Найти тему
Андрей Коровин

НАШ ОТЕЦ РОСТИСЛАВ. Памяти протоиерея о. Ростислава Лозинского

В тот день, 7 апреля 1994 года, мы с моей женой Ольгой Подъёмщиковой выпустили, по старой русской традиции, живых птичек перед храмом Благовещения, куда пришли на праздничную службу. Я поставил свечи, приложился к иконам и поспешил на другую службу, в газету, а Ольга осталась стоять до конца. Во время литургии отцу Льву Махно сообщили что-то срочное, и он прервался, остановил службу и возгласил: «Только что умер отец Ростислав Лозинский». Минуту назад пребывавшие в праздничном настроении, люди стояли как громом поражённые. Нет, было какое-то предчувствие, как потом выяснится, у Ольги. Да и плох был отец Ростислав в последние недели, сам говорил, что умирать собрался. Похудел, почти в скелет превратился из благообразного батюшки. Рассказывали, что кто-то принес ему в этот день птичку. Он выпустил её и после этого отошел ко Господу.

Отец Ростислав Лозинский. Фото Андрея Лыженкова
Отец Ростислав Лозинский. Фото Андрея Лыженкова

Ольга познакомилась с отцом Ростиславом в середине 80-х, когда начала работать в тульской областной газете «Молодой коммунар». Лозинский, выйдя за штат и передав свой храм Двенадцати Апостолов отцу Льву Махно, не мог сидеть сложа руки. Он был человеком крайне деятельным и неравнодушным. В середине 80-х возник проект снести старинное тульское Всехсвятское кладбище, по соседству с которым жил отец Ростислав, и разбить на его месте парк, а под землей сделать автомагистраль. Советских чиновников мало интересовало, что кладбище было создано при Екатерине II, и все знаменитые люди Тулы были похоронены именно здесь, а захоронения порой были уложены в четыре слоя. Начни наши умельцы строить подземную трассу, не исключено, что на автолюбителей рано или поздно посыпались бы гробы предков. Отец Ростислав обратился в газету, а газета «Молодой коммунар» - к тульской общественности с призывом отстоять кладбище от варварского уничтожения. Образовалась группа энтузиастов - журналистов, преподавателей вузов, артистов, которая сплотилась вокруг отца Ростислава. Эта группа стала проводить субботники на Всехсвятском кладбище, постепенно приводя в порядок территорию на могилах известных людей. Чтобы привести в порядок все кладбище (а это около 35 гектар, заросших громадными деревьями и кустарником) понадобилась бы целая воинская часть. Позже, в начале 90-х, уже после смерти отца Ростислава, мы с Ольгой действительно привлекли к расчистке завалов на кладбище тульских десантников. Но тут грянула первая чеченская война, и ребят угнали на настоящее кладбище, под чеченские пули.

Помню статью батюшки «Трещина через память», которую готовила Ольга в «Молодом коммунаре», - о трещине в стене кладбища, которая грозила обвалом стены. Спустя годы эту трещину заделал Николай Травин, возглавлявший тогда комитет по культуре города. Он же помог в реализации идеи отца Ростислава о создании музея «Тульский некрополь». Но ремонтом одной трещины все кладбище как исторический и музейный объект не спасти. В России, к сожалению, до сих пор нет понимания того, что не только церковь в Кижах или храм Покрова на Нерли – объекты исторического наследия. Старинные городские кладбища – это тоже объекты и субъекты исторической памяти. И спасать и сохранять их надо так же, как храмы и усадьбы. Вот и дом самого отца Ростислава спасти не удалось. Как хотели мы, его духовные дети, чтобы в его доме был музей! Но даже Травину не удалось найти в бюджете деньги, чтобы выкупить дом в городскую собственность. Дом, кажется, ещё стоит, но там наверняка уже все по-другому. Удалось лишь переименовать улицу Дивизионная, на которой он жил, в улицу Ростислава Лозинского. Что, на мой взгляд, как раз было бы крайне чуждо самому отцу Ростиславу.

