По книге Виктории ЛЕДЕРМАН "Питомец Гешка"
В этой статье мы покажем лишь форму игры, которая поможет ребенку лучше подготовиться к появлению дома четвероногого (или какого-то иного) друга. Мы считаем, что будет целесообразно посвятить игру именно тем животным, которыми больше всего интересуется ребенок. Поэтому приводим вопросы и задания в самом общем виде, только для того, чтобы дать "каркас" игры.
Идея игры родилась благодаря вот этой цитате из книги:
— Я думаю обо всех питомцах сразу, — сказал Гешка.
— Вот как? Обо всех сразу? — удивился папа. — И что же ты о них думаешь?
— Я думаю, что это несправедливо. Они тоже должны выбирать.
— Кого выбирать?
— Хозяина. Мы же их выбираем. Приходим в зоомагазины, смотрим на них, берём и несём домой. А они даже не знают, кто их взял. Какой у них будет хозяин. Будет он хорошо их кормить и заботиться или будет мучить? А надо, чтобы животные тоже могли выбирать.
— Интересная мысль, — улыбнулся папа. — И как ты себе это представляешь? Все, кто хочет завести питомца, сидят в клетках в большом магазине, а животные ходят вокруг них и выбирают,
кто им подойдет. Так?
— Ну, вроде того, — пробормотал Гешка. И добавил:
— И на каждой клетке табличка — «хороший хозяин» или «плохой хозяин». А ещё может быть «отличный хозяин», «ужасный хозяин» и «хозяин-бестолочь». Тогда питомцы будут знать, к кому идти жить, а к кому не надо.
Задание 1. "Как делать НЕЛЬЗЯ"
Прослушав отрывки, нужно рассказать, что дети делают неправильно и почему. Если время ограничено, можно заменить текст иллюстрациями и ответить на вопрос по ним.
— Оказалось, что ученики нашего класса не знают, кто такие животные и не умеют с ними обращаться, — нахмурив брови, снова заговорила Вера Ивановна. — Наши дети не понимают, что это не игрушки, а живые существа. Первый «В» класс не представляет, что у животных есть чувства, и что им бывает больно. И что у пораненного хомячка может пойти кровь точно так же, как
и у человека. Куда такое годится?
Родители покачали головами. Действительно, никуда не годится.
— Вы согласны со мной, что это безобразие? — спросила Вера
Ивановна.
Родители с готовностью закивали. В самом деле, это полное безобразие.
— А что, наши дети поранили хомячка? — испуганно спросила мама Миланы.
— Хомячок сам поранился о дверцу, — сказала Вера Ивановна, — когда пытался вырваться из рук Захара, который тащил его из клетки за хвост.
Мама Захара вжала голову в плечи. Родители посмотрели на неё с сочувствием. Но тут же забыли о маме Захара, как только услышали имена собственных детей.
— Данил, Настя и Яна играли в фокусников, — рассказывала воспитательница. — Они засовывали кроликов в свои шапки, а потом вытаскивали их оттуда за уши. Стёпа стрелял из водяного пистолета в попугая, чтобы тот заговорил. Обе Кристины кормили морскую свинку мелом. Ваня и Милана катали черепаху на радиоуправляемой машине. Гена и Даша играли в футбол ёжиком. А Сашенька Круглова запускала воздушного змея…
Мама Сашеньки Кругловой облегчённо перевела дух. Какая у неё славная дочка! Все дети безобразничали и мучили животных, а Сашенька всего лишь запускала воздушного змея.
— Из-за этого уж получил психологическую травму, — закончила Вера Ивановна.
— А при чём тут уж? — робко спросила мама Сашеньки.
— Потому что он и был тем самым воздушным змеем, который запускала ваша дочь, — пояснила Вера Ивановна. Мама Сашеньки ахнула и закрыла лицо руками.
Во дворе гуляла девочка из Гешкиного класса, Милана. Та самая, которая вместе с Ваней катала черепаху на машинке. Милана трясла детскую коляску для кукол. А в коляске кто-то истошно верещал. Заинтересованный Гешка подошёл поближе.
— Кто тут у тебя? — спросил он.
