11 февраля в Москве в выставочном зале Культурного центра ЗИЛ открылась выставка «2072: ПРОГНОZ» под кураторством Евгении Стерляговой и Кати Финкельштейн. Событие объединило художественные и научные произведения о будущем, выступления ученых, перформансы, проекты студентов. Подробнее о программе рассказала одна из кураторов и инициатор выставки Евгения Стерлягова.
По мнению Евгении Стерляговой, художники обладают особенной творческой интуицией, позволяющей прогнозировать будущее. Подобно ученым, они анализируют актуальные процессы, происходящие в мире, и предлагают обществу варианты развития событий. Однако если деятели науки используют в своей работе вычисления, формулы и гипотезы, то художники руководствуются личной рефлексией, давая волю фантазии.
Оба подхода важны для понимания и правильного восприятия мира. Более того, диалог художников и ученых может стать толчком для новых открытий, источником зарождения серьезных дискуссий и идей. Площадкой для такого диалога и стала выставка «2072: ПРОГНОZ».
В интервью Global Women Media Евгения Стерлягова рассказала о концепции проекта, который она реализует совместно с куратором и художницей Екатериной Финкельштейн.
– Евгения Александровна, в чем заключается особенность концепции выставки «2072: ПРОГНОZ»?
– Художники и ученые в некотором смысле являются «никогда не взрослеющими детьми». И те, и другие с любопытством относятся к внешнему и внутреннему миру, и в то же время наука и искусство представляют собой две совершенно разные сферы. Уже на этапе сбора работ для будущей экспозиции мы поняли, насколько различаются подходы и способы высказывания у художников и ученых. Анонсируя выставку на платформе кураторской группы для независимых кураторских проектов @art_makes_sense, мы публиковали серию интервью, в которых художники задавали вопросы о будущем деятелям науки и наоборот. Нам было очень любопытно смотреть, насколько по-разному они формулировали свои ответы. Художники часто давали графические, яркие, образные объяснения, ученые же говорили, используя точную терминологию, аргументируя свою позицию фактами.
Диалог ученых и художников особенно интересен своим контрастом и в то же время взаимодополнением взглядов. На этом и основана концепция выставки.
В экспозиции «2072: ПРОГНОZ» были представлены работы художников и высказывания ученых: видео, инсталляции, скульптуры, фотографии, литогравюра, шелкография, ассамбляж и живопись. На вернисаже и в рамках параллельной программы были проведены встречи, перформансы, образовательные лекции, творческие мастер-классы, круглый стол с участием экспертов.
Я являюсь не только фотографом, куратором, но и деканом колледжа издательского дела МКИК. Не так давно наши студенты работали над большим экологическим проектом. Когда я увидела, насколько их увлекла эта тема, насколько ответственно и неравнодушно они подходят к вопросам сохранения планеты, я решила, что ребятам тоже будет интересно принять участие в выставке. На протяжении полугода они проводили исследования, изучали материалы о новых технологиях, вызовах и возможностях будущего, чтобы подготовить авторские проекты и включиться в наш диалог.
Есть много способов говорить о будущем и исследовать мир, много практик, которыми необходимо обмениваться. В этом плане наш проект представляет собой междисциплинарный нетворкинг.
Мы живем в мире, который в равной степени принадлежит людям всех поколений, профессий и культур. И поэтому для нас было важно создать диалог о будущем с участием максимально разнообразной аудитории. Нам хотелось бы привлечь к событию как можно больше зрителей и активных участников, дать всем возможность высказать свою точку зрения, идеи и мысли.
– Почему для прогноза был выбран именно 2072 год?
– Сегодня много говорят о том будущем, которое пока еще кажется очень далеким. Особенно популярно сейчас обращаться к футурологии и космизму, рассуждать о том времени, когда человек эволюционирует настолько, что перестанет быть человеком в привычном смысле этого слова.
Нам же хотелось обратить внимание на обозримое будущее – то, которое смогут увидеть наши дети, сегодняшние молодые люди. Поэтому мы решили взять временной отрезок в 50 лет. С одной стороны, прогнозы на ближайшие десятилетия строить проще, чем на века вперед. С другой стороны, современный мир настолько изменчив, что даже эти небольшие временные рамки открывают просторы для развития событий по самым разным сценариям. По какому бы пути мы ни шли, нам важно «делать поправки» на современный контекст. На мой взгляд, такой check-up полезен любому человеку.
