Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как советский самолёт без пилота поздравил американцев с Днём Независимости

Пилоты 32 эскадрильи «Волкодавы» ВВС США праздновали День Независимости – самый важный государственный праздник в Америке. Это было 4 июля 1989 года - жаркое лето. В то время как пилоты и их семьи собрались на лужайках возле домов на военной авиабазе Сустерберг в Нидерландах, в семиста километрах от них взлетел МиГ-23, пилотировавшийся летчиком первого класса полковником Скуридиным. Взлет произошел с аэродрома в польском городе Колобжег. Полет был учебный, пилот недавно вернулся из отпуска. МиГ был с полным боекомплектом для авиапушки и полными баками. Практически сразу же после взлета во время работы форсажной камеры произошел сбой в работе двигателя, и он самостоятельно остановил форсаж. Пилот почувствовал хлопок и увидел резкое падение тяги, и принял это за остановку двигателя. На высоте ста метров он получил команду на катапультирование и успешно осуществил его, приземлившись на землю с парашютом.

Ну а МиГ…МиГ полетел по своим делам, ведь он превратился в Тесла-самолет. Самолет уверенно шел запад-юго-западным курсом. Работа двигателя стабилизировалась, и МиГ начал набирать высоту.

E-3 AWACS зафиксировал самолет еще над ГДР и предупредил наземное командование об угрозе нарушения границы ФРГ. Когда капитаны Джей Ди «JD» Мартин и Билл «Turf» Мерфи услышали сигнал боевой готовности, они подумали, что над ними шутит руководитель полетов, который дежурил в праздничный день. Они ответили, считая это розыгрышем, а через несколько минут уже неслись к своим F-15, надевая шлема на ходу. Семьи пилотов посчитали, что это было импровизированное авиашоу в честь праздника, вот только под пилонами истребителей были не дымогенераторы, а ракеты воздух-воздух.

Пока наземные пункты наведения решали, кто из них босс качалки (всего с пилотами держало связь четыре пункта наведения, и они очень вовремя начали решать, кто же будет осуществлять командование операцией), прошло немало времени. Когда «Волкодавы» были на высоте 35 тысяч футов и шли со сверхзвуковой скоростью, они наконец получили внятные направление и сектор поиска МиГа. Споры между пунктами наведения и агенствами контроля воздуха продолжались, пока Джей Ди не наорал на них, что бы те заткнулись. Он сказал, что будет держать связь только с одним из них – и его послушались.

Джей Ди и Тёрф сблизились с МиГом и не могли поверить своим глазам – фонарь отсутствовал, кабина была пуста. Когда они доложили об этом, их попросили повторить. И все равно не поверили. «В смысле отсутствует пилот?..»

Им пришлось повторить это десять раз, пока им наконец поверили. В это время МиГ уже шел на высоте 39 с половиной тысячи футов, и пилоты получили приказ перевести переключатели «master arm» в положение On. Им дана была инструкция сбить самолет только в том случае, если его самопроизвольное снижение будет угрожать густонаселенным районам. В это время Флоггер (обозначение МиГ-23 в классификации НАТО) приближался к французскому городу Лилль. Пилоты решили стрелять тогда, когда тот пролетит над городом, чтобы обломки упали за ним. Но стрелять не понадобилось – топливо самолета-призрака закончилось и тот начал снижаться, в итоге упав на ферму в деревне Беллегем, что находится в Бельгии. При падении погиб сын фермера Вим Де Лаере, восемнадцатилетний парень, находившийся в доме. Джей Ди и Тёрф провели над местом крушения еще 10-15 минут, пока индикатор «BINGO» не сказал им, что топливо уже на исходе. Они вернулись на базу, не зная о трагедии, а на следующий день полковник Скуридин публично принес соболезнования семье погибшего мальчика.

МиГ без пилота пролетел около 722 километров, следуя от Польши до Франции/Бельгии. Благополучно миновал ГДРовскую ПВО – на самолете работал передатчик системы государственного опознавания.

Так машины в очередной раз выразили свой протест по отношению к человекам.

Автор - Тарас Артемов