— Это моя дочка, — гордо сказала Милана и наклонилась над коляской. Гешка вытянул шею, но разглядеть ничего не смог. Мешала Миланина шапка с помпонами.
— Как её зовут?
— Снежана.
— А чего она так кричит?
— Дети всегда кричат. Не знаешь, что ли?
Милана выпрямилась, и Гешка увидел туго спелёнатый кулёк из кружевного одеяла. Этот кулёк корчился и пищал. Из него время от времени высовывался серый нос с торчащими усами.
— А, тебе купили котёнка, — догадался Гешка. — Покажи.
— Не покажу, — сказала Милана. — Я свою Снежану целый час заворачивала. Знаешь, как трудно с детьми? Они такие капризные.
Ещё через неделю Гешка уже сам мог налить в поилку воды и насыпать корма. Только его огорчало, что ему не разрешали брать Абрикоса в руки. Папа сказал, что первые десять дней попугая
нельзя волновать. Надо дать ему время освоиться.
Но Гешка всё равно старался до него дотронуться. Когда не видели родители, он совал пальцы сквозь прутья и пытался погладить хвостик или крылышко. Абрикос отлетал к другой стороне клетки, цеплялся коготками за решётку и косился на него круглым глазом. Как будто хотел сказать: «Ну и что ты пристал?»
Однажды Абрикоса выпустили полетать. Он начал носиться по всей квартире как сумасшедший. Гешка бегал за ним и восторженно кричал. А мама кричала, чтобы Гешка перестал пугать птицу своими криками. Абрикос в панике бился о стены и оконные стёкла.
Папа схватил Гешку за руку и посадил на диван. И всем запретил двигаться, пока попугай не успокоится. Абрикос вскоре запутался в тюле, его поймали и вернули в клетку.
— Раз, два, три, начали! — скомандовала Катюша и взмахнула флажком.
Братья посадили мышей на старт. Гонка началась. Это только так говорится, что гонка началась. А на самом деле мыши и не собирались стартовать. Боня и Роня повернулись друг к другу
хвостами и принялись обнюхивать пластиковые заграждения. Причем, один из них, кажется, Роня, встал столбиком и начал умываться. Он суетливо тёр передними лапками свою мордочку и смешно облизывался.
— Ты что? — закричал на него Гешка. — Нашёл время умываться! Беги сейчас же!
Он взял карандаш и стал подталкивать мышонка в сторону финиша.
— Так нечестно! — завопил Виталик и тоже схватил карандаш.
За оставшееся время они дотолкали ничего не понимающих мышей до конца трассы. И начали выяснять, чей гонщик победил.
— Роня! — орал Гешка.
— Боня! — не уступал ему Виталик.
— Роня!
— Боня!
— Тихо! — сказала судья Катюша. — Никто не победил. Надо переиграть.
И они переиграли. Победил Роня. Опять с помощью карандаша. Потом победил Боня. Потом снова Роня. Толкать мышей карандашами было неудобно, и Гешка стал это делать рукой. А за ним и Виталик. Они просто размахивались и запускали мышек по гоночной трассе, как обычно запускают машинки. Роня и Боня скользили по поверхности стола от старта до финиша иногда на боку, иногда на спине. А иногда и кубарем через голову.
Гешка, Виталик и Катюша придумали новую игру. Они построили из конструктора большой замок и засунули внутрь мышат. Глупые Роня и Боня не понимали, что жить в замке здорово и интересно, и постоянно норовили удрать. Приходилось их ловить и возвращать на место. Пока Катюша следила, чтобы никто из обитателей замка не выбрался наружу через окно или крышу, Гешка и Виталик собрали
железную дорогу. Теперь Гешкины питомцы превратились в знаменитых путешественников и отправились кататься на поезде. Правда, они с трудом помещались в тесных вагончиках. Из окошек
на рельсы свешивались их серые тонкие хвосты. Но зато вылезти оттуда без посторонней помощи Роня и Боня уже не могли. Так и кружили по комнате на весёлом паровозике, пока дети перекусывали пирожными и лимонадом.
Он снял с банки крышку с дырочками и вытащил ящерицу.
