В послевоенные годы СССР очень нуждалась в автомобилях большой грузоподъемности, которые должны были применяться я в карьерах.
Поэтому еще в 1947 году начались разработки МАЗ-525, который стал гордостью не только белорусского автомобилестроения, но и советского. Потому что это первый карьерный самосвал в истории СССР, который широко применялся до 70-х годов.
Но мнение, что данная машина – это детище минского завода ошибочно. Первые наработки в данном вопросе принадлежат конструкторам из Ярославля, но вскоре министерство дало команду отдать все эскизы на минский завод.
Но знаменит данный самосвал не только тем, что способен был перевозить 25 тонн груза (на тот момент это огромные цифры). На базе МАЗ-525 была создана электрическая модификация МАЗ-525 ХТТУ. Простыми словами это обычный троллейбус, имеющий грузовую платформу, который прозвали «троллейвоз».
Разработку вели инженеры МАЗ и ХТД (харьковское троллейбусное депо). Главной задачей разработчиков было увеличение КПД машины при тех же характеристиках, но в более экономичном варианте. 1954 год – это год появления на свет троллейвоза. Для передвижения машины нужны были провода, как для троллейбуса. А две дуги для подачи энергии к электродвигателям установили на крыше машины. В машине стояло два электрических мотора, которые работали в паре. На тот момент достигнуть нужных показателей мощности можно было только таким способом. 2 мотора давали в сумме 172 кВт, что сравнивалось с 230 лошадиными силами.
После испытаний одного образца конструкторы отчитались о полученным результатах. По их расчетам КПД в таком исполнении было на 76% выше, при этом расходы на электроэнергию по сравнению с дизелем (который стоял на стандартных МАЗ и потреблял 139 литров на сотню) давали экономию 39%.
Хотя испытания имели успех, но в серию такой «троллейвоз» не пошел. В реальных условиях эксплуатации возникало слишком много дополнительных условий. Выполнить все эти условия было нецелесообразно. В итоге он так и остался в единственном исполнении.
В качестве запасного канала использую Телеграмм, подпишись, чтобы не пропустить все самое интересное.