Часть 2 Не мороси
Если бы вы попросили коренного жителя бетонных джунглей, знакомого с сельской жизнью, в лучшем случае, по рассказам Шукшина, в красках расписать свои представления о деревне, то в конечном итоге у вас на руках наверняка бы оказалось подробнейшее описание Верхних Морошек.
Деревня Верхние Морошки была типичным сельским поселением, коих на просторах нашей родины в тысячи раз больше, чем веснушек на Витькином лице. Эта типичность даже была несколько карикатурной. Жители деревни походили на персонажей советских комедий, из достопримечательностей Морошек – расположенный под полуразрушенной водонапорной башней продуктовый магазин с ворчливой продавщицей Людмилой да переделанный местными под импровизированную церквушку старенький барак с покосившимися дверями, на крышу которого силами сельчан был воздвигнут деревянный крест.
Верхние Морошки были настолько типичны, что мы могли бы с лёгкостью заменить их на какие-нибудь Нижние Колотушки или, скажем, Дальнюю Ивановку.
Однако была в Верхних Морошках достопримечательность, которая выгодно выделяла деревню на фоне десятков похожих друг на друга поселений и делала Морошки местом притяжения для всех деревенских. Огромное здание с колоннами по периметру и широким крыльцом, в котором располагался местный Дом культуры, именуемый местными попросту клубом. Клуб являлся основным местом сбора сельчан: здесь проходили все праздники и гулянья, силами деревенских активистов организовывались концерты (под неизменный аккомпанемент гармониста Михалыча, конечно же). Именно здесь приезжими челноками устраивались «распродажи финских пуховиков», а по ночам сельский клуб отдавался на растерзание молодому поколению: после пары выпитых бутылок самогона молодежь шла на танцы, которые часто заканчивались драками и разбитыми окнами. А еще, как говорили некоторые местные, на здешнем танцполе происходили самые жаркие поцелуи.
Посреди же главной улицы (а улиц в Морошках было всего три – сколько и пальцев на правой руке у школьного трудовика), рядом с некогда величавым памятником былым заслугам местных жителей, в скучных серых тонах бетонного короба располагалась важнейшая (по словам председателя) стратегическая точка – администрация сельского поселения Верхних Морошек. Деревенские снисходительно называли это место конторой, что весьма задевало самодовольного председателя Тишкина – он настоятельно и, к своему огорчению, безуспешно требовал от местных более уважительного отношения к «своим владениям, вашу мать!».
У каждого жителя Морошек, как и всех типичных сельчан, помимо имени, данного родителями, обязательно должно быть и прозвище. При этом нельзя было просто выбрать себе понравившееся – прозвище либо переходило по наследству от отца к сыну, либо образовывалось от физических особенностей. Помимо распространенных Косых, Кузнецов, Шпал и прочих были и более оригинальные прозвища с историей: к примеру, трудовика, ввиду отсутствия мизинца и безымянного пальцев на правой руке, за спиной иначе как Валера-Пистолет не называли.
Было прозвище и у председателя Тишкина. То ли из-за врожденной картавости, то ли благодаря тоненьким, закрученным к верху усам, Тишкин среди жителей был больше известен как Француз. Француз, как и положено солидному и уважающему себя председателю, обильно украшал свою речь матерными словами. На публичных выступлениях по случаю окончания сбора урожая или иных локальных праздниках часто можно было услышать такую речь:
- Ну-с, дорогие, %ля%, односельчане! Поздравляю вас с этим прекрасным, %ля%, праздником. Спасибо вам за ваш упорный труд, %ля%. Отдельную, %ля%, благодарность хочу выразить нашим уважаемым, %ля%, ветеранам труда, %ля%…
Более культурным жителям Морошек, цитировавшим речь Француза, зачастую приходилось в разговоре заменять крепкий матерок на более благородные слова. Дабы постоянно не подбирать синонимы к богатому Французскому лексикону, интеллигентные сельчане условились попросту весь мат заменять на более подходящее для Француза «%ля%». В нашей же повести большое внимание уделяется юным неокрепшим умам, поэтому мы также воспользуемся приёмом интеллигентов из Верхних Морошек и всю брань постараемся передать ёмким «%ля%». Однако, существует большая вероятность того, что в одно лишь «%ля%» вместить происходящие в Верхних Морошках события нам не удастся.