Найти тему
Евгения Маркова

Как родители могут помочь своему ребенку оставаться ментально устойчивым и эмоционально живым внутри балетной среды.

Балет. Будущие летние каникулы. Поступление в ведущие хореографические учреждения России.

Чем действительно могут помочь родители? И как подготовить своего ребенка не только физически, но еще и морально к будущему ежедневному труду в Балетном Мире.

Давайте разбираться.

Меня зовут Маркова Евгения. 6 лет своей профессиональной практики в рамках научно-практической деятельности я провела в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. В настоящее время я продолжаю профессиональные отношения с участниками Балетного Мира, но уже вне Академии Русского балета.

Тысячи часов, проведенные внутри балетной среды, среди ежедневных личных и профессиональных контактов с детьми возраста от 10 до 18 лет, взрослыми, педагогами, родителями - позволили мне сформировать некоторые рекомендации и поддерживающие слова будущим Артистам балета и их родителям.

Буду рада Вашей обратной связи. Вопросам, историям, дополнениям. Я на связи и хочу продолжать делиться своим опытом в первую очередь, чтобы оставаться поддержкой семьям и детям, выбирающим непростой, но волнующий и красивый путь - осваивать профессию "Артист Балета".

Свою статью дальше я буду строить по следующему плану:

1. Особенности балетной среды: и общеизвестные, и научно-обоснованные с точки зрения психологии, и озвученные непосредственно детьми, и локально мною замеченные

2. Эмоциональное состояние учащихся: какое влияние оно оказывает на профессиональную деятельность и на успех в данной деятельности. Оказывает ли? Поговорим о том, можно ли избежать внимания к эмоциональной сфере учащегося, давая ему при этом успешно развиваться в качестве "Перспективного Артиста балета". Рассмотрим стадии развития психики, сопоставив их с возрастом, в котором учащиеся осваивают будущую профессию "Артист балета". Открыто назовем риски.

3. Способы поддержки и помощи. Что хорошего во всем мною выше описанном, где найти и раскрыть ресурс к устойчивому и ментально-здоровому обучению. Какая роль у родителя и чем он действительно помогает. Как учащийся ощущает и берет поддержку от родителя. Диада "Родитель-Ребенок" - это действительно имеет какой-то смысл в поддержке ребенка, совершающего ежедневный подвиг в балетном зале?

4.* Ощущаю, как много даю внимания ребенку. А что хорошего и откуда может взять лично для себя родитель? Ставлю звездочку - и хочу поговорить с родителями о том, что именно поддерживает их самих и дать Вам свои слова поддержки, рекомендации и ресурсы - Вы, именно Вы очень важны Вашему ребенку, даже если он далеко и кажется, что все завязано на его физическом труду, связях и оценке педагога.

Каждый из перечисленных пунктов я еще буду освещать в отдельности в своих будущих статьях. Сегодня - я сделаю небольшое резюме, чтобы начать вводить вас в курс дела.

Самое время мне начинать.

1. Особенности балетной среды - о чем я? Что вы знаете или слышали о балете?

  • "это однозначно очень красиво" - говорят люди.
  • "у балерин разбитые ноги, я видела фото синяков, крови на пальцах - мне жалко их"
  • "я слышал, что "там" как у солдат - режим дня, правила, ежедневный физический труд - эти маленькие дети - кажется, они действительно очень сильны"
  • "в балете высокая конкуренция - я слышала, что они ради роли готовы положить в чужие туфли иглы, стекло - не знаю, верить ли этому, но от похожих рассказов мне становится страшно"

Всего несколько фактов - они были озвучены людьми, которые наблюдают за балетом со стороны. Мне не хочется сразу пугать Вас и отговаривать от балета. Но и эти факты я прошу взять во внимание. Это действительно часть балетной среды. И это не та часть, на которую мы, заботясь о своем ребенке, готовы закрыть глаза ради его будущего успеха. Есть и желание будущего успеха, и приведенные выше общеизвестные факты. И то, и другое - наша реальность.

Пожалуйста, если вы начинаете замирать - дышите.

Пойдемте разбираться дальше.

Что с точки зрения научных исследований балетной среды? О каких особенностях балетной среды говорят ученые-психологи?

