– Николай Максимович, ваши критики, когда вы еще служили в Большом театре, часто «обвиняли» вас в дружбе с людьми бизнеса, с людьми политики, а некоторые утверждали, что вас поддерживали какие-то весомые люди в правительстве. Мол, благодаря этим связям вы достигли многого...
– Люди, которые произносили все эти фразы, у меня к ним вопрос один: кто являлся поддержкой господина Филина, что он смог оказаться на той должности? Кто поддерживал господина Иксанова, который оказался на той должности? Кто поддерживал остальных?
Мое положение особое, я очень рано получил все награды, попал в список людей, приглашенных на все кремлевские приемы. Я очень рано попал за столы, куда не могли попасть администраторы нашего театра. И я там познакомился с очень многими людьми, которые уже не работают в администрации, за эти годы я узнал очень многих людей. И все эти люди регулярно видели меня на сцене. Но даже обсуждать все это, конечно, очень смешно!
В России и вообще в мире балет всегда был придворным искусством. Был, есть и будет! Классическое искусство, опера, балет – они всегда были не только визитной карточкой, но и главным украшением власти. И вопрос в том, кто и как этими связями пользуется.
Когда на Совете при президенте несколько лет назад я поднял вопрос про армию при Владимире Путине, я стал ему так это объяснять, как ему до этого почему-то не объяснял никто. Я ему напомнил про отсрочку от армии, он сказал: «Если я кому-либо это предоставлю, то и другие будут просить».
Я говорю: «Владимир Владимирович, посмотрите, какое есть несовпадение. Страна тратит огромное количество денег, а музыканты и артисты балеты – это инструмент, мы сами являемся инструментом, государство воспитывает этот инструмент, музыкантов – с 6 до 18 лет, нас – с 10 до 18 лет, тратит гигантское количество денег. А потом армия за год все это рушит». На что Владимир Владимирович сказал: «Да, здесь есть несостыковка, в этом надо разобраться».
Значит, никто до этого момента ему об этой ситуации в таком срезе не рассказал. Какой крепкий менеджер это в состоянии объяснить, если это не будет человек, знающий, что здесь нужно?
У нас в Академии после ремонта и реконструкции появился очень большой зал, и там жесткий пол, и все жаловались, и бывший ректор мне говорила: «Не верь никому! Там хороший пол, я сама прыгала!». Когда ты это слышишь, становится смешно! Это мне говорит человек, не имеющий ни танцевального, ни музыкального образования, мне, артисту балета.
Точно так же как один из не очень умных бизнесменов сидел в одной телестудии и говорил, что он пощелкал пальцами в Большом театре и понял, что акустика там великолепная. Над этим смеялась вся страна! Это «крепкий менеджер», который ничего не понимает в акустике, у него нет музыкального образования, но он пощелкал и понял, что есть акустика.
Найти профессионалов – задача сложная, и моя задача состоит в том, чтобы научиться сочетать в себе профессионала и человека, который будет приносить пользу своей профессии. Я много раз говорил до этого: я пришел в Академию не имя делать, не воровать, не пиариться, мне это нужно меньше всего. Я пришел сюда принести пользу!