Пик Кеобандит о силе воздействия музыки российского дирижера
В Брюссельском центре искусств Bozar прошли «Русские сезоны». В рамках события на сцене выступили известный дирижер с мировым именем Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра. Участница сообщества Peace-50 Пик Кеобандит, доктор истории искусств и человек, влюбленный в русскую культуру, подготовила специальный материал о прошедшем мероприятии. Информационное агентство Global Women Media делится впечатлениями эксперта от музыки и личности дирижера.
В декабре в Брюсселе, как и во многих европейских городах, были введены строжайшие меры, вызванные обострившейся пандемийной ситуацией. Они касались в том числе всех театров и концертных залов. Запланированный концерт оркестра Мариинского театра и дирижера Валерия Гергиева в рамках «Русских сезонов» был отменен. Однако перед самым Рождеством событие всё же состоялось, что стало настоящим чудом.
И хотя пандемийные меры допускали лишь частичное заполнение зрительного зала, ценители русской культуры в Брюсселе ждали концерта с нетерпением. Они с большой благодарностью отнеслись к решению маэстро провести два выступления с разными программами, сыгранные с разницей всего в несколько часов. Это позволило большему числу людей насладиться волшебной музыкой. Два концерта в легендарном зале имени Анри Ле Бёфа, рассчитанном на 2100 зрителей, посетили около 400 человек.
Оркестр наполнил огромный зал своей «сияющей энергией», еще раз показав, что людям не обязательно говорить на одном языке, чтобы ощутить невероятную объединяющую и возвышающую силу музыки.
На сцене также выступил Лоренц Настурика-Гершовичи, первый концертмейстер Мюнхенского филармонического оркестра. Этого музыканта с его вьющимися белыми волосами и искренней лучезарной улыбкой невозможно было не заметить. Он поразил всех своим выдающимся талантом, о котором Пик Кеобандит отзывается с большим восхищением.
Говоря о концерте, эксперт почеркнула, что зрителей привели в восторг не только сама музыка, но и то «волшебство», которое исходило от дирижера. Кажется, всего одна маленькая палочка в руках маэстро была способна сотворить чудо – летая из стороны в сторону, она буквально направляла звуки по залу.
Интересно, что в дирижировании Валерий Гергиев часто использует неординарные подходы. Как рассказывает сам маэстро, он предоставляет музыкантам некоторую свободу, не сковывая их строгими рамками, а лишь задавая ход музыке.
Валерий Гергиев – человек, к которому Пик Кеобандит относится с огромным почтением. Ее впечатляет то, насколько гармонично он сочетает в своей работе любовь к музыке и управленческие способности, лидерские качества. Дирижер с 1988 г. является художественным руководителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Он приложил много сил для его совершенствования, и старания не прошли даром: сегодня театр занимает передовые позиции на мировой культурной арене.
На протяжении последнего полугода маэстро гастролировал по всему миру. Перед приездом в Брюссель он побывал в Монако, Сеуле, Бадене и во многих других городах.
Тем не менее дирижер всегда поддерживает связь с родным театром в Санкт-Петербурге, регулярно давая концерты и на Мариинской сцене.
Пик Кеобандит подчеркивает, что Россия всегда придавала большое значение музыке, активно поддерживала талантливых авторов и исполнителей. Музыканты считались важными гостями при дворе еще во времена правления Петра Великого и Екатерины II. При таком сильном литературном и музыкальном прошлом неудивительно, что Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Александр Сладковский и многие другие талантливые деятели культуры из России считают искусство действительно необходимым, незаменимым элементом жизни общества, важной составляющей интеллектуального и личностного развития человека и главной «визитной карточкой» страны.
Для Валерия Гергиева важно делиться с миром русской культурой через музыку. В репертуар его оркестра входят произведения великих русских композиторов, таких как Модест Петрович Мусоргский, Пётр Ильич Чайковский, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Сергей Сергеевич Прокофьев, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Родион Константинович Щедрин и многие другие. Хотя, безусловно, дирижер отдает дань уважения и мировым классикам. В программы концертов Валерия Гергиева входят произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Густава Малера, Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди, Оливье Мессиана, Анри Дютийё, Софии Губайдулиной, Гии Канчели и других композиторов.
Валерий Гергиев всегда осознавал богатство мира с его бесконечной палитрой культурных красок. Об этом дирижер говорил в своем интервью Бертрану Дермонкуру, опубликованном в книге «Встреча».
По мнению Пик Кеобандит, Валерий Гергиев – один из самых обаятельных российских дирижеров. И, вероятно, дело не столько в харизме, сколько в пленительной силе искренней и безудержной любви маэстро к музыке. Валерий Абисалович невероятно трудолюбив и вынослив. Он, без преувеличения, посвящает музыке всю свою жизнь. Восхищаясь этими качествами, Пик Кеобандит называет дирижера «неутомимым защитником и сеятелем русской культуры».
«Во время концертов в Брюсселе Валерий Гергиев не произнес ни одного слова. И это лишь усилило ощущение мощного музыкального воздействия. Тот глубокий посыл, который был заложен в каждый звук и в каждую ноту, без сомнения, дошел до зрителя и попал ему прямо в сердце. Было видно, что дирижеру достаточно одного взгляда и всего нескольких утонченных жестов, чтобы стать единым целым со своим оркестром. Это ли не чудесная сила музыки?» – поделилась впечатлениями Пик Кеобандит.
«Несмотря на вызванные пандемией ограничения, желание Валерия Гергиева донести свою страсть к музыке до сердца Европы было огромным. Мне выпала честь присутствовать на его концерте и быть живым свидетелем того невероятного момента во времени», – подытожила доктор истории искусств.
Материал к публикации на русском языке на основе текста Пик Кеобандит
подготовила журналист Global Women Media Виктория Гусакова