— Ой, — сказал Гешка. — У неё кожа мягкая. И совсем не холодная. На мамину сумку похожа.
— Дай подержу, — сказал Виталик и протянул руку. Катюша недовольно отодвинула его.
— Дай лучше мне.
— Почему тебе? Я первый попросил!
— Да уйди ты, малявка! Вечно лезешь, куда не надо.
Они вдвоём вцепились в ящерицу и стали вырывать её друг у друга.
— Что вы делаете? — закричал Гешка, пытаясь удержать в кулаке маленькое изгибающееся тельце. — Вы её раздавите!
Острые ноготки Катюши скользнули по Гешкиным пальцам. Он вскрикнул и разжал руку. Чучундра шлепнулась на пол и удивительно быстро понеслась через всю комнату к дивану. Она двигалась очень легко и свободно. Казалось, что она совсем не касается пола.
— Держите её! — завопил Гешка.
Катюша и Виталик бросились ей наперерез. Ящерица метнулась обратно к Гешке. Тот упал на колени и накрыл её ладонями.
— Поймал!
Гешка почувствовал, как мягкое чешуйчатое тело выскальзывает из-под его пальцев, и крепче прижал руки к полу. А потом…
Гешка даже не понял, что произошло. Он вдруг увидел, как Чучундра вырвалась и молнией сиганула под шкаф. А в руках что-то продолжало шевелиться. Гешка отскочил и с ужасом уставился на
пол перед собой. Возле его коленей дёргался и извивался тёмно-зелёный хвост.
Гешка крепко держал Абрикоса, пока Катюша завязывала узел на его лапке. А потом началось веселье. Попугай как помешанный носился по комнате, а Гешка, Виталик и Катюша по очереди держались за ленту. И резко дергали за неё, когда Абрикос садился на люстру или на шкаф. Попугай сваливался, суматошно хлопал крыльями на
одном месте и возмущённо кричал. И тут Гешке в голову тоже пришла гениальная идея. Его идея была даже гениальнее, чем у Виталика. Гешка достал свой радиоуправляемый вертолёт
и с помощью пульта поднял его в воздух. Он хотел устроить воздушный бой. Ведь интересно же, кто победит — птица или машина? Увидев надвигающийся на него непонятный рокочущий предмет, Абрикос в панике рванулся в сторону. Виталик от
неожиданности выпустил из рук ленточку...
Задание 2. "Готовимся к встрече"
Прежде, чем завести домашнего питомца, нужно узнать о нем все-все-все. Вот знания о выбранном животном мы и проверим в этом задании.
Это очень важно - заранее узнать все о питомце, чтобы потом не испытать разочарования, как это случилось с Гешкой:
Гешка обиделся на папу. И на маму тоже. Даже повеселиться не
дали! Что же это получается — питомец есть, а поиграть
и не с кем. Трогать нельзя, кормить с рук нельзя, бегать за
ним — и то нельзя! Зачем он тогда нужен?
И Гешка потерял к нему интерес. Мама говорила:
— Гешка, у Абрикоса уже воды нет.
— Ну налей, — равнодушно отвечал Гешка.
— Гешка, — звал папа, — Абрикос на жёрдочке катается. Вниз головой! Иди скорей смотреть.
— Ну и пусть катается, — говорил Гешка и продолжал играть в свои игрушки. Они хоть и неживые, но их никто трогать не запрещает. Можно у машины колесо отвинтить или плюшевому зайцу уши узлом завязать — никто и слова не скажет.
А с живым питомцем что делать? Только смотреть на него? Смотреть и телевизор можно.
Вопросы вы сможете подготовить исходя из особенностей выбранного питомца. Что важно знать в любом случае:
- Чем и как кормить?
- Как и поить?
- Как обустроить место обитания?
- Как держать питомца в чистоте и порядке (мыть, стричь, чистить, в том числе - клетку и т.д.)
- Как развивать и обучать питомца?
- Какие игрушки ему могут понравиться?
- Какие болезни ему грозят? Как ему можно помочь в домашних условиях? Когда необходимо обратиться к ветеринару?
- Что категорически делать нельзя, чтобы не погубить питомца?
