Найти в Дзене

Записки молодого педагога. Рассказ о том, как школа государством стала.

Огромное количество школ в нашей стране являются опытно-экспериментальными площадками. На их базе "обкатываются" различные методы, способы и формы, которые затем внедряются в образовательный и воспитательный процесс наших российских школ. Вот и нашей школе, в свое время, выпала честь стать такой площадкой по вопросу социализации детей и подростков через школьное самоуправление.

Нашей задачей было создание эффективной системы самоуправления, которая позволила бы детям реализовывать свой потенциал и развить их социальные навыки в рамках школы. Так как ключевым понятием было САМОУПРАВЛЕНИЕ, то мы с коллегами, недолго думая, спросили у ребят, как они это понимают и, что с этим делать. Естественно их думы направлялись педагогами, которые были кураторами эксперимента.

На первом этапе удалось выявить несколько лидеров, которые активно включились в работу и начали предлагать идеи о том, как же все-таки реализовать самоуправление в школе. В итоге была выбрана модель очень похожая на систему государственного управления. А также проекту было присвоено гордое название - Республика СОВ. Почему такое название? Ну, во-первых, как эмблема была придумана сова - символ мудрости и учения, а, во-вторых, СОВ - сокращение от слова Совет (а именно совет учащихся и педагогов, становился главным органом самоуправления).

А дальше новое "государство", начало жить по своим законам. В первую очередь на основе Конституции РФ и Устава школы, была разработана Конституция Республики СОВ. Далее был выбран президент, при чем выборы в президенты школы, полностью копировали выборы любого уровня в РФ. Подготавливались бюллетени, собиралась избирательная комиссия, сформировался штат наблюдателей. Кандидаты участвовали в дебатах, собирали подписи для своего выдвижения, готовили предвыборные программы. В обозначенный день открылся избирательный участок, на котором, свой голос за того или иного кандидата, могли отдать как ученики школы (с 1 по 11 классы), так и учителя, и обслуживающий персонал. Данная процедура действует и по сей день. Каждый год в октябре школа выбирает нового президента или оставляет на второй срок предыдущего.

Избирательная комиссия работает
Избирательная комиссия работает

Отдаю свой голос за одного из кандидатов
Отдаю свой голос за одного из кандидатов

Таким образом дети участвуют во всех тех же демократических процедурах, в которых они будут участвовать, став взрослыми.

После выборов президента формируется Совет, члены которого отвечают за конкретное направление в школе. А направления следующие: Культура (организация праздников и мероприятий), Военно-патриотическое направление, Спортивное направление, Образование, Здравоохранение, Право (решение конфликтных ситуаций), СМИ (освещение мероприятий и событий, происходящих в школе). Кто-то может сказать, что все это реализуется в школах и так, в рамках Российского Движения Школьников. Только вот РДШ было создано в 2015 году, а мы все это организовали и активно развиваем с 2014 года.

Дебаты кандидатов в президенты
Дебаты кандидатов в президенты

Кстати, дети активно принимают участие в деятельности Советов. Для многих это возможность проявить себя, познакомиться с новыми ребятами и найти новых друзей. Например, в нашей школе совсем не вызывает удивления тот факт, что ученик 5 класса без каких-либо проблем и стеснения, общается на равных с учеником 11 класса. А все потому, что в рамках Республики, они зачастую занимаются общим делом. Как итог, ребенок, который получил опыт в рамках самоуправления, выходя из школы наиболее подготовлен к жизни. Он не боится мыслить, высказывать свою точку зрения и не боится разговаривать с людьми, которые старше и гораздо опытнее его.

В рамках самоуправления ребятам удается познакомиться и со всеми государственными процессами, которые случаются во взрослой жизни. Выпускаясь, они готовы к жизни в современном обществе, они конкурентоспособны, активны и не бояться трудностей. Опыт, знания и умения, приобретенные в ходе нахождения в Республики СОВ, помогаю добиваться в жизни существенных высот.

А вообще, более подробно, если кому-то интересно, вы можете узнать, как создать такое вот самоуправление в школе, изучив методические пособия, которые написали мои коллеги (ну, и я был в числе авторов).

Ссылки на пособия:

https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/Kak-organizovat-uchenicheskoye-samoupravleniye.pdf

https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/Gotovyye-retsepty.pdf

https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/Diagnostika-i-monitoring.pdf

Спасибо за внимание. Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и, разумеется, задавайте свои вопросы о школе, педагогике и проч., буду рад на них ответить.