Найти тему
HISTORICA

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ЧАСТЬ I

Это первая работа из серии "История менеджмента", и правильным будет начать рассматривать зарождение управленческой мысли на примере Древнего Рима, оказавшего наибольшее влияние на европейские системы управления персоналом, ведь известно, что Римское государство сделало наибольший вклад в развитие европейской культуры. Труды мыслителей прошедших эпох являются важными источниками, из которых можно узнать не только особенности подходов к организации труда, но и проследить развитие управленческой практики, увидеть сходства и различия с современными подходами.

В управленческую проблематику Древний Рим внес значительный вклад, заключавшийся в создании форм управления, основу которых составляли строгая дисциплина и порядок. Некоторые методы и принципы управления и сегодня могут быть ориентиром. 

Например, существовал такой принцип «cursus honorum», что переводится как «путь чести». Кадровая специфика заключалась в том, что карьера древнеримских политиков и военных проходила через ряд магистратур . Благодаря такому принципу Древний Рим получал компетентных и проверенных в реальных делах политиков и полководцев, исключая при помощи государственного и общественного контроля появления среди руководителей случайных и неподготовленных людей. 

Замещение магистратуры в течении определенного времени расширяло знания в какой-либо сфере и благодаря такому подходу римляне, занимавшие высокие должности, были разносторонне подготовленными управленцами.

По мере расширения государства практиковалась территориальная кадровая ротация. Помимо увеличения этнических и географических знаний и расширения кругозора, такая практика способствовала профилактике коррупции.

В период принципата система республиканских магистратов сменилась имперской моделью управления с развитой бюрократией. Сконцентрировав в своих руках основные государственные должности, принцепсы постепенно превратились в императоров, наделенных неограниченной властью. В таких условиях принцип «cursus honorum» был просто формальностью. Новая кадровая политика Древнего Рима теперь строилась не на чести и доблести, а на личной преданности императорам, которые сами решали кто и какие должности будет занимать. Такой принцип исключил кадровый отбор, что привело к придворным интригам и внутренним конфликтам в Империи.

Различие "cursus honorum" в республиканскую и имперскую эпоху
Различие "cursus honorum" в республиканскую и имперскую эпоху

При рабовладении происходил переход от мелкого производства, которое выражалось в земледелии или отдельных видах ремесла, к более крупному, где требовалось объединение труда множества людей, за которыми был необходим строгий надзор. Чтобы раб постоянно трудился, землевладельцы устанавливали надзор, прибегая к назначению, зачастую из этих же рабов, многочисленных начальников и контролёров, которые силой и наказаниями принуждали к труду. Особо усердных рабов поощряли большим пайком, одеждами или небольшим имуществом в виде овец или утвари. Такое имущество называлось пекулием, и господин имел право отобрать его. В Древнем Риме была целая отрасль по производству и сбыту рабочей силы в виде рабов, потребность в которых ощущали римское сельское хозяйство, строительство и сфера развлечения. 

Рассматривать, принятые в Древнем Риме подходы к организации управления человеческими ресурсами, необходимо через труды мыслителей, внесших наибольший вклад в управленческую проблематику.
Рассматривать, принятые в Древнем Риме подходы к организации управления человеческими ресурсами, необходимо через труды мыслителей, внесших наибольший вклад в управленческую проблематику.

Известный римский политик Марк Порций Катон Цензор не мог представить существование доходного хозяйства без рабского труда. Он был первым, кто осознавал проблему управления человеческими ресурсами, связывая ее с организацией производства. По мнению Катона, хозяин должен устроить трудовую деятельность таким образом, чтобы она была как можно прибыльнее, в том числе и благодаря правильной организации деятельности рабов и наемной прислуги. Необходимо планировать работы на целый год вперед, обязательно осуществляя контроль за проделанной работой, сравнивая с предыдущими результатами. Если работа не была осуществлена, то в первую очередь необходимо выяснить причины невыполнения плана. Катон писал: «Хозяин, придя в усадьбу и помолившись домашнему Лару, должен обойти поместье, если можно, в тот же самый день, а если не в тот же самый день, то на следующий… Когда он узнал, каким образом обработано поместье и какие работы сделаны, а какие не сделаны, то на следующий день он позовет вилика и спросит его, что из работ сделано, что остается; достаточно ли своевременно были выполнены работы, можно ли выполнить те, которые остаются, и сколько получено вина, хлеба, всяких прочих вещей. Когда он узнал это, ему следует проверить по отчету уроки и рабочие дни».

Согласно Катону, эффективность труда в образцовом имении должна достигаться не принудительным хаотичным трудом, а установлением каждому работнику «урока», то есть определенного объема конкретной работы. Такие «уроки» зависели от местности и климата, личных качеств хозяина и рабов. 

Катон так же рассматривал проблему стимулирования труда. По его мнению, рабов и вольноотпущенных работников следует обеспечивать всем необходимым с учетом их трудовой деятельности и уровня дисциплинированности. Кроме того, можно устанавливать сезонные нормы натурального довольствия работникам, определять образцы одежды.