Ольга Подъёмщикова и Андрей Коровин. 1991 год. Фото Александра Шевчука
Ольга Подъёмщикова и Андрей Коровин. 1991 год. Фото Александра Шевчука

Я познакомился с ним лично, кажется, в 1992-м году, когда мы с Ольгой обвенчались, либо незадолго до этого. И, наверно, я был самым юным из его духовных чад – мне тогда исполнился всего 21-й год. Он жил в половине одноэтажного деревянного дома в старом центре города. Помню, меня удивила маленькая камера над дверью в сад – чтобы он видел, кто к нему пришел. Появилась она, когда он сам уже не мог открывать калитку – он и ходил-то с большим трудом. И всё равно отец Ростислав по-привычке протяжно спрашивал: «Ктоо-ооо?» - и мы отвечали, затем раздавался щелчок открываемого дистанционно замка. Дверь дома он, как правило, открывал сам, если у него не было посетителей. Он говорил «Лечу, лечу!» и медленно, преодолевая боль, доходил до двери, опираясь на посох и держась второй рукой за стену. Пока он шёл, мы успевали поговорить с его собакой, маленькой, но звонкой дворняжкой, бегавшей на цепи, и отчаянно лаявшей на всех приходящих. Обычно отец Ростислав кормил её сам, больше она никого не подпускала. Но когда он перестал выходить из дома, он просил посетителей: «Покормите собаку». Та отчаянно лаяла, но еду все-таки принимала.

Люди к нему ходили самые разные. Ходили слухи, что даже генералы госбезопасности из Москвы якобы приезжали к нему инкогнито то ли исповедоваться, то ли за советом. Не знаю, правда ли это, утверждать не берусь. Помню, однажды к нему пришла посетительница, бедно одетая женщина. Он спросил её: «Вы ели сегодня?» Она ответила: «Нет, батюшка». Он сказал: «На столе стоит обед, покушайте». – «А вы, батюшка?» - спросила она. «Я уже ел,» - слукавил отец Ростислав. С тех пор он кормил её обедами, которые ему приносили из храма Двенадцати Апостолов, а сам оставался голодным. Когда об этом узнала Ольга, она стала готовить и носить ему обеды сама и не уходила, пока он не съедал обед. Потому что и этот обед он вполне мог отдать очередной голодной посетительнице.

Разговаривать с отцом Ростиславом было интересно, он никогда не вещал и не ораторствовал, он увещевал, наставлял, заставлял задуматься. Однажды мы пришли к нему с Ириной И. Она была нетрезва, вела себя неподобающе, а потом вдруг заявила: «Я хочу исповедоваться!» Отец Ростислав молча увел её в другую комнату. Спустя некоторое время она вернулась оттуда совершенно другой, будто бы протрезвевшей и удивленной, как будто только что услышала или поняла что-то очень важное. А однажды к нему пришел за благословением Сергей И., который пытался открыть православную гимназию. Батюшка сказал: «Я не могу благословить на воспитание детей человека, у которого самого не все в порядке дома. Наведите порядок в своей семье и тогда приходите». Какие мудрые слова! Но несостоявшийся воспитатель ушел явно обиженным, не поняв отца Ростислава.

Ольге батюшка однажды сказал: «Какой вы были бы прекрасной игуменьей». А мне: «Как жаль, что вы женаты. Из вас получился бы хороший священник». Не знаю, что он такое видел, чего не видели мы. В то время я учился в Юридическом институте, и однажды написал курсовую работу «Право Нового Завета». Естественно, принёс её показать отцу Ростиславу. Работа, на мой сегодняшний взгляд, была слабой, но отец Ростислав мне сказал: «Очень интересно. С этой точки зрения к Писанию никто не подходил. Вам нужно продолжать этим заниматься и поступать в Загорскую Академию.» Пожеланиям отца Ростислава, увы, не суждено было сбыться. Уже после его смерти мы с Ольгой редактировали газету «Тульские епархиальные ведомости», признанную в то время одной из лучших епархиальных газет России. Но со временем мой жизненный путь разошёлся и с Ольгой, и с деятельностью в церкви, а Ольга наоборот стала работать в Тульской епархии и сделала ещё много добрых дел до своей трагической гибели в 2000-м году.

Помню, когда отец Лев восстановил признанный архитектурной комиссией безнадёжным один из старинных храмов Тулы XVII века – храм Благовещения Пресвятой Богородицы, отец Ростислав сказал: «Надо отцу Льву ещё какой-нибудь храм передать, а то он между своими двумя (Благовещения и Двенадцати Апостолов) метро выроет.» Он понимал и ценил удивительную способность своего преемника к возрождению храмов и духовной жизни Тулы. Они часто перезванивались, едва ли не каждый день.

