9,3K подписчиков

Сенсорная интеграция ребенка в домашних условиях

2,8K прочитали
Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел. Честно написала здесь в блоге про то, что я почти не занималась с детьми с РАС, и уже через несколько месяцев, появилась возможность получить такой опыт. Поэтому открываю серию статей, которые помогут мне и вам в работе с детьми с аутизмом.

Сегодня речь пойдет о сенсорной интеграции. Приемы, которые вы встретите в статье можно применять ко всем без исключения детям. Но детям с ограниченными возможностями здоровья они просто необходимы.

Терапия сенсорной интеграции необходима детям:

  • с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
  • детям с задержкой психоэмоционального развития

детям с РАС (расстройством аутического спектра)

  • детям с ДЦП (детским церебральным параличом)
  • детям с нарушением зрения и слуха
  • детям с синдромом Дауна
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Сенсорная интеграция - это метод, позволяющий восполнить дефицит сенсорного опыта, который возникает, если работа нервной системы ребенка есть дает сбои. Нормальную работу нервной системы можно сравнить с работой электрической цепи. Если все работает как надо, то при нажатии переключателя лампочки загораются и тухнут. Если провод оголен, или высокое напряжение, то систему может закоротить. Так же и с нервной системой. Нервные импульсы ежесекундно передаются от внутренних и внешних органов к мозгу и обратно. Если у ребенка по каким-то причинам, в силу болезни, состояния или педагогической запущенности, недостаточно сенсорного опыта, он не может сделать правильные выводы об окружающем его мире. Следовательно его движения, эмоции и поведение будут неадекватными.

Например, ребенок будет неуклюже двигаться, не ощущая притяжения земли, бурно реагировать на громкую музыку в парке, большое количество людей в общественном транспорте, откажется от новой незнакомой еды или не станет надевать новую одежду.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Пожалуй не будет преувеличением сказать, что все современные дети, в том числе и здоровые, получают недостаточно сенсорного опыта. Где им можно ходить по лужам,копаться в грязи, валяться на траве и набивать синяки?

Именно отсюда — рост проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…

Сегодня в медицинских, детских и реабилитационных учреждениях организуют множество сенсорных комнат. Но сенсорная интеграция доступна каждому дома.

Рекомендации по сенсорной интеграции в домашних условиях

1. Увеличение физической нагрузки в течение дня. Ребенку необходимо делать зарядку, гулять до 1,5 часов на свежем воздухе почти при любой погоде. Дома желательно установить спортивный комплекс, чтобы ребенок мог лазать, висеть, раскачиваться неограниченное количество времени. Это особенно важно для мальчиков. Об этом я писала в статье про разницу между мальчиками и девочками здесь

 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-3

2. Ношение утяжелителей во время физической нагрузки. Это поможет ребенку ощутить свое тело. Для утяжеления можно использовать детские утяжелители для рук и ног, а также детский жилет-утяжелитель. Утяжелители для конечностей бывают разного веса, а в комплекте к жилету идут несколько грузов, и вес можно увеличивать постепенно. Чтобы сберечь семейный бюджет, утяжелители можно сшить самим в виде пояса с карманами, манжетов для ног и рук, или приспособить для этих целей носочки, в которые можно насыпать соль, завязать и раскладывать по карманам в одежду ребенка. Вместо для прогулок можно использовать детский рюкзачок, в который можно укладывать несколько пластиковых бутылок с водой по 0,3 литра. Если ребенок устает, бутылки можно вынимать по одной, постепенно снижая нагрузку.

Такое утяжеление нужно использовать во время пеших прогулок, физической нагрузки и игр, а также во время занятий, когда требуется усидчивость.

