Неизвестная гражданская война в США. Часть 2.
Газеты Южных штатов с раздражением писали,что Север поработил Юг-все необходимое приходится закупать на Севере по Бог ведает каким ценам. Впридачу Север не допускал заказов на похожие товары в Европе,фактически став монополистом. В Южных штатах проживало 35% от общего населения США и эти 35% населения давали 80% поступлений в федеральный бюджет. Так что с одной стороны Юг реально хотел отделится от Севера,а с другой стороны для Севера это было смерти подобно, т.к. Север без Юга превращался в захудалое образование которому просто некуда будет сбывать производимые товары и неоткуда будет брать сырье и продукты для жизнеобеспечения. Дельцы на Севере имели деньги,заработанные на торговле с Югом и вовсе не горели желанием лишится своего положения. Это усугублялось пуританским воспитанием т,к, пуритане в Новой Англии сделали свою церковь государственной. Право голоса имели только принадлежавшие к официальной церкви. Посещать ее богослужения следовало без "прогулов" – под страхом денежного штрафа или даже тюремного заключения. Всякий поселенец обязан был платить налог на содержание церкви, а городские власти получили право по своему усмотрению преследовать "ересь" – что именно понимать под ересью, они должны были решать сами. Пуритане Новой Англии в одном были чертовски последовательны: они давили всех подряд, независимо от национальности и вероисповедания и на Юг были очень озлоблены из-за его "вольнодумства" т.е. на Юге пуританам не давали действовать так же как на Севере.
В 1853-м году выходит первое издание книги Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома"-это был бестселлер для того времени! 300 тыс экземпляров разошлись быстро. Тут требуются пояснения- Гарриет Бичер-Стоу писательством занялась вовсе не от любви к изящным фразам,а из-за крайней нужды -ее муж был церковным пастором и денег в доме не хватало. Ее первая книга по истории Новой Англии ""Мэйфлауэр" прошла незамеченой,но следующая-"Хижина дяди Тома" имела шумный успех. Все без исключения исследователи, каких бы политических взглядов они ни придерживались, признают: "Хижина" сыграла огромнейшую роль в воздействии на умы, в возбуждении ненависти к рабству. Когда впоследствии президент Авраам Линкольн встретился с Бичер-Стоу, он спросил:– Так это вы та маленькая женщина, что вызвала большую войну?-Это несмотря на то,что сама Бичер-Стоу на Юге была один раз в жизни-погостила у знакомых с недельку и книгу написала лишь по рассказам знакомых.
Не зря известнейший американский литературовед Ван Вик Брукс, автор пятитомной истории американской литературы, писал о Гарриет Бичер-Стоу: "В ее моральном чувстве не было лицемерия, как не было и злого умысла против Юга; напротив, никогда еще южане не казались такими привлекательными, а пороки нации она воплотила в Саймоне Легри, уроженце Вермонта (северянине). Независимо от общественной обстановки, в какой писалась "Хижина дяди Тома", эта книга остается великим эпосом народной жизни и своего времени… Книга ее – явление литературы, а не пропаганды"
Джон Браун -"знаковый герой Северян" -родился в Коннектикуте – то есть был пуританином в квадрате. Все его отрицательные черты родом прямехонько из пуританства: фанатизм, убежденность в "богоизбранности", лютая нетерпимость к чужим убеждениям и лютая вера в святую правоту идей собственных. Именно в Коннектикуте печальной памяти "Синие законы" требовали продавать должника в рабство, а в воскресенье запрещали громко говорить и смеяться. Именно в Коннектикуте муж нес наказание, если оказывался уличен в том, что в воскресенье поцеловал собственную жену. "Какие бы то ни было лица, носящие золотые или серебряные шнуры, золотые или серебряные пуговицы, шелковые ленты или другие какие-либо излишние украшения, будут подвергнуты налогу в размере 150 фунтов стерлингов". Это тоже из "Синих законов" Коннектикута…
Сводный брат Джорджа брауна Иеремия Браун оставил воспоминания, которые на многое проливают свет- "Он навестил меня, и я сделал все, чтобы убедить его вернуться домой к своей семье и заняться своими собственными делами. Я сказал ему также, что путь, по которому он идет, может привести к гибели как его самого, так и его сыновей… Он ответил мне, что мое неодобрение огорчает его, что он выполняет свой долг и должен идти по избранному им пути, даже если это грозит гибелью ему самому и его семье. Он вполне удовлетворен, сказал он мне, что Бог избрал его своим орудием для уничтожения рабства. Судя по всей манере его поведения и по его разговору, я пришел к убеждению, что он совершенно помешался на вопросе о рабстве, и дал ему понять, что я о нем думаю". Иеремия был мирным обывателем, жил в штате Огайо и наверняка плохо представлял себе пуританскую новоанглийскую закваску. Уж если человек начинает твердить, что избран Богом для некоей высокой миссии, – жди беды…
Джон Браун хотел напасть на арсенал в виргинском городке Харперс-Ферри, захватить там побольше оружия и боеприпасов и отвезти их в горы Виргинии, идеально подходящие для партизанской базы. Отряд Брауна планировалось развернуть в целую армию: его члены должны были стать командирами групп, составленных из канадских негров, обитающих там в эмиграции, и чернокожих, освобожденных с плантаций. "Партизанская республика" должна была постепенно охватить не только Виргинию, но и другие рабовладельческие штаты, вплоть до наступления окончательной победы.К концу лета следующего, 1859 года, члены ударного отряда Брауна, 22 белых и то ли шесть, то ли семь негров (точное количество чернокожих историками так и не установлено) стали поодиночке стягиваться на приобретенную Брауном недалеко от Харперс-Ферри ферму (среди них были три сына Брауна и два его зятя).
В ночь с 16 на 17 октября "борцы за свободу" вошли в город, держа оружие наизготовку…И почти сразу же открыли стрельбу. Люди Брауна застрелили негра – одного из тех, кого нагрянули освобождать… Разные источники именуют этого негра по-разному: кто "носильщиком", кто "сторожем". Вероятнее всего – второе: ну что носильщику делать на улице задолго до рассвета?! Как бы там ни было, негр повел себя неправильно: увидев подозрительную вооруженную ораву, закричал, хотел поднять тревогу, вот его сгоряча и отправили на тот свет… Арсенал люди Брауна заняли без малейших хлопот – потому что (патриархальная простота Юга!) он охранялся одним-единственным солдатиком, который сдуру вышел из караулки и моментально был скручен.Отправив двух своих людей встречать "подкрепление из восставших негров" , Браун обосновался в арсенале. Подкрепление к Джону Брауну не пришло т. к. никто не хотел ввязыватся в подобные авантюры с непонятными целями и неясным исходом. Жители городка, опомнившись от первого испуга, похватали охотничьи ружья и другое оружие, у кого что нашлось – и окружили арсенал. К ним на подмогу подоспел из соседнего Чарльстона отряд тамошней милиции, а позже появились поднятые по тревоге федеральные войска: сотня морских пехотинцев под командованием полковника армии США Роберта Ли, будущего главнокомандующего южной армией…Перестрелка продолжалась около суток. Потом моряки выбили кувалдами ворота, ворвались внутрь и похватали уцелевших. Джона Брауна и его банду судил виргинский суд – за "тайный заговор с рабами с целью восстания, за измену Виргинии и за совершение убийства без смягчающих обстоятельств". Брауна приговорили к смерти, а его сообщников – к тюремному заключению.Адвокаты-северяне пытались представить "капитана" невменяемым, но он сам запротестовал против этого. И отказался от предложений бежать: то ли хотел разыграть роль мученика до конца, то ли, видя столь бесславное крушение своих планов, впал в совершенную прострацию. Вероятнее всего, и то и другое. Как бы там ни было, роль мученика пришлась Брауну определенно по вкусу: он успел произнести несколько красивых речей, а напоследок честил последними словами священников, решивших его исповедовать – неправильные они, язычники какие-то, он сам знает лучше, что Богу угодно…Брауна повесили…Никак нельзя списать все это на "южную реакционность" – в любом штате, хоть южном, хоть северном, подобные выходки для Брауна закончились бы петлей. Арсенал к тому же был не частной южной лавочкой, а федеральной собственностью, военным объектом армии США
.Северяне теперь имели своего мученика. Один из видных аболов, Хоу, едва отдышавшись после бегства в Канаду, стал, не особенно и понижая голос, цинично говаривать: мертвый Браун принесет движению больше пользы, чем живой…Раскол по поводу "дела Брауна" произошел и во всем остальном мире. Всякий, кто считал себя хоть чуточку "прогрессивным", гневно осуждал "убийство героя южными варварами" – а революционеры всех оттенков, мастей и калибров буквально заходились в истерике, на все лады воспевая "мученика". Реально причиненное Брауном зло, убийство случайных, ни в чем не повинных людей эту публику не интересовало вовсе: мало ли какие издержки возможны во время благородной борьбы с реакцией…