Наконец-то умное кино! Но... для тех, кто любит находить ответы сам. Прекрасная игра актеров, шикарная картинка и неожиданная концовка оставляют до-о-олгое послевкусие. Стоит ли смотреть фильм - конечно стоит
Что мы можем взять для себя в фильме в качестве терапии: синдром самозванца и как туда заходят.
Сюжет:
Юный наследник короля Артура не привык к вниманию людей, даже короля. Стареющий король вызывает юношу на короткий разговор, где говорит, что человека делают легендой дела. Окрыленный Гавейн еще не успел понять, что хочет впечатлить всех подвигами, как случай подвернулся. Зеленый рыцарь, похожий на дерево, бросает королю вызов. Король подталкивает племянника - вот и случай, не бойся, это все игра. Странный рыцарь подставляет голову под рубку, не сказав, что он бессмертен. Теперь юноша должен свою голову чудовищу, но через год.
Господи, как хорошо, что в главной роли - индус! Юноше с лицом индуса в Англии сложно назвать себя королем, согласитесь. При любом раскладе в лицо плюнут.
Оси координат:
- Король Артур - образ из дохристианских сказаний и мифов, реальность которого пока не доказана. Недостижимо высокая планка благородства, мудрости и мужества. В фильме с нимбом на голове, бездетен.
- Гавейн - рыцарь из средневековой легенды о зеленом рыцаре
- Его мать - ведьма из мифов о короле Артуре, которая не умела колдовать, но умела разрушать единство вокруг себя
- Девушка на озере - Унифиред - святая Уинифред, которую на самом деле обезглавили
- Лиса - неблагородное животное, известное склонностью к обману
- А кто такой зеленый рыцарь?
Все образы мифические. Мы смотрим сказку о том, как юноша учится отвечать за данное слово: обещал отдать голову - отдавай.
С самого начала истории Гавейн расхаживает в своей рыжей накидке. Для тех, кто не понял, позднее показывают средневековые картины, где охота идет на лису, а потом лису заменяет юноша в оранжевой накидке. Кого же он обманул?
Только себя.
Он решил, что должен соответствовать ожиданиям окружающих: что он уже вырос достаточно, чтобы занять место дяди, и это сильно его пугает. Он, конечно, высокий, при усах, лошади и доспехах, но не рыцарь. Еще не рыцарь. Явно очень молодой парень. Король вообще называет его "юным".
Просто пришло время выровнять внешность с ролью.
Из фильма мы узнаем, что делает рыцаря рыцарем (тем более королем):
- 20% - подвиги
- 80% - легенды о его подвигах, которые складывают о нем люди
В ход pr-компании будущего правителя идет педагогический совет:
Его мать, сев в кружок со своими подружками-ведьмами, вызывает зеленого рыцаря. Его дядя останавливает от боя с зеленым страшилищем всех, кроме племянника, подталкивает его - не бойся, это всего лишь игра.
Через год дядя приходит к племяннику и говорит - ты что, думаешь, что это игра!? Иди и выполняй слово. Такие игры у нас в средневековье средневековые.
Для мальчика дядя - высший авторитет. Встал и пошел.
Я думаю, что зеленый рыцарь - это сама жизнь. Все что живет - умирает и зеленеет, т.е. "воскресает". Как только юноша выходит за ворота своего дома, Зеленый рыцарь начинает "воспитание" Гавейна. С помощью разбойников вытягивает из него признание, что он не рыцарь. Разбойники крадут у него зеленый пояс-оберег, зеленый топор и лошадь, которые потом к нему все вернутся волшебным образом. Потому что не было никаких разбойников. У зеленого рыцаря много лиц. Добрый хозяин замка, который приютил его - тоже "зеленый рыцарь", как и его жена.
Когда смерть в лице зеленого рыцаря подошла с топором так близко, юноша представил, что всю жизнь мог бы притворяться, что он благородный рыцарь. Лучше смерть, чем эта игра, ведь не получится все равно из него ни рыцаря, ни короля. Он не хочет быть виноватым в том, что подвел всех. Руби же, ну!
Неужели дядя не сказал мальчику главного секрета - что "король" - это результат командной работы. В этом смысл круглого стола и объявленных ценностей - верности-равенства-братства. Чем строить юноше pr-компанию, можно было заниматься тренировкой мальчика, а не отдавать его на воспитание "жизни".