 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-4

3. Физическая нагрузка во время обычных домашних дел в течение дня. Носить утяжеленные вещи недостаточно. Необходимо внедрять новые игры, усложнять выполнение домашних обязанностей, давать возможность использовать обычные предметы по новому. Вот примеры того, как это можно сделать:

  • «Полоса препятствий» Разложите по дому перевернутые стулья, диванные подушки, крупные игрушки. Развесьте на стульях покрывала или пледы. Ребенок должен преодолеть полосу препятствия, превозмочь все трудности, используя максимально все группы мышц и в конце пути получить вознаграждение, которое и мотивирует его на подвиг
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

  • «Батут на диване» В каждом доме есть диван. Если нет детского батута, то можно прыгать на диване, или на кровати. Прыжки на диване или кровати уравновесят перевозбужденную нервную систему и дадут новый уровень физической нагрузки, потому что прыгать на мягком гораздо сложнее. Держите ребенка за руки для страховки, разрешите ему падать на спину, на бок, на живот. В тот момент, когда ребенок лежит, придавите его подушкой, чтобы было трудно выбираться из “ловушки”, так вы создадите ему дополнительные трудности.
  • «Сэндвич» Дети с низкой телесной чувствительностью любят крепко обниматься, часто висят на родителях, толкают и не специально бьют других людей, не могут регулировать силу прикосновения, например, могут с такой силой дать “пять”, что в пору и упасть. К слову, мой ученик с моторной алалией Дима в прошлом году так играл в ладушки, что приходилось держать удар в полном смысле этого слова. В этом году он делает это гораздо нежнее. Чтобы восполнить такой сенсорный голод, играйте в «сэндвич». Прижимайте ребенка между двумя диванными подушками, не бойтесь делать это интенсивно, но следите за его реакцией. Давление подушками поможет создать давление на все тело ребенка, что уменьшит его желание самостоятельно искать эти ощущения грубым способом.
  • «Лошадка» Знакомая всем игра может оказаться не только одной из самых сложных для ребенка, но и самой веселой – ведь покататься на спине мамы или папы скоро не получится совсем. Во время этой игры ребенок получит многоплановые ощущения. У него будут тренироваться разные системы одновременно: и внутренняя мышечно-суставная система, и вестибулярная, и зрительная, а также получит свою порцию развития навык праксиса (это умение повторять). Позволяйте ребенку сначала лежа кататься на вашей спине, держаться крепко за вас, падать весело с вашей спины, постепенно подбадривайте его садиться все выше и держаться только за вашу одежду.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-6

  • «Меняем постельное белье» Каждый взрослый знает, что смена постельного белья очень тяжелая рутина, которую мало кто выполняет охотно и очень часто. Ее можно использовать для новой игры: пусть ребенок сам сдергивает покрывало и одеяло с кровати, вытаскивает с вашей помощью одеяло из пододеяльника и подушку из наволочки, трясет чистое белье, заталкивает все обратно, прыгает и ходит по кровати, чтобы все разложить, несет кипу белья в машину, туда заталкивает, достает мокрое белье, несет к сушке, подает его. Тут важно не просто поменять белье, а создать из этого процесса долгую и насыщенную деятельность для ребенка.
  • «Массаж» Обычно ребенок купается каждый день. Эту активность важно использовать для помощи ребенку. Поменяйте обычные мочалки на силиконовые губки (как на картинке) и используйте их, чтобы мыть ребенка. Лучше всего иметь 3-4 штуки, чтобы двумя вы мыли ребенка сами, две были ему для свободной игры. Протирайте ребенка, сжимая плотно между губками его ручки, ножки, протирайте его кожу словно интенсивно массируете. Если ребенку трудно в первый момент привыкнуть к ней, нанесите на тело ребенка пену для бритья и смывайте ее с помощью губок.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-7

4. Организация новых форм физической активности в течение дня

  • «Скалолаз». Найдите на детской площадке, в торговом центре или специальном спорт-центре детскую стену для скалолазания. Дайте ребенку возможность с вами вместе по ней забираться. Вначале ничего не будет получаться, но каждая минута, проведенная там дольше, чем в предыдущий раз помогает ребенку развиваться. Пусть это будут всего два шага вверх, но постепенно ребенок научится и потом будет самостоятельно туда забираться.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-8

