Найти тему
Artemisia Studio

Свет, чувства и музыка в натюрмортах Джорджо Моранди

«Я считаю, что ничто не может быть более абстрактным, более нереальным, чем то, что мы на самом деле видим. Мы знаем, что все, что мы можем видеть в объективном мире, как человеческие существа, никогда не существует на самом деле так, как мы видим и понимаем его».

Джорджо Моранди в окружении своих «друзей». Фотография: Герберт Лист
Джорджо Моранди в окружении своих «друзей». Фотография: Герберт Лист

Непревзойденный мастер света из Болоньи, Джорджо Моранди, посвятил свою жизнь выявлению невесомых отношений пространства и форм в своих, на первый взгляд, невзрачных натюрмортах с повторяющимися предметами быта. Однако за ними скрываются настоящие чувства, музыка и архитектура.

Натюрморт, 1953
Натюрморт, 1953

Художник, переживший две войны и испытавший серьезные экономические трудности, предпочел поиск мира осмыслению ужасов времени; он не создавал масштабных полотен на тему жестокости, не ушел в беспредметное искусство, порвав с наследием прошлого, но увидел в обычных вещах, которые его окружали, тихое звучание жизни.
И эту связь Моранди стремился обнаружить и сохранить.

-3
-4
Натюрморт, 1946
Натюрморт, 1946

Моранди в своих натюрмортах никогда не передавал настоящей фактуры предмета. Вещи, которые он писал, были покрыты грубым слоем гипса и окрашены в определенные цвета. Благодаря гипсу художник скрывал изящные формы и бытовое назначение предметов. При таком взгляде на вещи, простой натюрморт превращался в абстрактную картину с захватывающим пространственным сюжетом.

Мастерская Моранди. Фотография: Джанни Беренго Гардин
Мастерская Моранди. Фотография: Джанни Беренго Гардин
Мастерская Моранди. Фотография: Джанни Гардин
Мастерская Моранди. Фотография: Джанни Гардин

Несмотря на абстрактность и уход прямого контекста, художник настаивал на прямом диалоге с натурой и собственном восприятии вещей, не через призму других художников.

-8

Но что нового можно сказать, без конца изображая одни и те же вазочки, бутылки, кувшины и прочие емкости? На самом деле, очень много! Вопреки расхожему мнению, что вся живопись Моранди во время Второй мировой войны была наполнена спокойным светом, есть работы, которые говорят об обратном. Болонью постоянно бомбили, и некоторое время художник был вынужден жить неподалеку от города в деревне. Дистанцируясь от происходящего, художник не мог не думать об этом. Тогда в его натюрмортах появилось место высоким «шпилям» сосудов, ярким, почти мрачным, цветам, а тонкие цветовые нюансы ушли на второй план.

Натюрморт, 1941
Натюрморт, 1941
Натюрморт, 1942
Натюрморт, 1942

«Чувства и образы, вызванные видимым миром, очень трудно выразить или, возможно, невозможно выразить словами, потому что они определяются формами, цветами, пространством и светом».

-11
Натюрморт, детали
Натюрморт, детали
-13

Моранди нельзя назвать художником однообразия — он прекрасно владел искусством вариаций, и его подход к изображению очень тесно переплетается (на субъективный взгляд) с музыкой Баха, а именно его Хорошо темперированным клавиром, циклом фуг и прелюдий на 24 тональности. Нюансы форм и цвета, расстановка предметов образуют не просто композицию, но целое музыкальное произведение, не похожее на другое, в нем каждая ваза или бутылка имеет определенное место и звучание. Это чарующее многоголосие откликается и в нас.

А если мы посмотрим на положение этих форм (на уровне глаз), то ощутим монументальность предметов, похожих на колонны и соборы, причудливые сооружения. Удивительно, как в простых вещах мастер смог увидеть целый мир. Или это мы сами обнаруживаем связь с миром, глядя на абстрактные и простые формы?

Понравилась статья? Поддержите наш канал лайком или подпиской✨

#artemisiaживопись #искусство #живопись #art #картины #моранди #джорджо моранди #пространство в живописи #композиция #morandi