Найти тему

cité_urbanisme: история городского планирования XX века и концепция "15-минутного города"

Оглавление
фото взято с city4people.ru
фото взято с city4people.ru

Каждый новый виток истории рождает отличный от прежнего уклад жизни, новые ценности и потребности, которые выражаются в формировании комфортной для того периода среды в виде места для жизни, места для работы и места для отдыха.

В каждом новом временном периоде требования к формату недвижимости, городских общественных пространств и офисным площадям будут отличаться и переменно сменять друг друга в приоритете.

Сегодня мы поговорим о моделях территориального развития городов, появлении спальных районов и ошибках в их проектировании, субурбанизированных пригородах и современном 15-минутном городе.

Подробнее об этом расскажет бренд-менеджер городских пространств и менеджер по развитию городской среды — Юлия Напелёнок.

-2

Модели территориального развития городов

В начале прошлого века были разработаны несколько моделей пространственного развития городов, которые в начале XIX века смотрятся архаично и достаточно странными, но время диктовало свои требования в формированию среды.

Итак, к середине XX века были разработаны следующие модели территориального развития:

- концентрическая (радиальная) - 1920-е гг.;

- секторная - 1940-е гг;

- многоядерная - 1940-е гг.

Концентрическая модель представляет следующую картину: идеальный город радиусом 1 км, в центре которого зелёный парк, этот вокруг этого парка размещаются малоэтажные дома с земельными участками, затем периферийный район с промышленными предприятиями.

Также есть вариация с моделью города, где в центр помещается круг с деловым районом, потом зона рабочих кварталов, затем элитные районы, за которыми следуют пригороды.

Секторальная модель Хойта и появление классических спальных районов

Секторная модель Хомера Хойта была представлена в 1939 году как доработанная версия концентрической. В новой модели главным фактором развития города является транспортная ось.

Вдоль этой оси город делится на сектора, смещаясь от промышленного центра с заводами и фабриками к районам с жильём для рабочих, далее сектор с недвижимостью среднего класса и на границе города — сектор элитной недвижимости.

Безусловно, модель основывалась на исследованиях: от стоимости аренды недвижимости; тех, кто её снимает и где именно; до плотности и направления транспортных трафиков в городах США.

Развитие городских территорий по данной модели пришлось особенно по душе социалистическим режимам — практически в любом городе СССР можно было найти схожие черты этой модели.

Рабочие "спальные" районы близ фабрик можно встретить не только в России, но и в Италии, Португалии и даже Нидерландах. В XIX веке стоит вопрос о комплексной ревалоризации подобных жилых массивов.

Многоядерная модель развития города Чонси Харриса и Эдварда Ульмана

Харрис и Ульман опубликовали книгу «Природа городов» в 1945 г., в которой представили "модель территориальной структуры типичного американского города ближайшего будущего", которая, кстати, оправдала себя в 1960—1970-е гг.

По их теории, центр города при разрастании не способен удовлетворить потребности проживающих и работающих там горожан, поэтому в пригородных районах формируется самостоятельное «ядро» — субурбия, действующая как потенциальная точка роста — новый район или город.

Но американский вариант субурбий в виде одноэтажных "плантации" без сервисных служб себя не оправдал и был доработан европейцами, например, во Франции, Германии и Нидерландах.

Город в городе или 15-минутный город

-3

Создателем современной модели развития города "15-минутный город" является профессор Университета Париж — Карлос Морено.

“15-минутный город” — это город, у жителей которого есть доступ к большинству услуг в непосредственной близости от дома. Живя в "городе в городе" люди тратят меньше времени на дорогу на работу, за покупками, к врачу — всё необходимое рядом, в пешей доступности.

-4

Концепция меняет не только территориальную городскую планировку, но и изменяет образ жизни горожан, сохраняя им больше полезного времени. Также стоит отметить, при развитии городских кварталов в контексте "15-минутного города" снижается не только транспортная нагрузка на магистрали но и понижается уровень загрязнения окружающей среды.

Подписывайтесь на наш канал и делитесь со своими друзьями и близкими)

Автор:
Юлия Напелёнок
Основательница журнала и бренд-менеджер городских пространств

#15 минутный город #городское планирование #урбанистика