Итак, посмотрел фильм режиссера-дебютанта Александра Ханта "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов". Услышал впервые я про эту картину еще несколько лет назад, когда на канале Юрия Дудя вышло интервью с актером Алексеем Серебряковым - именно тогда они и говорили об этом произведении - но никак не мог взять себя в руки, да и фильмы в то время редко смотрел.
Что бросается первым в глаза в начале фильма, так это действительно хорошее качество картинки. Произведение часто использует разноплановые и, вместе с этим, многокамерные съемки, не позволяя зрителю отвлечься от просмотра. Также картина не пренебрегает использовать сцены с квадрокоптером. Все это делает данное кино уютным, душевным.
Если говорить про аудио-наполнение, то здесь фильм построен на применении современных российских композиций в жанре хип-хоп, рэп, поп, а также электронику, что может понравиться не каждому. Для меня это не является каким-то минусом, потому что, в основном, они играют в машине самого "Чеснока", поэтому мы их и слушаем. Надо вместе с этим понимать, что они используются зачастую для раскрытия главного героя, показать его образ жизни, среду, в которой он живет, ведь было бы странно, если бы современный "гопник" слушал, например, зарубежный рэп или инди.
Теперь к основному.
Главными героями являются Витька по прозвищу "Чеснок" в исполнении Евгения Ткачука и Лёха по прозвищу "Штырь" в исполнении Алексея Серебрякова. Сюжет построен как роуд-муви.
В начале картины мы знакомимся с "Чесноком", который спустя 10 минут уже начинает отталкивать своим безрассудным поведением: ходит налево, пьянствует, безразлично относится к жене с ребенком (по крайней мере, мы не видим обратного), хочет лишь квартиру купить с кредита, который не собирается отдавать.
Далее знакомимся уже и со "Штырём", который, в отличии от первого, не раскрывается нам подобным гадким образом - мы видим лишь беспомощного человека, который никому не нужен. За что его можно жалеть? По контексту, присутствующем в фильме, рассказам и личном восприятии Чеснока этого человека, мы не можем и ему симпатизировать. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.
Следовательно, мы имеем двух людей, заранее зрителю неприятных и безнравственных. Однако это и делает в какой-то степени картину увлекательной. Интересно то, что мы сами невольно соглашаемся с позицией Чеснока насчет его отца и даём на подсознательном уровне ему право, зная их прошлое, поступить цинично, завладев квартирой и отдав на произвол судьбы Штыря. Вправе ли мы судить его за это? Вправе ли мы говорить, что так нельзя поступать? Это философские, нравственные вопросы, на которые ответит себе каждый сам.
Познавательно, но на протяжении фильма мы слышим, как Чеснока и Штыря сравнивают, говоря о похожести друг друга. Если воспринимать в буквальном смысле эти выражения, то второстепенные персонажи говорили о внешнем сходстве: похожий подбородок, уши, голубой цвет глаз и прочее. Но если заглянуть чуть глубже, то мы заметим, как Чеснок постепенно превращается в самого Штыря: безразличен к своей семье, как и сам Штырь, который, хоть и с теплом вспоминает Чеснока в прошлом, еще маленького, но также бросил семью; хотел взять кредит на безвозмездной основе, из-за чего были бы также проблемы с законом, как и у самого Штыря, отсидевшего уже на зоне свой срок; строит будущее со своей второй женщиной, которая, вероятно, и может забеременеть от него и родить позже такую же Настю, как у Штыря, который по каким-то причинам ушел и из второй семьи. Эти параллели показывают, как они, при таком неприятном отношении друг к другу, сходны. А я хочу заметить, что Штырь ни разу за все время не обратился к Чесноку по имени, и все, что мы можем слышать, так это "пацан". И, как никак, приятно наблюдать за их дуэтом, да и сами исполнители ролей показывают отличную актерскую игру.
Однако не все так хорошо, как кажется. И дело тут касается в основном сценария, который недоговаривает нам вещи, которые я, как зритель, хочу получить, но не получаю. Множество вопросов складывается, на которые картина не отвечает. Почему за все время Чеснок не спросил у Штыря, почему он так поступил? Где он был все это время? Почему его ищут бандиты? Почему поверхностно раскрывается вторая семья Штыря? Как он стал инвалидом? Как он угодил в тюрьму? Не находя ответы на эти вопросы, в голове образуются пробелы, которые мешают воспринять картину лучше, чем она могла бы быть.
Итог. Картина, безусловно, имеет свои отрицательные стороны, но это не делает ее плохой. Это отличное произведение, которое может понравиться многим: харизматичные персонажи, которым веришь, интересный сюжет, достойная операторская работа. Тяжело встретить российских режиссеров, которые на дебюте могли бы снять действительно что-то стоящее, и фильм "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" - одно из таких. Буду ждать и дальше работ от Александра Ханта. А оценка данной картине - 7 / 10, и, вместе с ней, моя рекомендация.