За год до своей смерти, в 1836 году, А.С.Пушкин напишет стихотворение "Из Пиндемонти", которое является переводом стихотворения итальянского поэта Ипполито Пиндемонти. Впрочем, исследователи убеждены: Пушкин дал такое название, желая обойти цензуру, у самого итальянца ничего похожего на "переведенное" нет.
Полный текст стихотворения можно посмотреть, например, здесь, однако наибольшей привлекательностью заслуживают следующие строчки:
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
Сравните эти строки с ранними Пушкиным ("К Чаадаеву"):
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Чувствуете? Написано, кстати, с разницей в 20 лет.
На занятиях по литературе, изучив эти и другие стихотворения классика, посвященные свободе, с ребятами всегда смотрим на пушкинскую эволюцию свободы, и после урока дети воспринимают этот термин, скажу честно, по-иному.
Ранний Пушкин, революционный, импульсивный, рассматривает свободу в политическом и общественном смысле. Поэт будто говорит (в современном наложении): "Бейтесь за свою свободу! Выходите на площади! Даешь демократию! Жертвуйте собой ради будущего!"
Свобода зрелого и уже мудрого Пушкина другая: свобода - внутри, в душе. Свобода - это отсутствие стереотипов, освобождение от общественной оценки, следование своему пути, собственным принципам и совести. Так, живя в тоталитарном обществе и находясь в холодной камере с надзирателем, ты все равно свободен. Нужно лишь прочувствовать ее, свободу, и встать на ее путь. Парадокс, но жизнь так работает.
Вообще, следует понимать: осмысление свободы - это один из пунктов духовной эволюции Поэта, его пути с Запада на Восток (в философском смысле), постижения своего Дзена. Впрочем, конечно, оба понимания свободы привлекательны. Жаль только, что свобода, о которой пел Пушкин в 20х годах, утопична и даже требовательна к крови. А вот за вторую побороться может каждый порой даже без единого нервного срыва.
К слову, когда я слышу от современного школьника про нехватку свободы в России, я всегда спрашиваю определение этого термина, а потом отправляю к Пушкину, к этому стихотворению. Внезапно все оказываются вполне свободными гражданами.
А какое понимание свободы ближе вам?