Найти тему

14. Черный ворон

Из дневника моего дедушки, участника Великой Отечественной Войны.

Все воспоминания

Когда добрался домой, сам себе не верил, что так удачно всё обошлось. Но где отец? Я не знал почему, но почувствовал, что дело плохо. Я думал, что их повезли в станицу Тульскую, но оказалось, что привезли их в штаб, который находился «На низах». Так называли это место. Пришел домой, сердце болело за отца, что с ним будет? Когда стало темнеть, прибыл отец. Вот что он рассказал.

Привезли их немецкий штаб. Штаб находился в жилом доме, двор огорожен забором. Женщин и детей оставили во дворе. Директора этого завода, ему было около 60 лет, москвича, так звали представители из Москвы, который был здесь в командировке, дочь директора, ей было 18-19, племянницу директора, тоже этого возраста сразу обыскали. Нашли в одной женской сумочке, кто говорит гранату, кто говорит наган, а кто — комсомольский билет. Впрочем, девушек сразу посадили в «чёрный ворон» и повезли. Отвезли буквально недалеко, в сад, как назывался сад я уже забыл, и расстреляли. Когда вели допрос остальных, то были слышны выстрелы, и сразу вернулся «чёрный ворон».

Допрашивали директора через переводчика. Их осталось четверо: директор, москвич и двое рабочих: мой отец и Федорякин. Их поставили по углам лицом к стене. У директора спросили: «Кто ты?». Он ответил, что директор Леспромхоза. Задавали и разные другие вопросы. Стали допрашивать москвича, он тоже ответил на все вопросы, которые ему задали.  Один вопрос был самым для них нужным: «Почему вы живёте в лесу? Вы имеете связь с партизанами?» И вот, когда подошла машина «чёрный ворон», директор сказал: «Вот пришла за нами скорая помощь». Подошли солдаты и скомандовали: «Ком машина! Ком машина!»   Забрали директора и москвича и расстреляли.

Вернулась машина. Отец подумал: ”Ну вот, теперь наша очередь!» Стали допрашивать отца: «Кто ты есть?» Он ответил, что рабочий. «А почему не живёшь в станице, ведь там твой дом? Ты имеешь связь с партизанами?» Но отец отрицал, сказал, что на завод приехал за овощами, так как здесь у него посажен огород. Потом допросили Федорякина, ему было легче, потому что он жил здесь с семьей бараке, у него было трое детей. Когда кончили допрос, был промежуток, отец говорит, что мысленно уже был на том свете. Ну вот их позвали во двор. Стал говорить немецкий офицер, что в лес без пропуска немецкой комендатуры ходить нельзя, кого застанем будем стрелять на месте.

И так настали чёрные дни оккупации. Когда пришли немцы, то люди говорили, что некий Кочин, так звали одного пьяницу, вроде он встречал немцев с хлебом и солью. Но это полдела, говорили что появился начальник полиции из казаков, некий Немыкин. Когда началась война его призвали, но он дезертировал и сидел в подполье, ждал немцев. Этот человек был подлинный фашист, который загубил много честных людей. Старостой стал Зуев, который тоже дезертировал и ждал немцев восемь месяцев. Набрали полицаев, разместили. Мог записаться кто хотел, это были братья Слепковы, и остальных я забыл фамилии. Нужно остановиться на одной семье Тутовых. У них было четыре сына. Когда перед войной была чистка, то их отца забрали. И вот когда пришли немцы, они тоже были в дезертирах. Что они станут изменщиками родины, для меня было неожиданностью. Но факт есть факт. Потом они вступили добровольно в немецкую армию, и когда немцы отступали, то воевали на стороне немцев. На Малой земле под Новороссийском, воевал один из них против моего брата, а ведь они учились в одном классе, и были школьными друзьями.

У нас действовал партизанский отряд. В отряде, в основном, были работники райкома, сельсовета, комсомольские вожаки, коммунисты. Кого только там не было. В станице, как я уже писал, был отряд, примерно эскадрон, кавалерии русских казаков. Они вели охрану станицы, вели карательные операции против партизан.

У нас жили два казака из этого отряда, вот что они рассказывали. Удалось окружить партизан и развязался бой. Силы были неравными. Казаков было больше и оружие современнее. Но партизаны не сдавались, кричали: «Смерть изменщикам Родины»! Казаки же кричали: «Бей жидов, спасай Россию!» Захватили в плен раненую девушку, которая работала в комсомоле райкома и замучили её до смерти. Но всё-таки партизанам удалось прорвать кольцо и выйти из окружения.