- В какие игры питомцу будет приятно играть, а в какие нет?
За каждый правильный ответ игроку или команде начисляются баллы.
Это самая важная часть игры. Без высоких баллов за этот этап невозможно получить звание "Хороший хозяин".
«В том-то и беда, Гешка. Хозяева ничего не знают о своих питомцах. И не хотят знать. Просто заводят себе живых игрушек».
Задание 3. "Глазами питомца"
Попробуйте нарисовать свою комнату так, как видит ее ваш питомец.
Для этого нужно как бы "встать" на его место, посмотреть на окружающие предметы его глазами.
Поможет в этом книга - описание клетки и комнаты, как видит их Гешка, став маленьким (главы "В клетке" и "Питомец Гешка").
Для его маленьких питомцев все предметы в комнате тоже были большими. А Гешка казался им настоящим великаном. Как они, наверное, его боялись!
Задание 4. "Как вам это нравится?"
Читаем отрывки из глав, в которых Гешка сам становится питомцем, и обсуждаем его чувства и ощущения.
Роня откинул крючок и запустил лапу в клетку. Гешка не сразу сообразил, что лапа пытается схватить его.
— Что ты делаешь? — возмутился Гешка. — Перестань! Я сам могу выйти.
Пару раз ему удалось увернуться, но на третий раз Роня схватил его поперёк туловища.
— Отпусти! — гневно завопил Гешка. — Отпусти сейчас же, кому
говорят!
Он вырывался изо всех сил. И колотил руками по серой мохнатой лапе. И сердито болтал в воздухе ногами. Но Роня даже не замечал его ударов.
Он держал Гешку крепко. Было совсем не больно,
но жутко неудобно и неприятно. И ещё обидно.
Хватают, не спросив разрешения! А если он не хочет, чтоб его трогали? Если ему не нравится такое обращение?
Роня вытащил Гешку из клетки, держа вниз головой. Наверно, ему так было удобней. Потом выпрямился и поднял лапу вверх. У Гешки закружилась голова, и он судорожно ухватился обеими руками за мышиный коготь. Ведь он всего за полсекунды взмыл на высоту трёхэтажного дома. А может, и пятиэтажного. Так даже скоростные лифты не ездят. А Гешка без лифта туда взлетел. Да ещё вверх тормашками.
Боня пытался отнять Гешку, а Роня не отдавал. И они опять пронзительно пищали. Наверное, ссорились. Как Виталик с Катюшей из-за ящерицы. Гешка испугался, что они сейчас будут вырывать его
друг у друга, и разорвут пополам.
— Вы что, с ума сошли? — завопил он, летая по воздуху в Ронином кулаке. — Прекратите немедленно! Я ведь живой!
Затем последовали и другие игры. Гешку запихивали в картонную коробку и слушали, как он там стучит и пытается выбраться. Потом катали его по комнате в прозрачном надувном шаре, и Гешка вдоволь накувыркался через голову. А после этого он носился как угорелый и старался увернуться от бумажных комков, которые кидали в него Боня и Роня.
Когда его, наконец, вернули в клетку, Гешка кинулся в домик и рухнул на кровать. У него совершенно не было сил. Он даже есть не хотел, хотя уже должен был проголодаться. Перед глазами всё плыло и кружилось, а руки и ноги словно налились свинцом и совершенно не слушались.
Боня не собирался разговаривать со своим домашним питомцем.
А что с ними разговаривать? Они же всё равно ничего не понимают. Боня спокойно продолжал заниматься своим делом. Он тряхнул покрывалом и отбросил его в сторону. Гешка проводил взглядом это
покрывало и понял, почему так внезапно становится то темно, то
светло.
— Вы меня накрываете тряпкой? — возмущённо закричал он. — Вы с ума сошли? Я ведь человек, а не попугай! Я могу спать, когда светло. Слышишь? Эй ты, безмозглая мышь! Тебе говорю! Не смей так больше делать!
Боня просунул руку в клетку и положил на пол бананы. Потом закрыл дверцу и пошёл прочь.
— Забери свои бананы! — бушевал в клетке Гешка. — Я тебе не обезьяна — одними бананами питаться! Дай мне нормальной еды. Я по утрам люблю есть блинчики с вареньем. Или хотя бы бутерброд с колбасой.