  • «Великан» Прогулка на папиных плечах это продолжение игры в лошадку. Эта игра имеет такое же многоплановое действие: развивается зрительномоторный контроль, т.е. улучшается координация своих действий и навыка пользоваться зрением одновременно. Эта координация нужна для успешного обучения ребенка в дальнейшем у другого человека новым навыкам.
  • «Лилипут» Купите для ребенка обувь на вырост, чтобы на была значительнее больше ему по размеру (желательно резиновые сапоги, чтобы нога легко не выскальзывала из обуви), наденьте внутрь побольше толстых носков, а также куртку или толстовку, больше по размеру. Закатайте у куртки рукава, наложите шарфов в карманы, один шарф завяжите как пояс. И в таком виде пусть ребенок гуляет – пойдите в лес в поход, несите рюкзак с едой и водой с собой, ходите трудными путями, идите по пляжу, по воде, через песок – должно быть трудно! А если ребенок решит так побегать - замечательно! Он усилит своей активностью нужный эффект.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-9

  • «Прятки» Кроме нагрузки любому человеку нужен отдых и, в какой-то степени, убежище. Для детей, у которых пониженная внутренняя чувствительность часто повышается внешняя, кожа становится гиперчувствительной. Чтобы снизить это напряжение, необходимо создать ребенку личное прохладное, темное место, где ребенок может сидеть столько, сколько ему надо. Это может быть большая коробка из-под стиральной машины, или место в шкафу. Для этого может подойти и популярные детские палатки.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-10

  • «Купание в желе в одежде» Обычно ребенок купается каждый день. Эту активность тоже важно использовать для терапии. Есть два варианта: купаться в обычной ванной в махровой пижаме. Ее потом можно будет снять, чтобы непосредственно помыться. Но купание в тяжелой пижаме даст тройной эффект тяжелого жилета. Второй вариант – вместо воды использовать специальное желе. Тем самым вы усилите эффект нагрузки еще в разы. Специальное желе для купания продается в популярных интернет-магазинах.

5. Специальные активности, которые могут помочь терапии сенсорной интеграции

  • «Тяжелое одеяло» Тяжелое одеяло при правильном применении - отличный помощник для засыпания и игр. Важно использовать его для засыпания не дольше 1 часа, после того, как ребенок заснул. Порой достаточно накрыть только верхнюю часть тела, не трогая ноги, чтобы ребенку было под ним комфортно. Во время сидячей игры можно накрывать ребенку плечи или только ноги, чтобы облегчить ему концентрацию внимания на процессе.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-11

  • «Качели» На качелях можно организовать множество полезных игр, которые эффективно помогают нервной системе интегрировать все новые навыки ребенка. Желательно использовать твердую качель-платформу, удобную, широкую, которая висит низко. У ребенка должна быть возможность в любой момент слезть с нее без проблем самостоятельно. Ребенок на качелях может располагаться в любой удобной для него позе: сидя, лежа и даже стоя. Взрослый в это время может читать ребенку книгу. Ребенок, приближаясь к взрослому, может целовать его. Впоследствии, когда ребенок будет уверенно себя чувствовать на качели, он может ловить брошенный мяч, рассматривать книги, рисовать, мастерить из конструктора, повторять звуки, слоги, и предложения, заучивать и повторять стихи и песни.

6. Дополнительные материалы для поддержки сенсорной интеграции

  • Минивибромассажеры, помогают стимулировать внутренние ощущения мышц, суставов, связок, а также вестибулярного аппарата. Его важно использовать не как классический массажёр, то есть нельзя возить по телу.
 Как только ты говоришь, что у тебя чего то не было, Вселенная тут же восполняет этот пробел.-12

Для целей сенсорной интеграции его необходимо прикладывать точечно и держать неподвижно в одной точке тела: к подбородку, ко рту, к уху, к шее во всех местах, к голове, к основным суставам (запястье, щиколотка, коленка, локоть, плечи, бедро, пальчики); также его можно позволять тянуть в рот, ложиться на него головой. Ребенку важно позволять это делать столько, сколько он хочет. Во избежание избыточной стимуляции держите наготове тяжелое одеяло или жилет, чтобы привести в порядок разбалансированную вестибулярную систему.