  • балет - это ранняя профессиональная специализация. Имейте это ввиду - во сколько лет вы выбирали свою профессию? Сколько сейчас лет вашему ребенку, который готовится к поступлению? Непростой, ранний, ответственный и взрослый выбор - ребенка.
  • в балетной среде дети действительно психически рано становятся зрелыми. Физически они могут выглядеть младше своих сверстников, но дисциплина, нацеленность на результат, конкуренция, труд, самостоятельность - вынуждает балетных детей взрослеть раньше, чем естественным образом взрослеют их сверстники. Хорошо или плохо? Я называю особенности - ставлю вас перед фактом. Мы обязаны учитывать разные факты, выбирая способ поддержки вашего ребенка. Для ребенка естественно терять ответственность и просить помощи, для ребенка естественно эмоционально реагировать слишком сильно, постепенно обучаясь регулировать и свою внутреннюю эмоциональную жизнь, и то, как он ее выражает во внешний мир. Балетная среда ввиду взывания к ранней зрелости сокращает срок за который ребенок может естественным образом научиться управлять своими эмоциями. Возможно, вы замечали, что у вас 2 кардинально разных ребенка в одном - то он невероятно взрослый, рассудительный, самостоятельный, сдержанный - то он резко взрывается как эмоциональная бомба, которая не поддается контролю? Если это так - я восхищаюсь вашей силой выдерживать происходящее и хочу поддержать вас, что это нормально. Сложность лишь в том, что ребенок не успевает так быстро повзрослеть, как от него хотят.

Будем разбираться с этим дальше. Как помочь и ребенку и вам.

А что говорят сами дети про "особенности жизни в балете"?

  • Первоклассники (11-12 лет) с распахнутыми глазами и широко улыбающимися ртами говорят - "здесь так хорошо!! здесь так красиво! посмотрите! картины, залы, я танцую, здесь мои друзья - и они тоже танцуют! я мечтал/мечтала об этом. Я очень скучаю по маме - сегодня звонил ей, а еще, я очень устал - всего 1 выходной. Но как же тут красиво и я хочу продолжать здесь быть."
  • Учащиеся средней школы (14-15 лет) говорят - я живу на 5 этаже интерната и у меня настолько устали и болят ноги, что я сижу до последнего в зале, чтобы не подниматься в свою комнату! Я так устал. У меня каждый день репетиции. Я участвую в концерте! Но, кажется, меня совсем перестали понимать родители. Нет, они поддерживают меня, но я чувствую, что полностью понять меня - они не могут. Я не терплю, когда ко мне с жалостью, говорят, что я бедненький, уставший, сюсюкают, но и слышать о том, что я должен из последних сил, не думая об усталости, продолжать пахать ради будущего - меня невыносимо злит. Я делаю это каждый день. Я не слабак, но и я не железный. Это вообще нормально, что есть мои самые лучшие дни, когда я очень очень счастлив, а потом резко - беспросветный и мрачный день? Я боюсь потерять то, что умею и не знаю, хватит ли у меня сил продолжать дальше. Я чувствую, что мне нужна поддержка, но если честно не верю, что где-то смогу ее найти. Хорошо, что у меня здесь есть друзья. Они не всегда меня понимают, но они рядом и так легче.
  • "Курсы" - учащиеся старших курсов (16-18 лет) - не говорят. Думают о театре, экзаменах и спектаклях. Трудятся каждый день. Говорят разве что - "последний рывок - его нужно доделать". Те, кого не ставят участвовать в спектаклях переживают за то, возьмут ли их в театры и растеряно говорят - я 8 лет занимался балетом, у меня нет сверхспособностей к этому, но и нигде в другом месте я себя уже не представляю - ничего другого я не умею.

О том, что локально заметила я - скажу обобщая все, что я выше представила. За 8 лет обучения балету дети закрываются своей эмоциональной жизнью - своими чувствами и переживаниями. Они находят доверие и опору раскрывать свои переживания только себе самому - другим они верить не могут.

Кажется, и логично, и что в этом плохого? Ребенок становится взрослым - он самостоятелен, ответственен, справляется со своими переживаниями сам - и у него даже получается. Вопрос в том, какой ценой он поддерживает такую свою "зрелость". Для меня - и как для психолога, и как для небезразличного, любящего детей человека - это принципиальный вопрос.

Самое время мне перейти к разговору об эмоциональной сфере - как эта сфера устроена и работает.

2. Эмоциональное состояние учащихся: какое влияние оно оказывает на профессиональную деятельность и на успех в данной деятельности.

Эмоции устроены так, что блокируя, не давая места и не выстраивая контакт с негативными чувствами - автоматическим образом мы блокируем всю эмоциональную сферу и начинаем испытывать сложности переживать и радость, и вдохновение, и удовольствие (и разное другое).