К большим праздникам батюшка получал телеграммы от Патриарха. Я видел пару из них. По преданию, Патриарх Алексий II когда-то начинал служить под его началом в маленьком храме в Эстонии. О жизни отца Ростислава я знал в основном от его духовных чад. Не хватило мне тогда ума сделать с ним интервью – а я уже работал журналистом, и интервью было моим любимым жанром. Рассказывали, что фашисты, оккупировав Эстонию, предлагали молодому священнику отцу Ростиславу участвовать в православной миссии с фашистскими войсками в оккупированной Советской России (сейчас о ней снят фильм «Поп», в рядах этой миссии был и отец патриарха Алексия II). Но отец Ростислав отказался, сославшись на то, что и свой храм надо ремонтировать, дел невпроворот. А сам тайно организовал снабжение военнопленных продовольствием, а в своем подвале прятал девочку-еврейку, родителей которой расстреляли немцы. Он рассказывал, что девочка пережила войну, переехала в Ленинград и писала ему оттуда письма. Жаль, что об этом его ежедневном подвиге в тылу врага вряд ли снимут кино. А ведь что может быть труднее и важнее, чем продолжать служить Богу и людям в страшные времена на своём месте, на том, куда тебя поставил Господь?

Я помню, как отец Ростислав говорил: «К смерти я все приготовил, вам ни на что не нужно будет тратиться. Вот гроб,» – и он показывал гроб, стоявший за дверью. Меня, двадцатилетнего пацана, это тогда поразило – то, что он готов к смерти и так спокойно о ней говорит. Но оказалось, что подготовился он ещё основательнее. До революции гроб с телом священника с момента смерти до момента похорон стоял в храме, и другие священники круглосуточно читали над ним псалтирь. В советское время эта традиция была утрачена, батюшки читали молитвы над усопшим собратом только в «рабочее» время, а затем запирали храм и шли спать. Зная это, отец Ростислав написал в завещании, что просит своих духовных чад, независимо от того, женщина это или мужчина, читать над ним псалтирь беспрерывно до погребения. И оставил псалтирь на церковнославянском, которую смогли бы прочитать все желающие. Эту псалтирь он посмертно завещал тому, кто будет читать над ним дольше всех. Так как мы с Ольгой читали по очереди, то получалось, что мы и читали дольше всех. Так она попала в наш дом. Теперь эта псалтирь хранится у меня, как и икона «Нечаянная радость» из дома отца Ростислава, подаренная нам с Ольгой его старшим сыном Борисом, главным врачом вельской больницы, приехавшим на похороны отца.

Я помню эти две ночи, одну из которых я провел в храме Двенадцати Апостолов с телом отца Ростислава полностью, а вторую – частично, так как наутро мне предстоял экзамен в институте. Помимо нас с Ольгой в храме были Надежда Константиновна Тюленева и Ирина Извольская. Почему-то больше не помню никого, хотя было ещё несколько человек. Ситуация с запертым храмом напомнила мне Гоголя, по углам будоражили воображение незримые тени, иногда пробегал холодок по спине. Но от горящих свечей, от дыхания близких людей рядом было спокойно. И только горький привкус непросочившихся слез стоял во рту и затруднял чтение. В то, что отца Ростислава с нами больше нет, поверить было невозможно. Мне не хватает его по сей день. Ни один священник не вызывал во мне столько доверия и уважения, как он.

Отец Ростислав хотел быть похороненным возле своего храма, храма Двенадцати Апостолов. Но по санитарным нормам хоронить кого бы то ни было в городе было запрещено. И тогда Ольга пошла на приём к мэру, Николаю Тягливому, и добилась от него разрешения на захоронение батюшки возле храма.

Потом была долгая заупокойная служба. Поговаривали, что приедет отпевать сам Патриарх, но он не приехал. Прислал каких-то своих помощников. Людей было много, мы стояли возле гроба. От раскаленных свечей было трудно дышать, не хватало воздуха.

Отца Ростислава похоронили возле его последнего земного храма, как он и хотел. Ольга привезла на его могилу травку с могилы его младшего сына, игумена Марка, которую сажал то ли он сам, то ли матушка. Патриарх Алексей II, будучи спустя несколько лет в Туле с пастырским визитом, посетил могилу отца Ростислава. А вскоре и сам отошел в мир иной. Наверное, им есть, о чем поговорить ТАМ.

А нам очень плохо без вас, наш милый отец Ростислав.

_______________________________

Лозинский Ростислав Романович (29 января 1912, Псков7 апреля 1994, Тула) —протоиерей, доктор богословия, автор более сорока работ по истории православных святынь Тулы. Почётный гражданин Тулы. Отец профессора МДА игумена Марка.