Найти тему
Библио-лаборатория

Дети - цветы жизни, или афера Великого Комбинатора в стиле "нуар"

Термин «нуар» сейчас пихают куда попало, по поводу и без повода, налепляя его, как ценник на уцененное печенье, на любой художественное произведение, в котором промелькивают нотки мрачного цинизма и сарказма. Ну разве что стыдливо попытаются замаскировать лопающуюся от натягивания на литературный глобус сову фиговым листочком приставки «нео». Дескать, это такой не настоящий нуар, он, типа, вроде, как бы не совсем, он «неонуар».

Все это, конечно, ерунда. У жанра есть свои вполне характерные особенности. Собственно, можно процитировать википедию:

Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм, склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга, обязательная сексуальная линия в сюжете.

По-моему, все предельно ясно. Кстати, именно по этим параметрам я отношу большинство произведений в жанре «киберпанк» к разновидности нуара. Но сегодня речь не о них, а о романе Элмора Леонарда «Деньги не проблема».

Массовому потребителю Элмор Леонард известен скорее «заочно» - уверен, мало кто в курсе, что известные фильмы «Контракт с коротышкой», «поезд на Юму», «Джеки Браун» сняты именно по его книгам. Не все его книги, конечно, можно отнести к нуару (как минимум о вестернах этого точно не скажешь), но «Деньги не проблема» идеально вписываются в рамки жанра.

Герой романа служит священником в Руанде, и служил там непосредственно во время страшных событий 1994 года. У него на глазах «народная милиция» хуту перебила его же прихожан, пытавшихся найти прибежище в церкви — прямо во время службы. С тех пор он ведет странную жизнь, заполненную почти исключительно «Джонни Уокером» с красной этикеткой и выслушиванием исповедей раз в неделю.

Руанда
Руанда

Конечно же, отец Данн оказывается никаким не священником, а довольно заурядным мелким жуликом, который уехал в Руанду, чтобы пересидеть там судебное дело о контрабанде против него, плюс пропасть из виду подельников, настойчиво интересующихся его судьбой, и, главное — финансами. Однако однажды он возвращается домой, и что бы вы думали — получив оправдательный приговор, он немедленно затевает новую мошенническую схему, знакомую всем нам еще по проектам Великого Комбинатора. Надо собирать деньги на сирот! В Руанде после 1994 года так много сирот…

В общем, не стану подробно пересказывать сюжет, хотя, строго говоря, роман нельзя назвать классическим детективом — особой загадки в нем нет, кроме любопытства — господи, как же все эти придурки выпутаются из каши, которую сами же и заварили? В чем-то этот роман перекликается с подлинной классикой нуара — романом «Ночь и город» Джеральда Керша: большинство преступников (которые составляют примерно половину персонажей книги) у Леонарда именно таковы, какими они и бывают на самом деле — наглые идиоты, мнящие себя «умнее всех», и старательно наступающие на все возможные грабли… С жестким реализмом (я бы сказал — натурализмом) тоже все в порядке (Руанда не просто так вплетена в сюжет, и мачете, которое повсюду возит с собой главный герой в качестве сувенира — это ТО САМОЕ мачете из церкви). Склонность к саморазрушению — а как же, ну и, конечно, куда ж без «роковой красотки».

До этого я читал только один роман Леонарда, «Небеса подождут», и, хотя книга мне понравилась, автор на какое-то время выпал из памяти… а теперь вот вспомнился. И, пожалуй, я прочитаю еще книгу-другую Леонарда.