Нет, тут хочу подчеркнуть - эмоции не исчезают из нашего тела (об этом буду писать отдельно) - эмоции продолжают жить, но только внутри тела, не имея возможности быть выражеными во вне.

Если ребенку не позволяют плакать, грустить, бояться, злиться - ребенок начинает испытывать сложности и с тем, чтобы искренне переживать радость, удивление, любовь.

Основа близости и близких отношений - чувства, которые ребенок способен выразить родителю и чувства родителя, которые могут откликнуться на чувства ребенка.

Так как же эмоциональное состояние учащихся влияет на их профессиональную деятельность?

В первую очередь - контакт со своими эмоциями позволяет управлять своим телом. Тело, внутри которого заблокированы чувства - сложнее поддается управлению.

Второе - учащемуся необходимо на сцене проявляться эмоционально - творчески и артистично. Когда у ребенка заблокирована эмоциональная сфера в свете того, что его призывают лишь трудиться, не показывая никому своих сожалений, слез и страхов - такому ребенку крайне сложно искренне выразить свои эмоции на сцене - внутри тела его эмоции заблокированы.

Отмечу, что основной период, в который учащиеся осваивают профессию "Артист Балета" - это подростковый возраст. Подростковый возраст и без наложения на него особенностей балетной среды представляет собой непростой период высокой эмоциональности и сложности в управлении этой эмоциональностью. Кроме того, подросток начинает процесс отделения от семьи - борясь за свою самостоятельность со взрослыми, однако все еще нуждаясь в эмоциональной поддержке, доверии и внимании.

Мне хочется пожелать сил каждому родителю подростка. Вы - герои. Но и то, насколько внутри непросто самому подростку - я продолжаю рассказывать.

Давайте назовем риски - что будет, если призывать ребенка только к физическому труду, поддерживать его лишь мотивацией к успеху и нетерпеливо без должного бережного и теплого внимания относиться к его страхам, переживаниям и боли. Что будет? Чем мы, как родители, как небезразличные люди к ребенку целиком (а не только к его успеху) рискуем?

  • мы рискуем потерять связь с ребёнком - если ребенок не может рассказать нам о своих чувствах - у нас нет близких отношений с ним - нет его доверия к нам - в непростой ситуации мы не можем рассчитывать на то, что узнаем и успеем оказать своему ребенку поддержку. Ребенок встает один на один с жизнью и миром.
  • мы рискуем оставить ребенка с качественной техникой, но без творческой свободы на сцене
  • мы рискуем оставить ребенка без умения ощущать и свою любовь внутри себя, и нашу любовь по отношению к нему - мы рискуем оставить ребенка внутри не ощущаемым течение жизни. Да - мы ощущаем течение жизни - эмоционально. Благодаря контакту с эмоциональной сферой. Благодаря доступу к ней, контакту с ней и осознанному управлению - мы ощущаем себя живыми.

Я осознаю, что это мастерство жизни и искусство - быть с ребенком, обучая его параллельно и труду и личной эмоциональной свободе. Именно эмоциональная свобода наполняет выстроенное мышечное тело балерины - жизнью. И я верю, и на своей практике знаю, что это возможно.

Так что же делать? Как можно поддержать своего ребенка, желающего связать свою жизнь с балетом? Как помочь ему оставаться живым, открывая одновременно возможность - становиться "Артистом балета"?

3. Способы поддержки и помощи.

Если вы до этого ощутили бессилие или задумывались о нем раньше - балетная среда насколько захватывающая, мой ребенок каждый день там - так какой толк от моей к нему любви и внимательности? - я хочу вам сказать - именно вы несете его на руках и к успеху, и к жизни.

Есть ли у ребенка в балете время задумываться о любви к себе, о своей эмоциональной сфере, о близости с родителями и построении качественных доверительных отношений со сверстниками? - времени на это у учащегося - нет.

Но к счастью для нас, психика устроена так, что она просто впитывает то отношение, которое родитель своему ребенку выражает. И то, что вы делаете по отношению к своему ребенку - ребенок автоматическим образом делает по отношению и к себе, и к своим дальнейшим контактам.

Дальше, я напишу крайне важную вещь. Знаю, что эта вещь часто звучит отталкивающе и я слышу в ответ на нее желание спорить со мной. И я все равно продолжаю ее говорить, продолжая видеть, насколько она незаменимо важна. И еще - веря, что мои слова кому-то смогут помочь.

Услышьте меня. Я прошу, призываю, настаиваю и говорю от лица всех детей (а все мы когда-то были детьми, поэтому и к вам самим это относится в равной степени).

