся 9-11 классов моей школы, вопросы для которого я составляла, основываясь на информацию из источников и личном опыте. Ниже будут представлены результаты.
«Кто, по Вашему мнению, манипулирует Вами чаще всего?» - По мнению учащихся 9-11 классов, больше всего манипуляций к ним применяют родители, так считают почти 50% опрошенных человек. Так же более 25% ответили, что сверстники применяют к ним этот психологический приём. Помимо этого, некоторые подростки считают, что больше всего манипулируют ими учителя.
«Как часто, по Вашему мнению, Вы используете манипуляцию?» - Более 70% подростков хоть раз осознано использовали этот психологический приём. Почти 40% часто или постоянно манипулируют окружающими, именно поэтому важно исследовать эту тему и рассказывать о манипуляции в подростковой среде.
«Много ли манипуляторов среди Ваших сверстников?» - Почти 50% считают, что среди сверстников достаточно много манипуляторов, а это подтверждает информацию, приведённую мной выше.
Проведя опрос, я убедилась, что эта проблема очень важна и актуальна, ведь по результатам, более 75% учеников 9-11 классов сталкивались с ней, а более 90% опрошенных людей хотели бы узнать о ней больше информации. Такой психологический приём, как манипуляция, имеет большое влияние на несформировавшуюся личность подростка, поэтому важно уметь распознавать его и правильно отвечать манипулятору.