Рассматривая вопросы организации товарной рабовладельческой виллы и деятельности её хозяина, Катон первым в Риме сформулировал почти все основные принципы современного управляющего. В своем трактате «О земледелии» он перечислил основные функции организации деятельности работников: планирование, организация, мотивация, учет, контроль и так далее.

Другой римский ученый-энциклопедист Марк Варрон стал известен благодаря своему трактату «Сельское хозяйство», хотя, в отличии от Катона Старшего, не имел никакого отношения к этой отрасли. Варрон писал свой труд основываясь на беседах и рассказах рабовладельцев или трудах других ученых.

В работах Варрона были отображены процессы повышения интенсивности сельского хозяйства и роста товарного производства рабовладельческих вилл и имений. Он был первым, кто подробно описывал орудия труда, а также обобщил и дал объяснения терминам, связанным с управлением сельским хозяйством.

Важно сказать, что Варрон рассматривал вопросы организации труда с точки зрения получения наибольших доходов и считал, что это зависит от агрокультуры и свойств почвы. По его мнению, перед началом трудовой деятельности необходимо узнать качество и свойства почвы, а также какое оборудование требуется для обработки.

Варрон уделил много внимания рационализации труда рабов. Несмотря на то, что ученый считал их лишь говорящим орудием труда, он советовал применять гибкие методы принуждения к труду, морально и материально поощряя. Варрон обратил внимание на условия воспроизводства рабочей силы и допускал создание рабами семьи, дети которых будут привязаны к поместью. Такой подход помогал сэкономить достаточное количество денежных средств и сил на воспитание рабов, ведь их не нужно покупать на невольничьем рынке, пополнявшемся с просторов всего древнего мира. К тому же Варрон советует не покупать рабов одной и той же национальности, чтобы исключить попытки восстания. Стоит заметить, что на такую позицию оказало влияние восстание Спартака 74-71 годов до нашей эры.

Варрон уделил много внимания вопросом качества организации управленческого труда и рассматривал новые административные должности, что было связано с управлением большим числом рабов, чем во времена Катона. Если у Катона Старшего вилик не отличается от раба, а зачастую и назначается из их числа. Варрон же считал, что должность вилика должен занимать грамотный и образованный человек. Такой управляющий должен быть честным и разбирающимся в вопросах организуемого им труда. Для повышения эффективности труда управляющего необходимо использовать принцип материального вознаграждения.

Рассматривая пути повышения эффективности труда и проблему низкой производительности рабов, Варрнон предлагал использовать труд свободных людей. По его мнению, наемных работников выгодно использовать для возделывания больших хозяйств и в сложной местности, где высокая смертность рабов могла нанести убытки хозяину. Варрон писал: «Нездоровые места лучше обрабатывать руками наемников, а не рабов, а в здоровых местах людей следует нанимать на большие сельские работы, например, на уборку урожая, на съемку винограда или на жатву». 

В трудах Варрона мы можем увидеть новые тенденции в развитии управленческой мысли Древнего Рима и принципах труда, организуемого не исключительно рабами, а еще и вольноотпущенными или свободными людьми, отмечая их более высокую производительность и качественность.

Важное место в истории управленческой мысли Древнего Рима принадлежит римскому писателю Колумелле, который тоже рассматривает организацию труда через сельское хозяйство.

Колумелла начинает свой трактат «О сельском хозяйстве» призывом о необходимости подготовки и подбора квалифицированных кадров в области организации труда. Также он выступает за модернизацию производства в сельском хозяйстве и внедрения научных подходов. Например, Колумелла сделал научное открытие о плодородности почвы при правильной ее обработке, что противоречило распространенной в его время теории о том, что со временем плодородие почвы убывает.

В эпоху Колумеллы был заметен упадок сельского хозяйства , который его современники видели в ухудшении плодородия почвы и плохим климатом. По его мнению, главной причиной упадка стали неправильная организация труда рабов и сельского хозяйства. Колумелла считал, что необходимо чтобы имением или виллой управлял строгий и опытный хозяин, поэтому, советовал покупать пригородные хозяйства, чтобы чаще их посещать, а владельцам далеких от города земельных участков сдавать землю в аренду и не менять часто арендаторов. 

Также необходимо применение интенсивных технологий и науки. По мнению Колумеллы, большое, но плохо организованное хозяйство даст меньше дохода, чем маленький участок с грамотными управляющими. Для эффективной организации рабского труда Колумелла рекомендовал ввести его разделение и специализацию, а также применять квалифицированных работников. Он считал, что производительность труда напрямую зависит от его разделения между работниками, поэтому, не следует допускать, чтобы рабы выполняли всю работу без разбора, ведь таким образом никто не считает порученного дела своим и невозможно выявлять прилежных или ленивых.

Колумелла считал, что источником роста производительности труда рабов может стать такой инструмент менеджмента как соревнование. Для этого рабов делили на группы и устраивали соревнования в рамках сезонных работ. При воздействии такого инструмента у рабов повышалась мотивация к труду, ведь в ходе соревнования они могли выиграть полезные бытовые вещи, а также за группой легче осуществлять контроль. Также было важно создавать материальные и моральные стимулы для рабов и виликов, поощрять прилежных и наказывать провинившихся, что Колумелла все равно считал более важным и признавал все методы принуждения для превращения непослушных рабов в прилежных работников. Способы были разные: от собственной тюрьмы в подвалах виллы до обмена шутками с рабами или обсуждения новых работ. Это, по мнению Колумеллы, способствовало росту доверия к хозяину и повышению уровня производства.