Я говорю: БЕРИТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И РАЗДЕЛЯЙТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За что действительно МОЖЕТ и должен отвечать родитель? - родитель отвечает за удовлетворение базовых потребностей своего ребенка.

Какие у ребенка базовые потребности?

  • безопасность - теплый дом, в который ребенок возвращается и где он может выдохнуть - дом, в который никто (даже вы) без спокойного и ясного обозначения своего намерения не ворветесь. Здесь же я оставлю необходимость дать ребенку одежду.
  • еда - ребенок должен есть и пить удовлетворительно для его тела - ориентируясь не только на "правила" питания и веса - ответственность родителя обращать внимание на то, каким образом тело ребенка реагирует на правила и ту еду, которая у него есть
  • потребность любить и быть любимым - это базовая потребность психики - иметь эмоционально теплую связь с родителем/родителями - получать любовь и выражать любовь - это огромный ресурс и восполнение сил для ребенка

Перечисленные мною потребности не имеют ничего общего с тенденцией родителей отдать своему ребенку контроль за тем, что он поел, как он себя чувствует, кто и как его любит - занимаясь при этом воспитанием его профессиональных качеств.

Не задача родителя - становиться тренером своему ребенку.

Это большая трагедия и психики и личности ребенка - иметь вместо мамы и папы, вместо теплого дома, где накормят, обнимут, спросят "как твои дела? как прошел твой день?", выслушают и будут всегда на твоей стороне. Большая трагедия иметь вместо родителей - тренеров, которые по возвращению из хореографического колледжа/Академии - говорят: ты - мало старался, встань к станку и делай больше.

Возьмите свою ответственность за удовлетворение базовых потребностей вашего ребенка - ваша реальная человеческая и родительская задача лишь в том, чтобы ребенок к уроку по классике был готов - в одежде, в силах, в любви - в ресурсе заниматься дальше своей деятельностью.

Отдайте профессиональное воспитание - педагогу и профессионалу - вашего ребенка с точки зрения балета воспитывают там. Вы - мама, вы - папа. Ваша задача - любить и быть на стороне своего ребенка. Ваша задача - помогать ему восстанавливаться. И ни у кого нет на это столько возможностей - как у вас. Любовь - ваша волшебная палочка.

Ваш ребенок ежедневно совершает большой подвиг. А вы - держите свою руку у него на спине - вы дополняете его - вы помогаете ему восполнять силы - вы, вне зала - его главный ресурс. Да, внимание балетного ребенка направлено исключительно на класс и занятия внутри класса - продолжайте выполнять свои родительские функции, даже когда вы не видите благодарности от ребенка за это.

Вы - герои, совершающие подвиг - в тылу.

4.* Ощущаю, как много даю внимания ребенку. А что хорошего и откуда может взять лично для себя родитель?

Мне представляется, насколько ваша семья сильна и талантлива. Решительна и эмоциональна - раз ваш ребенок - откликнулся, выбрал, решился - быть в балете.

Все то, что вы видите в нем. То, каким вы его видите - это и вы тоже. Это вы сделали его таким, даже если вам кажется, что он с другой планеты и "как мог вот таким оказаться?".

Вы - причина этого чуда, которое творится у вас на глазах.

Цените это. В себе.

Замечайте - озвучивайте - любите - в нем.

И просите о помощи. Вы со всем справитесь. Но, если вы всем сердцем и силой будете у ребенка, то кто позаботится о вас?

Найдите того, кому и вы свое сердце сможете доверить. Того, с кем можете делиться, быть рядом, отдыхать, строить себя, восполнять и любить.

Пусть мои слова будут в том числе вашей поддержкой.

Я действительно вижу, верю, считаю - Вас, вашего ребенка, вашу семью - героями. Вас могут убеждать в обратном - но я достаточно была там, чтобы сейчас иметь опору не бросать свою веру.

И позволю себе сказать - что и вас я хочу научить не бросать свою веру в себя, вашу семью и вашего ребенка - как бы в течение 8 лет с разных моментов вам не будет хотеться эту веру оставить.

Вы - со всем справитесь. Научитесь искусно обходиться и с трудом, и с эмоциями. Бережно, любовно, решительно и настойчиво - одновременно.

Всего Вам хорошего.

С уважением, Клинический психолог - СПбГУ, Маркова Евгения. В прошлом - педагог-психолог Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

В настоящем - все еще беспросветно любящая детей, балет и свое трепетное желание помогать вам слышать своего ребенка