Каждому императору современники давали прозвища, которые широко использовались в народе. Например, Петра III называли «слабоумный», Павла I «сумасшедший», Николая II «безвольный» и «кровавый», а вот Александра III нарекли «алкоголиком». Разберемся почему.
Каким-то образом и историки, и писатели писали об алкоголизме государя. Те, кто мало знал царя, реально думали, что он каждый вечер после государственных дел напивается в стельку вместе с начальником своей охраны.
После смерти императора в народе еще долго ходил слух, что государь скончался от пьянства.
Миф об императоре-алкоголике был раздут из рассказов того самого начальника императорской охраны Петра Черевина, который действительно страдал запоями, и в таком состоянии болтал всем, что пьет за компанию с Александром Александровичем.
Он говорил, что жена самодержца, императрица Мария Федоровна, не терпела пьянства, а потому строго следила за тем, чтобы муж не пил, и якобы, чтобы не попасться императрице царь даже придумал для себя плоскую фляжку, которую прятал в голенище сапог.
Эти глупые рассказы передавались из уст в уста, и наконец, дошли до революционеров-газетчиков, которым только и нужно было, что подхватить порочащую Романовых новость и растиражировать ее, проверять правдивость источника информации никто и не думал.
На самом деле Александр III любил употребить что-нибудь крепкое, как любой нормальный человек, но до потери сознания себя никогда не доводил. Об этом можно судить из воспоминаний окружающих, которые говорили, что государь крайне дисциплинированный человек, умеющий держать себя в руках, не позволявший себе вольностей. Никто не оставил записей о том, что царь страдал алкогольной зависимостью, нет ни намека.
Лейб-медик государя сделал запись в дневнике: «Пил ли он за закуской – не помню, кажется, нет, а если и пил, то никак не больше одной маленькой чарочки: за столом он пил больше квас, вина почти не пил, а если и пил, то очень умеренно».