Среди могучих крепостей Ярославского Залесья Борисоглебская твердыня, пожалуй, самая внушительная.
Своим видом монастырь с 14-ю боевыми башнями и стенами высотой до 10-12 м напоминает, скорее, крупный древнерусский кремль.
Не менее прославилась Борисоглебская обитель как твердыня духовная. В годы Смуты она являлась оплотом Государства Российского. Так, в 1608 году отряд ясновельможного пана Яна Сапеги устремился на Ростов Великий. Интервенты, сметая все на своем пути, подавляли последние очаги сопротивления власти Лжедмитрия II.
На привале близ Борисоглебского монастыря (в 16-ти верстах от Ростова Великого) Сапеге доложили, что в обители подвизается некий затворник Иринарх, отказывающийся молиться за самозванного «царя». Воевода пожелал видеть дерзкого упрямца.
Напомню, происходило это за три года до ополчения Минина и Пожарского. В те окаянные дни даже митрополит Филарет, отец будущего царя Михаила Романова, смиренно ездил на поклон в стан «Тушинского вора».
Сапега нашел Иринарха в промерзшей келье облаченным в тяжкие кованые вериги. «Зачем терпишь ты великую муку»? – в изумлении спросил он Преподобного.
«Бога ради терплю, - отвечал старец, - чтобы внял он моим молитвам за царя Русского. А ты, воротись, господин, в свою землю: полно тебе на Руси воевать! Если же не уйдешь и не послушаешь слова Божия, то примешь смерть в России».
По свидетельствам, Сапега приказал не трогать «человека божьего», и удалился в свой стан в состоянии сумрачном и подавленном. После тягостного молчанья он, наконец, промолвил: «Велика правда в сем батьке - в которой земле жить, той земле и служить» …
И как видно, суровое пророчество лишило Сапегу покоя. Им овладело душевное смятение, и всё чаще изменяла ему былая удача. Раз за разом бросал он своё войско на штурм Троице-Сергиевой лавры, и казалось бы, был уже в полушаге от победы … Но 15-ти месячная осада окончилась полным провалом.
В 1609 году Сапега проиграл битву на Каринском поле близ Александровой слободы, а в марте 1610 г. потерпел крупное поражение от рати воеводы Скопина-Шуйского.
И наконец, в 1611 году сбылось предвиденье Святого Иринарха. Ян Сапега нашел свою смерть в Московском Кремле.
Иринарх же обратил свою духовную силу во благо русского воинства. Подобно Сергию Радонежскому, он благословил ополчение Минина и Пожарского на освобождение Москвы от польских захватчиков.
Свидетелем тех далеких времен является монастырский собор во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Он возведен в 1522-1523 гг. замечательным русским зодчим Григорием Борисовым.
Памятник с щелевидными окнами-бойницами и перспективными порталами отличается высоким качеством каменной кладки.
Особенно выразителен восточный фасад с гранёными абсидами, выложенными с филигранной точностью - будто по лазеру.
В древности облик храма был более гармоничным. В 1925 году архитектор П.Д. Барановский, обследуя собор, обнаружил под кровлей десять кокошников, окружающих барабан, а также остатки фигурных водосливов.
На реконструкциях храм предстает оплотом веры, олицетворением силы и величия Православия.
Мощь собора подчеркивает изящная церковь Благовещения с монастырской трапезной. По документам, она была построена Григорием Борисовым в 1524-1526 гг.
Подлинным украшением храма служило трехлопастное перекрытие с ползучими арками.
С северной стороны к Благовещенской церкви примыкает интереснейший памятник XVI в. - настоятельские покои.
Между подклетом и вторым этажом расположен узорный пояс из «бегунков», «городков» и «поребриков», напоминающий вышитое кирпичное полотенце. Декоративный орнамент ярко свидетельствует о мастерстве русских каменщиков.
Определенную загадку представляет датировка надвратной церкви во имя Сергия Радонежского. По некоторым данным, она построена по воле Ивана Грозного в 1545 г.
Действительно, облик её строг и лаконичен. Входные арки украшают резные белокаменные орлы.
Другие исследователи целиком относят храм к 17 веку. Так или иначе, именно он послужил прообразом великолепных надвратных церквей Ростовского Кремля, фланкированных крепостными башнями.
Чрезвычайно разнообразны по своей архитектуре 14 башен Борисоглебского монастыря: круглые, квадратные, восьмигранные.
Среди них выделяется огромная 40-метровая башня «Максимовка» с дозорной площадкой. Её могучий объем оживлен чеканным ритмом удлиненных пилястр.
К западной стене примыкает «Старый настоятельский корпус». Точная дата строительства неизвестна, но часть исследователей склоняется к тому, что в основе его лежат палаты XVI века. Сейчас реставрация примечательного памятника почти завершена.
Подлинным украшением архитектурного ансамбля является устремленная ввысь надвратная Сретенская церковь (1680-е гг.), также обрамленная башнями.
Отдельного внимания заслуживает изразцовое убранство памятников Борисоглебского монастыря. Но об этом в следующей статье