Я и подумать не могла, что моя первая в жизни командировка будет сразу на другой край России. А это значило – первый перелет на широкофюзеляжном самолете, первый раз на Дальнем Востоке, первый в жизни джет лаг, первый раз так далеко от дома.
Я летела в ночь. И эта ночь стала самой короткой за всю мою жизнь, потому что в Хабаровске уже было утро на момент приземления. Всю командировку, а потом и несколько дней дома я пыталась войти в привычный режим. На Дальнем Востоке я вырубалась без задних ног уже в 10 вечера по-местному, а в Москве не могла уснуть до утра, привыкнув жить по дальневосточному графику.
Так забавно: до Хабаровска из столицы лететь 8 часов, а из Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре еще 5. А ведь это всего лишь 400 километров. Я пыталась спать в машине, но то ли дорога была слишком непредсказуемой, то ли водитель слишком резким: я постоянно норовила слететь вперед с кресла во время торможения, просыпалась, сгребала в охапку рюкзак с техникой и снова забывалась болезненной дрёмой. По приезду в город Юности было дикое желание лечь спать.
Но не спать же я сюда ехала столько времени?! Поэтому стащив себя с гостиничной койки, я отправилась обозревать окрестности, уверенная в том, что горячий кофе, свежий воздух и жажда новых открытий меня ободрят. Я оказалась права.
Я снарядилась словно летела в Тикси. Теплые вещи, пальто. А на деле конец октября в Комсомольске был таким теплым, что я бродила в осенней кожаной куртке.
Те, у кого родители или бабушки с дедушками жили в небольших городках при заводах меня поймут: выйдя из гостиницы я словно попала в городок, куда в детстве ездила каждое лето к бабушке с дедушкой. Такой же небольшой, такой же молодой, но уже такой... старый. От Комсомольска пахло моим детством на липовой аллее и щемящей грустью с подступающими слезами. Я шла по таким же асфальтовым дорожкам, покрытыми длинными кривыми трещинами, разглядывала такие же панельные дома с мозаикой на стенах и обшарпанными балконами. Даже заборчики и те были точь-в-точь как у бабули в городке в начале двухтысячных... Да, Комсомольск встретил пасмурной, но теплой погодой с моросящим дождиком. На сердце скребли кошки от осознания того, что городок увядает и практически никому до него нет дела и в то же время он стал моим городом детства. Только за 9000 километров…
Что ж. Комсомольск-на-Амуре типичный городок, построенный при заводах. Но он примечателен в первую очередь тем, что строился в тяжелейших условиях людьми, движимыми одной идеей – мечтами о светлом будущем. Весной 1932 года сюда прибыл первый отряд комсомольцев, корчевать тайгу и осушать болота для того, чтобы построить на Дальнем Востоке авиастроительное и судостроительное предприятия.
Каких-либо невероятно выдающихся достопримечательностей здесь нет. Есть парки, памятники и набережная, которую на момент моего приезда реконструировали.
Природа очень красива. Широченный Амур, сопки, поросшие лесом, высокие кедры, лиственницы... В теплое время года здесь можно устраивать превосходные прогулки и пикники. Но у меня был конец октября, голые деревья и легкая морось.
За первый день, проведенный в городе, я успела посмотреть Собор Казанской иконы Божией матери, памятник первостроителям и памятный камень, гласящий о высадке на этом месте первых комсомольцев на набережной Амура, Памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года.
Кроме того, на набережной находится речной вокзал, который по сути является визитной карточкой города, так как именно с него начинается знакомство с городом после того, как судно пришвартуется к берегу.
Здание выглядит обшарпанным и непрезентабельным, но я лелею надежду, что реставрация коснется и его.
Налюбовавшись могучей рекой, я дошла до огромных граффити во всю стену многоэтажек. На одном доме красовалось изображение пассажирского самолета «Суперджет-100», а напротив него – корабль «Корвет». Затем я повернула в сторону отеля, по дороге взглянув на знаменитый дом со шпилем уже в темноте.
Отужинав в ресторанчике при отеле, я отправилась спать, так как следующие дни предполагались быть очень насыщенными.
К сожалению, без согласования с ОАК (Объединенная Авиастроительная Корпорация), я не могу подробно описывать свои передвижения по авиационным заводам, находящимся в Комсомольске-на-Амуре, но скажу вот что: Я невероятно счастлива была оказаться в колыбели отечественного самолетостроения и своими глазами увидеть, как строятся наши истребители семейства «Су» и гражданские, любимые мною, самолеты «Суперджет-100».
(Конкретно о моём времяпрепровождении на авиазаводе есть серия постов в Telegram-каналах "Крылья войны" и Flight Mode. Ссылку я оставлю тут).
После насыщенных дней, проведенных на авиационном заводе, настало время прощаться с этим городом, который всё равно полюбился мне, несмотря на своё запустение. Конечно, хотелось бы иметь в запасе хотя бы парочку свободных дней, чтобы получше осмотреть окрестности, прогуляться по Хабаровску и, быть может, взглянуть на Владивосток. Но нужно радоваться тому, что имеем! Ведь поездка могла и вовсе не состояться. Тем не менее я получила ачивку «первооткрыватель Дальнего Востока»!
Я искренне надеюсь, что, когда в следующий раз я приеду в город Юности, он встретит меня новенькими уличными фонарями, ровным асфальтом, ухоженными парками, а по улицам будут гулять комсомольцы и туристы, которые будут часто туда приезжать.
В Москву я летела уставшая, но безумно счастливая, увозя с собой мешочек кедровых орехов, кедровые шишки на сувениры, разнообразные магнитики, колокольчики и обереги, ведь чем дальше от мегаполисов, тем яснее чувствуется близость к чему-то загадочному и таинственному. Под крылом моего «Боинга» я видела всю Россию: извилистые реки, горы, тайгу, и даже заглянула за Полярный круг и побывала в Тундре. Не ногами, конечно, но побывала же! Всего в каких-то 10 километрах повыше…