Прокрастинация, само саботаж, часто идут рука об руку с синдромом самозванца. Вместо того, чтобы узнавать у дяди больше о том, как становятся рыцарями, Гавейн прятался по кабакам.
Легенда, кстати, поучительнее фильма - в ней Гавейн сбежал от зеленого рыцаря, а потом всем врал, что он победил его. Но зеленый рыцарь пришел за ним все равно и рыцарю пришлось при всех признаться в том, что он врал. Вместо осуждения рыцари сами одели зеленые пояса, потому что все не без греха.
Итак, как Гавейн зашел в синдром самозванца
1. Внешность чужака
Он привык к непринятию людьми. Он видел каждый день, как короля уважают, и как не уважают его. Он не видит мостика между этим двумя состояниями и никто ему не показывает его. А это не мостик, это дорога длиной не в один десяток лет.
2. Отсутствие учителя или известного пути решения
Это сейчас мы предоставлены сами себе - а в средневековье ты всегда "чей-то" вассал, раб, ученик, подмастерье. Все ходы расписаны. А тут такого нет. Этот же король мог ведь сидеть за чаем с печеньками и рассказать - как он стал королем. Но не стал. Пришлось бы много чего поведать неприятного и неблагородного
3. Отсутствие необходимости учиться
А зачем? Мамка прокормит, денег до фига, пост будущего короля никто не оспорит, конкуренции нет. Угрозы умереть нет. Все налажено, будет работать, и без дяди, и без него.
4. Искажение
Что другие не ошибаются, не врут и т.д. Что роли "даются" если... хорошо учиться, и всегда делать, что скажут (детские мысли, правда?). Искажений всегда много в изоляции - когда нельзя подойти и спросить напрямую - "а правда, что..."
Как выходить из этого?
- Выносить роль за рамки цели. Я король, потому что мне важна безопасность моих подданных и это всего лишь моя роль в достижении этой цели.
- Понять, что роль - часть обучения этой роли. Даже если человек обладает всеми качествами и навыками для этой роли (тот самый, достойнее, чем я) - это не избавляет его от необходимости учиться этой роли, от возможных ошибок и конфликтов.
- Собирать свои "подвиги", которые подтверждают то, что ты достоин этой роли. Гавейн ведь правдивый и скромный юноша, очень хочет быть таким как дядя, за что себя осуждает, слишком амбициозно. Чтит достоинство рыцаря, что это звание нужно заслужить, ему плохо от мысли, что он может подвести свою подругу-проститутку, не говоря о других, помогает призраку девушки. Чем не рыцарь.
- Подумать - а что плохого в моих амбициозных целях? Кому от этого плохо? Мои дети будут лучше жить? Почему бы и нет
- Принять то, что нравиться не всем - это норма. Если ты руководитель ты точно кому-то не нравишься. Если ты очень хороший руководитель - ты не нравишься многим. А если ты новатор-руководитель, то ты точно большинству людей не нравишься.
Пост скриптум
Поскольку парень - индус в Англии на него эти приемчики не сработают, скорее всего. Яд внешнего несоответствия не так то просто смыть. Если человек - "чужак", и это то, что люди знают о нем, то он будет себя ассоциировать с ролью напрямую. Без своей роли он - чужак. Тут либо рыцарь Гавейн будет "граалить" (как выразился Марк Твен) всю жизнь, пытаясь доказать, что он достоин, либо сопьется. Как выходить? Искать свою ценность вне ролей.
Изоляция Гавейна - дурной знак. Друзей у него нет. Он на самом деле уже "изган" из круга тех, кто знает как стать рыцарем. Он уже считает себя неценным вне своей роли рыцаря. Святой Мерлин, пошли ребёнку терапевта, без него никак.
Пост Пост скриптум
Если честно, я думала что фильм про "переход". Наивный юноша становиться мужем: все идеалы и роли были черно-белыми, а стали серыми - зло во имя добра, добро во имя зла. Но вышло не так. Вышло, что мальчик - маленькая пешка в руках у своей матери, который вряд ли выйдет из этой роли (вспомните обнаженных великанш)
Он будет всю жизнь страдать, что недостаточно хорош