В незапамятные советские времена многие из граждан позволяли себе время от времени расслабиться за бутылочкой спиртного. Особо неравнодушные к зелёному змию практиковали это чуть ли не ежедневно.
В пятницу и субботу на милиционеров сваливалась «манна небесная»: изрядно перебравших и покачивающихся (обнимающихся, матерящихся, смеющихся и прочее) граждан подстерегали в излюбленных местах - на выходе из пивнушек, в очередях в винный магазин, в скверах, на остановках общественного транспорта... Портя тем приподнятое по случаю окончания рабочей недели настроение.
Поистине праздниками милиционеры считали дни получки у шоферов, становившиеся самыми «горячими» в череде серых монотонных будней. Те начинали отмечать это событие сразу же по окончании рабочего дня, допоздна засиживаясь в тёплой мужской компании и периодически отправляя гонца за очередной порцией горячительного. По такому случаю вблизи от проходной в укромных местах таились наряды ППС и ОВО, особым чутьём распознававшие и выдёргивавшие «своих клиентов» из толпы выходящих работников. Тут в одном флаконе было всё - от банального дефилирования шатающейся походкой до выяснения отношений между не поделившими что-то водилами. Далее алгоритм был прост: тех либо доставляли в дежурную часть ОВД, либо (если сильно перебрали) передавали вызванному экипажу спецмедслужбы.
Общественное мнение в лице приятелей задержанных и прочих невольных очевидцев происходящего редко было на стороне милиционеров. И основание тому было. Ведь если взглянуть со стороны, казалось бы, ничего предосудительного человек не совершает: не хулиганит, общественный порядок как таковой сильно не нарушает, а всего лишь возвращается нетвёрдой (но целеустремлённой) походкой с посиделок в душевной компании. И (на тебе!) имеет неосторожность попасть «под раздачу» служителям правопорядка. Те усаживают незадачливого «клиента» в милицейский уазик и везут в ОВД или медвытрезвитель. Тут уж кому как повезёт!
Любопытно, что интерпретация понятия «как повезёт» полностью находилась в профессиональной компетенции милиционеров: если не сильно упираешься и не поносишь служивых - есть шанс отделаться «лёгким испугом» в виде составления протокола за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии. Хотя испуг на поверку не всегда оказывался лёгким, поскольку информация о случившемся незамедлительно направлялась по месту работы «злоупотребителя» и тому грозили немалые санкции - от лишения квартальной премии до переноса очереди на жильё и увольнения!
В этом вопросе правоприменительная практика в советской милиции была максимально упрощена: в качестве доказательной базы не требовалось ни медосвидетельствования, ни свидетелей - всё отдавалось на откуп наряду, задержавшему нетрезвого гражданина. А милиционерам было достаточно одного лишь лёгкого запаха изо рта, хотя объективная сторона данного правонарушения предполагает ещё кучу вспомогательных действий, выражающих неуважение к обществу - нетвёрдую походку, громкую бессвязную речь, активную жестикуляцию и т.п. Их даже не смущало то, что задержанный проживал в шаговой доступности и до подъезда родного дома было рукой подать. Равно, как и увещевания, что там его заждались жена с маленькими детьми, ждущими отца с гостинцами после аванса или получки. Но блюстители порядка были непреклонны: нечего шляться в нетрезвом состоянии!
У него оставался ещё небольшой шанс избежать наказания - вся надежда была на грамотного и принципиального дежурного ОВД, под юрисдикцию которого он попадал, будучи доставленным в дежурную часть. В отдельных случаях тот по-человечески входил в положение и отпускал задержанного восвояси, ограничившись его предупреждением. Подобное происходило и в ином случае - когда со стороны милицейского наряда усматривалось явное нарушение законности при задержании, что в последующем могло грозить неприятностями для служивых. Но чаще всего из милицейских «застенков» вызволяли знакомые сотрудники (куда ж без этого!), и даже отвозили домой.
Но кому-то была уготована иная, менее лицеприятная участь - оказаться на койке медвытрезвителя. Глубоко заблуждаются те, кто считает это многофункциональное заведение предназначенным для оказания помощи подвыпившим гражданам: мол, тебе там комфорт и все удобства - душевые, отдельная койка с чистыми простынями, да ещё фельдшер неотлучно следит за твоим состоянием. Согласитесь, что кое-кто из постоянных клиентов даже дома себе такое не мог позволить (под фельдшером я подразумеваю жену)! Медвытрезвитель всегда выполнял карательные функции: изолировал пьяных граждан от добропорядочного общества, предупреждая тем самым совершение ими более серьёзных правонарушений.
В наиболее напряжённые дни мест в вытрезвителях катастрофически не хватало, поэтому клиентов старались долго не держать: проспится тот часика три, оплатит услуги (если ещё что-то осталось в карманах) и выпускается в ночь глухую, когда автобусы уже не ходят и добраться до дома проблематично. И где, к тому же, всегда есть опасение в очередной раз нарваться на милицейский наряд и вновь угодить в дежурную часть ОВД. А там на тебя с удовольствием составят ещё один протокол за появление в нетрезвом состоянии. Вот так и происходил милицейский круговорот в природе...
Не секрет, что на службу в вытрезвитель попадали не самые лучшие представители милицейского сообщества, преимущественно, каким-нибудь образом проштрафившиеся и «списанные» по профнепригодности из других служб: увольнять вроде бы жалко, да и некомплект страшный, а тут им самое место - пусть перевоспитываются! А как тут перевоспитаешься, если постоянно ощущаешь себя вершителем судеб бесправных людей, имевших неосторожность не удержать равновесие в зоне видимости милицейского патруля и волею судеб оказавшихся (пусть и на время) в твоём безоговорочном и полном подчинении! Вот они и отыгрывались…
Читайте мои последние публикации на канале:
- Почему не приколоться, если очень сильно хотца?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!