Огромное количество школ в нашей стране являются опытно-экспериментальными площадками. На их базе "обкатываются" различные методы, способы и формы, которые затем внедряются в образовательный и воспитательный процесс наших российских школ. Вот и нашей школе, в свое время, выпала честь стать такой площадкой по вопросу социализации детей и подростков через школьное самоуправление.
Нашей задачей было создание эффективной системы самоуправления, которая позволила бы детям реализовывать свой потенциал и развить их социальные навыки в рамках школы. Так как ключевым понятием было САМОУПРАВЛЕНИЕ, то мы с коллегами, недолго думая, спросили у ребят, как они это понимают и, что с этим делать. Естественно их думы направлялись педагогами, которые были кураторами эксперимента.
На первом этапе удалось выявить несколько лидеров, которые активно включились в работу и начали предлагать идеи о том, как же все-таки реализовать самоуправление в школе. В итоге была выбрана модель очень похожая на систему государственного управления. А также проекту было присвоено гордое название - Республика СОВ. Почему такое название? Ну, во-первых, как эмблема была придумана сова - символ мудрости и учения, а, во-вторых, СОВ - сокращение от слова Совет (а именно совет учащихся и педагогов, становился главным органом самоуправления).
А дальше новое "государство", начало жить по своим законам. В первую очередь на основе Конституции РФ и Устава школы, была разработана Конституция Республики СОВ. Далее был выбран президент, при чем выборы в президенты школы, полностью копировали выборы любого уровня в РФ. Подготавливались бюллетени, собиралась избирательная комиссия, сформировался штат наблюдателей. Кандидаты участвовали в дебатах, собирали подписи для своего выдвижения, готовили предвыборные программы. В обозначенный день открылся избирательный участок, на котором, свой голос за того или иного кандидата, могли отдать как ученики школы (с 1 по 11 классы), так и учителя, и обслуживающий персонал. Данная процедура действует и по сей день. Каждый год в октябре школа выбирает нового президента или оставляет на второй срок предыдущего.
Таким образом дети участвуют во всех тех же демократических процедурах, в которых они будут участвовать, став взрослыми.
После выборов президента формируется Совет, члены которого отвечают за конкретное направление в школе. А направления следующие: Культура (организация праздников и мероприятий), Военно-патриотическое направление, Спортивное направление, Образование, Здравоохранение, Право (решение конфликтных ситуаций), СМИ (освещение мероприятий и событий, происходящих в школе). Кто-то может сказать, что все это реализуется в школах и так, в рамках Российского Движения Школьников. Только вот РДШ было создано в 2015 году, а мы все это организовали и активно развиваем с 2014 года.
Кстати, дети активно принимают участие в деятельности Советов. Для многих это возможность проявить себя, познакомиться с новыми ребятами и найти новых друзей. Например, в нашей школе совсем не вызывает удивления тот факт, что ученик 5 класса без каких-либо проблем и стеснения, общается на равных с учеником 11 класса. А все потому, что в рамках Республики, они зачастую занимаются общим делом. Как итог, ребенок, который получил опыт в рамках самоуправления, выходя из школы наиболее подготовлен к жизни. Он не боится мыслить, высказывать свою точку зрения и не боится разговаривать с людьми, которые старше и гораздо опытнее его.
В рамках самоуправления ребятам удается познакомиться и со всеми государственными процессами, которые случаются во взрослой жизни. Выпускаясь, они готовы к жизни в современном обществе, они конкурентоспособны, активны и не бояться трудностей. Опыт, знания и умения, приобретенные в ходе нахождения в Республики СОВ, помогаю добиваться в жизни существенных высот.
А вообще, более подробно, если кому-то интересно, вы можете узнать, как создать такое вот самоуправление в школе, изучив методические пособия, которые написали мои коллеги (ну, и я был в числе авторов).
Ссылки на пособия:
https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/Kak-organizovat-uchenicheskoye-samoupravleniye.pdf
https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/Gotovyye-retsepty.pdf
https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/Diagnostika-i-monitoring.pdf
Спасибо за внимание. Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и, разумеется, задавайте свои вопросы о школе, педагогике и проч., буду рад на них ответить.