  • Жевательный мармелад и сосательные конфеты. Усиленное жевание и сосание помогает насытить голодающую мышечно-суставную и сбалансировать вестибулярную систему. Важно предлагать ребенку жевать плотный и тягучий мармелад, пить кисель, жевать тянущуюся еду, прилипающую к зубам и языку, а также сосать сосульки типа Чупа-чупс. Жевательные и сосательные движения производятся разными группами мышц, и создают разный сенсорный опыт.
Фото автора
Фото автора

  • Бинтование эластичными бинтами. Часто дети не понимают свое тело, его размеры, пропорции, а также его возможности. Бинтование ног, рук и торса помогает нервной системе формировать правильное представление о своем теле. Сначала следует бинтовать торс, потом ноги и пах, в последнюю очередь руки и плечи. Это помогает ребенку собраться, успокоиться, почувствовать себя лучше и гораздо увереннее есть, спать, играть. Сильно туго бинтовать не следует, ребенку должно быть комфортно. Необходимо снимать бинты каждый раз, когда ребенок этого попросит.
  • Прыжки на прогулке. Во время прогулки с родителями очень весело и крайне полезно прыгать через лужи. Умеренное давление и растяжение суставов влияет на внутреннее восприятие очень эффективно и улучшает чувствительность.

7. Игры, в которые можно играть во вторую очередь

  • «Попади в цель» Очень важная игра, создающая для ребенка условия развитию зрительно-моторной координации, которая «завершает» формирование картины своего тела. Это важно для дальнейшего развития навыка копирования, освоения сложных двигательных навыков. Можно использовать любые варианты этой игры, начиная от скатывания шариков по горке вниз в контейнер, до сложного прицеливания в цель в игре в детский дартс.
Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

  • Жвачка для рук. Мять, сжимать, растягивать плотную жвачку для рук должно стать частой игрой ребенка. Эта игра нужна для развития навыка двигать осознанно отдельными частями тела. В жвачку можно спрятать фигурки из киндер- сюрприза, чтобы ребенок находил и доставал ее оттуда. Также полезны игрушки-тянучки и игрушки - антистресс.
  • Пересечение средней линии руками и ногами. Имеется ввиду средняя линия, которая делит тело на левую и правую половину. Играть с любыми игрушками можно так, чтобы рука или нога пересекала среднюю линию. Это важно для улучшения работы мозга, помогает созреванию мозга и его гармоничной работы. Можно специально предлагать ребенку игрушки так, чтобы ему приходилось тянуться рукой и пересекать при этом среднюю линию: правой рукой тянуться за игрушкой влево, левой тянуться вправо. Аналогично помогать передвигать предметы ногами, планируя сложные движения в обе стороны.
  • «Нарисуй радугу». Играть, пересекая среднюю линию можно не только с игрушками, но и рисуя. Посадите ребенка «по-турецки» на большой листок бумаги и помогите нарисовать радугу вокруг себя одной рукой, потом можно помочь себе другой рукой.

В заключении советы:

  • следите за состоянием ребенка
  • ему должно все нравиться и доставлять удовольствие
  • проявляйте фантазию и терпение, играя со своим ребенком
  • для достижения результата играйте с ребенком регулярно
  • помните, что не все игры подойдут вашему ребенку, всегда консультируйтесь со специалистом.

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, который поможет при помощи поисковика найти все полезные материалы в Дзене. Сейчас там только самые ранние материалы, но постепенно ссылки на все видео и статьи будут в Телеграмм.