Большинству современных людей, которые интересуются вопросами истории и палеогенетики хорошо известно, что генетические отличия европейцев по отцовской линии довольно значительны и посреди нашего континента проходит настоящий рубикон, который делит все население Европы на два противоположных лагеря - западных европейцев, которые несут в своем геноме преимущественно Y-хромосомную гаплогруппу R1b и восточных европейцев, которые несут преимущественно гаплогруппу R1a (рис.1). Такое разделение Европы сложилось очень давно - примерно 4-5 тысяч лет назад и сохраняется до настоящего времени. В центре же Европы наблюдается определенное смешение носителей этих геномных линий, которое проявляется в Австрии и Восточной Германии, а на севере - в Норвегии. Попытки то одних, то других народов перейти пограничную линию и вторгнуться поглубже на территорию народов-носителей другой Y-гаплогруппы продолжались в течение нескольких тысячелетий и всегда с переменным успехом. Лишь во времена бывшего СССР все европейские народы оказались четко разделены между собой на два военных блока по преобладанию у них одной из двух основных европейских Y-хромосомных гаплогрупп (R1a и R1b). Даже население бывшей ГДР отличалось широким распростанением у них Y-гаплогруппы R1a, что сближало их с восточными европейцами (славянами, венграми, прибалтами, румынами и другими). Интересно, что нейтральный статус во второй половине XX века приняли те страны, в которых наблюдалось частичное смешение этих двух мужских Y-ДНК гаплогрупп (Австрия) или где явно преобладали другие Y-ДНК гаполгруппы (N - в Финляндии, I1 - в Швеции). После же распада СССР западные европейцы вновь постепенно перешли "красную линию" или исторически сложившийся рубикон, включив в зону своего влияния часть восточноевропейских стран. Возможно, что именно по этой самой причине россияне так болезненно воспринимают продвижение западных европейцев на восток - генетическая память заставляет их нервничать.
Однако, у всех живых организмов, в том числе и у человека, есть еще и мтДНК или митохондриальная ДНК, которая наследуется исключительно по материнской линии. В настоящее время исследования мтДНК, как и Y-ДНК гаплогрупп, также стали очень популярными. Что удалось выяснить ученым в этом направлении? Есть ли какие-либо существенные отличия у европейцев по генам материнской линии?
Остановимся на европейских мтДНК – H, J, K, T, U, V, X, N1, U4, U5 и W. Большинство из этих гаплогрупп распадается на дочерние субклады или дочерние ветви (например субклад гаплогруппы U5 имеет дочерний субклад U5b1 "Урсула", чей пик распространения находится в Финляндии и Прибалтике). Следует отметить, что матриархи всех женских субкладов обычно именуются женскими именами. Такую традицию заложил автор книги «Семь дочерей Евы» Брайан Сайкс, который дал предполагаемым прародительницам большей части населения Европы женские имена — Урсула (гаплогруппа U), Ксения (X), Елена (H), Вельда (V), Тара (T), Катрин (K) и Жасмин (J). Можно проследить и нанести на карту пути, по которым все они кочевали в пространстве и времени, а также легко рассчитать предполагаемое время появления новой мутации, от первых "дочерей Евы" до самых недавних — гаплогрупп I и V, которым менее 15 000 лет. В популярном научном журнале Scientific Reports представлены данные по полному секвенированию мтДНК для 17 популяций Европы, согласно которым все изученные индивиды принадлежали к следующим мтДНК гаплогруппам: H (34.1%), U (17.9%), T (13.5%), J (9.1%), K (7.3%), V (5.3%). А оставшиеся 12,6% приходились на другие минорные гаплогруппы. Авторы отмечают, что генетическая история европейских популяций по мужским и женским гаплогруппам сильно различается. Для Y-гапллогрупп главным событием была экспансия (увеличение в численности и географическое распространение) в период бронзового века. В то время, как для мтДНК этого не произошло и по гаплогруппам женское население Европы более однородно. Миграции бронзового века были гендерно-специфичными и преимущественно мужскими. В материнских же линиях наследования (в митохондриальной ДНК) проявились гораздо более древние события – изменения в их численности и распространение в эпоху окончания эпохи оледенения, когда людям представилась возможность покинуть многие климатически неблагоприятные территории и начать осваивать новые земли. У русских, как и у других современных европейцев преобладает гаплогруппа H, к которой относится 43,1% русских. На втором месте по распространенности среди русских занимает гаплогруппа Т (12,35%). Следующие по встречаемости это гаплогруппы J и U5a. J - встречается у русских с частотой примерно 7-8%, а U5 - это северная линия, наиболее широко представленная среди балтов, финнов и скандинавов. У русских - от 9 до 10% этой линии. Примерно у 7% русских встречается также широко распространенная в Западной Европе гаплогруппу HV.
Однако, результаты других исследований в Европе, которые размещены ниже на рисунках 2, 3 и 4 показали, что Европа неоднородна и по мтДНК. Оказалось, что митохондриальный генофонд европейцев упорядочен по языковому принципу и палеогенетиками были выявлены даже несколько генетических кластеров: кельтский, германский, романский, славянский, балтский, финский, переднеазиатский и еще восточный. Так все славяне по материнской линии оказались очень близки друг к другу, причем даже больше, чем по отцовской линии. Из общей закономерности проведенных исследований выпали только скандинавы, которые заняли промежуточное положение между двумя кластерами - славянским и англо-германским. Ближе всех к шведам и норвежцам из славян по мтДНК оказались русские, а не поляки или прибалты, как это можно было бы предроложить логическим путем. Найдены всего лишь два исключения из общего правила: румыны и аромуны, географически оторванные от большинства других романских народов генетически расположились особняком от них, а эстонцы, единственные из финно-угрских народов, которые по своему генотипу неожиданно оказались между балтским и славянским кластерами.
Интересны также исследования генофонда России, которое не так давно провели эстонские, немецкие и российские ученые. Было выяснено, что северные русские по Y-хромосоме похожи не только на славян, но и на представителей финно-угорских народов и в меньшей степени - на скандинавов. Обратная картина выявлена при сравнении мтДНК. По этому показателю русские женщины Севера были мало похожи на финно-угорок и даже более южных русских. Зато их геном оказался сходным с геномом большинства женщин из Скандинавии (Норвегии и Швеции), что указывает на давние связи Северной Руси с этими регионами. Оказалось также, что большинство европейских женщин по мтДНК более близки друг к другу, но, при этом обнаружены их явные отличия от женщин из финно-угорского, восточного и переднеазиатского кластеров (смотрите рисунки 2 и 3).
Аутосомные исследования населения Европы, проведенные большой группой ученых-палеогенетиков из стран Европы, выявили некоторое преобладание наследственных компонентов у жителей северо-восточной Европы, полученных от финно-угорских и других народов, пришедших с востока, а у населения западной и южной Европы - компонентов, которые были получены от мигрантов с Ближнего Востока и Африки (рис.4).
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в социальных сетях со своими друзьями, а также подписывайтесь на наш канал.
Читайте также другие наши статьи: