Написал мне тут недавно в комментариях самый преданный мой хейтер Алексей Талала. Уже много месяцев он старательно критикует мой контент, но все никак не решается отписаться. Что ж, в таком случае попытаемся поговорить.
Отвечу на этот самый комментарий небольшой историей.
Из России я уехал 9 месяцев назад и за это время пожил в трех странах - Беларуси, Молдове и Турции, в которой нахожусь по сей день. А 10 лет назад я полюбил кино Тарковского, и с большим интересом стал изучать его биографию а также дневники с символическим названием "Мартиролог" (мученик).
Тогда же я выяснил для себя одну деталь, которую в те времена был не в состоянии понять. Тарковский был по сути диссидентом - его кино неоднократно после выхода клали на полку. Особенно трагична история одного из самых значимых его фильмов "Андрей Рублев".
Почти сразу после завершения картины комитет Госкино запретил ее показ в кинотеатрах, и это был большой удар для режиссера, создававшего в столь непростых условиях сложные и глубокие произведения искусства. Тарковский творил историю, но советское руководство было не в состоянии это понять и оценить.
И подобная судьба коснулась многих его фильмов. Великого кинематографиста, которого признавал весь запад, присуждая ему самые престижные награды, свой родной Советский Союз не признавал. Мало того - он его запрещал! Именно поэтому Тарковский был, как я уже сказал, диссидентом своего времени.
Хотя сам таковым себя никогда не считал.
И когда великому режиссеру сделали предложение снимать кино в Италии, да ещё с ним изъязвил желание работать соавтор Феллини и великий сценарист Тонино Гуэрра, Тарковский отказаться не смог. Тем более там ему предоставляли полную свободу действий, ведь запад при жизни ценил талант гения.
А СССР считал его вредным инакомыслящим элементом, способным, видимо, воспитать слишком свободное поколение молодежи. И из страны выпустили лишь его жену, а младшего сына не выпустили. А затем Тарковский был и вовсе уволен из "Мосфильма", все его фильмы запретили, и сам он вынужденно объявил, что остается в Италии.
Но читая дневники режиссёра, чувствуется, как он тоскует по родине, с какой любовью о ней отзывается. Как он хочет вернуться домой. По его записям совершенно не складывается ощущения, что он какой-то диссидент.
Напротив, постоянные мечты построить дом, завести огород, скотину, жить на лоне природы предстают в его записках своего рода противовесом всему тому грузу проблем и козней, которые строило ему Госкино.
Я выбрал эту аналогию не специально, а просто потому что горячо люблю авторское кино, и так уж вышло, что интересуюсь им 10 лет. А биография Тарковского совершенно естественным образом однажды попала мне в руки, и я не без удивления для себя открыл мир великого художника, которого, как выяснилось, еще и недолюбливало государство.
И сейчас, ввиду последних событий, я сам не горю желанием возвращаться в Россию. Не из-за страха, а из-за своих убеждений. Имперское сознание мне не близко.
И знаете, только недавно до меня стала доходить глубина тоски Тарковского по родине и смысл картины "Ностальгия", снятой им в Италии. Запад хоть и красивый, сытый, богатый, но НЕ СВОЙ. Заграница интересная, гостеприимная, безопасная, но НЕ СВОЯ.
А сейчас еще весна, в это время все предыдущие годы я готовился к походам по республике Марий Эл и большим путешествиям. Вдыхал ароматы набухающих почек, слушал пение птиц, в душе с началом весны всегда был мир и порядок. А еще осознание, что скоро вновь начнется ДОРОГА!
Потому и тоска по родным местам здесь, за границей, стократ сильнее. И писать об этом (ровно как и мечтать) - есть единственный способ оказаться в неповторимой, первозданной и родной природе левого берега средней Волги, которой нигде больше нет. Нигде. Так что иногда и в моем скромном блоге будет мелькать «контент по ностальгии». Прошу меня простить и понять.