Плохой управляющий нанесет хозяйству большой ущерб, поэтому на такую должность необходим достойный человек. Колумелла советовал не назначать вилика из рабов, ведь управлять человеческими ресурсами должен опытный работник, который разбирается в сельском хозяйстве и с самого детства закалялся на полевых работах. В тоже время ученый считал, что лучше иметь неграмотного вилика, который не сможет найти пути для мошенничества. 

Вся работа Колумеллы была направлена на то, чтобы убедить современников, что правильно организованное хозяйство может приносить прибыль даже в условиях сельскохозяйственного кризиса, необходимо только правильным образом организовать труд работников.

Во II веке до нашей эры владельцы вилл стали стремится не только к получению большего прибавочного продукта, но и к его денежной реализации. Это привело к усложнению внутренней структуры хозяйства и усилению эксплуатации рабов.

Римляне создали целую отрасль по производству и отбору рабов. Большое количество рабской рабочей силы давали войны. При удачных боевых действиях римлянам в руки попадало большое количество пленников из воинов и мирного населения. Затем захваченные люди продавались с аукциона мангоном.

Но не только в ходе войны римские рынки труда пополнялись рабами. Существовало множество способов потерять статус гражданина и оказать в рабстве. Например, осужденные за какое-либо преступление могли быть превращены государством в невольников. Также можно было попасть в долговое рабство или вступить в любовную связь с рабом, что случалось очень редко и могло запросто опротестоваться.

Основным местом сбыта рабской рабочей силы были специальные рынки, на которых за день могли продавать по несколько тысяч человек. Такие рынки существовали почти во всех крупных городах Римского государства, а на острове Делос вообще была налажена оптовая торговля рабами.

На цену рабов влияли их личные качества и способности. Раб с особыми навыками мог стоить намного дороже того, который ничего не умел. Упомянутый раньше Катон, например, определял цену специально подготовленных рабов в три-четыре раза выше. Вся информация о рабах была отображена на специальных табличках, которые размещались на груди у раба. В них указывались их антропометрические данные и навыки владения каким-либо ремеслом.

Невозможно не провести параллель с современными рынками труда и другими ресурсами, на которых ежедневно ищут работу десятки тысяч людей по всему миру. Разница только в том, что свой труд они продают самостоятельно, а также можно подойти к руководителю и сказать, что его модель управления вас не устраивает, и спокойно уйти.

Невольничий рынок или hh.ru древнего мира
Невольничий рынок или hh.ru древнего мира

Римский историк Гай Плиний Секунд , в отличии от Катона Старшего, не писал трактатов о сельском хозяйстве и агрономии, но создал обширный труд «Естественная история», который является своеобразной энциклопедией научных знаний об античном периоде. 

Плиний был известным противником рабства и полным антиподом Катона, считая рабовладельческие отношения проблемой, снижающей эффективность труда. Плиний Старший часто говорил, что рабство не может быть выгодным для развитого общества, рабский труд он считал малопроизводительным в силу незаинтересованности рабов в результатах своего труда. Он ставил вопрос об эффективности труда и считал, что хорошая и вдумчивая обработка земли убыточна в силу своих расходов, поэтому Плиний предлагал организовывать обработку земли и хорошо, и плохо, подразумевая под этим, что плохая обработка земли поможет сократить расходы.

Плиний не был тем, кто одобрял интенсивное ведение хозяйства, которое убыточно в рабовладельческих условиях, представляя отличное от Катона или Колумеллы направление мысли. Он стремился приспособиться к хозяйственной ситуации и сохранить достигнутый уровень интенсивности производства

Уже в III веке нашей эры рабовладение вместе с завоевательными войнами постепенно пошло на убыль и больше никогда в истории не достигало таких масштабов. 

На сегодняшний день мы имеем невероятный опыт и обширные знания в сфере управления человеческими ресурсами. Существует множество концепций и теорий, научных школ и подходов к управлению, которые разрабатывались на протяжении всей истории. Древний Рим сделал огромный вклад в теорию и практику управления, заключающийся в создании таких форм организации человеческого труда, влияние которых заметно и сейчас. Все это дало начало возникновения законов и принципов, 

Источники:

1. В. Маршев. История управленческой мысли. Самиздат, 2016.

2. Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина. История менеджмента. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2014.

3. Катон Марк Порций. Земледелие / пер. и коммент. М. Е. Сергеенко при участии С. И. Протасовой. Москва; Ленинград: Издательство АН СССР, 1950.

4. Колумелла. Сельское хозяйство. Кн. 11. пер. и коммент. Л.В. Болтинской // Вопросы всеобщей истории. Красноярск, 1971.

5. Дж. К. Ингрэм. История рабства от древнейших до новых времён. Санкт-Петербург, 1896.

6. Валлон А. История рабства в античном мире. Смоленск, 2005.