На самом деле Гешка не знал, утро сейчас или вечер. Никакого окна в этом помещении не было, а освещалось оно ровным электрическим светом. Но если считать за ночь время, проведённое под тёмным покрывалом, то сейчас было утро. И пора было завтракать.
Гешка умылся в ванной и снова попил из крана. Вода была не противная, а даже вкусная, как из больших питьевых бутылок. Такие бутылки им привозили домой каждую неделю. Гешка решил, что эту воду пить можно. Умереть от жажды ему не грозило. А вот с едой дела обстояли хуже.
Кроме фруктов Гешка ничего не нашёл. Пришлось снова грызть яблоки и груши. И заедать их бананами. А что делать? Есть-то хочется. Где взять другую пищу, если сидишь в запертой на засов клетке?
— Нечего было питомца заводить, если не знаете, чем его кормить, — бурчал Гешка с набитым ртом. — Спросили бы сначала, что он ест, что ему можно давать, а что нельзя. Книжку бы купили,
где всё про него написано. С картинками...
Абрикос когтистой лапой отодвинул крючок на двери и сунул в клетку голову. Вся голова не пролезла, пролез только мощный загнутый клюв. И как-то очень ловко ухватил Гешку за штанину.
Тот даже не успел отскочить.
— Эй! Куда ты меня тянешь? Отпусти! — закричал Гешка, вырываясь.
Как он ни сопротивлялся, попугай всё же вытащил его наружу. Пока Гешка махал руками и отбивался, Абрикос перехватил его поудобней. За шиворот. И взлетел, шумно хлопая крыльями. И Гешка, конечно, тоже взлетел на головокружительную высоту. Стены и пол
вращались перед ним во все стороны. Гешка тут же понял, что совсем не любит летать. Тем более таким неудобным способом. Он болтался в попугайском клюве, как червяк на крючке у дяди Лёши.
И кричал (Гешка, конечно, а не червяк):
— Абрикос! Хватит! Абрикос! Приземляйся!
Скорость была сумасшедшая. А шум крыльев просто оглушал. Помещение было большое, но и попугай был немаленький. Поэтому места для вольного полёта ему не хватало. Несколько взмахов крыльев — и он уже достигал противоположного конца комнаты, разворачивался в воздухе и летел обратно. Видимо, ему это очень нравилось.
А потом Абрикос совсем расхулиганился. Пролетая над кроватью, он резко пикировал вниз и скидывал Гешку на большую подушку. Падать было невысоко, а приземляться — совсем не больно, но сердце у Гешки всё равно замирало от страха. И не успевал он опомниться, как попугай снова хватал его и взмывал вверх. Гешка охрип, у него уже не было сил кричать, и он только слабо бормотал:
— Перестань, Абрикос… Я же настоящий, я не игрушка… Так нельзя…
Наконец попугай наигрался и посадил Гешку на шкаф. И улетел. А Гешка остался на шкафу. Сам он слезть не мог. Это было всё равно, что спрыгнуть с крыши многоэтажного дома. Пришлось Гешке
сидеть на шкафу и ждать появления мышей...
Дополнительные творческие конкурсы:
- Изобразить домашнее животное, показав его повадки. Остальные участники должны его угадать.
- Если игра посвящена разным животным, то можно загадывать питомца по 3 - 4 признакам (что любит есть, где живет и т.д), а остальные участники угадывают, о ком идет речь.
- Игры на знание пород собак или кошек и т.д.
- Нарисовать плакаты-подсказки по уходу за домашними питомцами.
- Вспомнить как можно больше песен или стихов о домашних животных.
- Сделать открытку с Гешкой:
По итогам игры победителям присваивается звание "ХОРОШИЙ ХОЗЯИН"
Книгу Виктории ЛЕДЕРМАН "Питомец Гешка" можно заказать на сайте издательства: https://akvil.net/product/pitomecz-geshka-2/
У этого автора есть и еще одна отличная книга, которая пригодится тем, кто мечтает о котенке: "Кошкология и котоведение Тима Усатого"