– У подобного события есть аналоги?
– У нашего проекта есть референтная точка – конференция «Art Meets Scientists and Spirituality in a Changing Economy» («Искусство встречается с наукой и духовностью в меняющейся экономике»), которая прошла в Амстердаме в 1990 г. Проект подразумевал несколько тематических секций: «От фрагментации к целостности», «Хаотическая Вселенная», «Кризис восприятия», «Трансформирующийся мир», «Меняющаяся парадигма». На научную дискуссию были приглашены художники. Известный американский художник-абстракционист Роберт Раушенберг стал одним из участников этой всемирно известной конференции.
В XIX и начале XX в. в обывательской среде было очень стереотипное представление о художниках. У многих они ассоциировались с задумчивыми, растерянными «персонажами в беретах и с мольбертами», которые находятся в состоянии отвлеченности от реальности в ожидании вдохновения. На самом же деле художники, как и ученые, исследовали, анализировали все процессы, происходившие в мире, но отображали их в своих работах не с помощью цифр и графиков, а художественными и концептуальными средствами.
На научной конференции художники давали ответы на сложные вопросы научного мира. Их взгляд позволил расширить понимание тех или иных вещей и процессов.
Мы же решили сделать наоборот – вовлечь ученых в дискуссии, инициированные художественной средой. Современный мир очень медийный, и художники в нем зачастую являются более заметными личностями, чем деятели науки. Поэтому нам хотелось, чтобы сегодня арт-сообщество и посетители выставки услышали их голос.
– А что думаете о будущем Вы? Сейчас особенно активно обсуждаются темы, связанные с развитием искусственного интеллекта. Как художник, преподаватель, мама, человек Вы видите в этом угрозу или возможности?
– Сейчас происходит массовая диджитализация различных процессов во всех сферах жизни человека. Например, электронные книги, разного рода гаджеты, цифровые помощники по дому уже не являются для нас чем-то новым и непривычным. Поэтому ситуация, когда на улицах городов появятся роботы, кажется не такой уж и фантастической.
Вместе с тем с развитием искусственного интеллекта возникает много вопросов и тем для рассуждения. Одна из них связана с этикой, принципами и правилами выстраивания коммуникации между человеком и роботами. Рассуждая об этом, мы одновременно прорабатываем, как мы должны относиться друг к другу, к знакомым и незнакомым людям, к представителям других культур, возрастов, к животным, к окружающей нас среде.
Для меня вопросы отношения человека к искусственному интеллекту, животным и другим людям имеют общее основание. На мой взгляд, то, как мы выстраиваем коммуникацию, наглядно отражает уровень нашей человечности.
Кроме того, есть много нюансов, связанных с юридической сферой. Когда мы дойдем до такого уровня развитости технологий, что искусственный интеллект сможет полноценно функционировать в обществе, нам важно будет четко понимать, каким образом его деятельность будет отражена в правовом поле, каким правилам он должен будет подчиняться и по каким законам отвечать.
В целом развитие искусственного интеллекта, новых технологий – это отчасти футуристическая повестка. Однако уже сейчас будущее «стучится» к нам в дверь, и с каждым днем процесс цифровизации и роботизации ускоряется. Поэтому о многих вопросах взаимодействия человека и технологий стоит серьезно задуматься сегодня, чтобы избежать проблем завтра.
– Как Вы думаете, сможет ли искусственный интеллект в будущем создавать продукты, равные по ценности произведениям художников? Как будет выстроена коммуникация науки и искусства?
– На мой взгляд, художник – это тот, кто осознанно позиционирует себя как художника (у него есть выбор – осуществлять художественные практики или нет). Уже сегодня есть потрясающие примеры создания нейросетью интересных творческих решений. Например, мне очень нравится приложение ruDALL-E Malevich (ХL), которое способно генерировать изображение по вашему текстовому запросу. Некоторые визуализации получаются действительно очень удачными.
Тем не менее, искусственный интеллект представляет собой лишь технологию – инструмент, который можно использовать, в том числе для творчества.
Думаю, что сейчас мы далеки от возможности изобрести такой искусственный интеллект, который смог бы заменить человека-художника в его способности к осмысленному оригинальному художественному высказыванию.
Кроме того, человек отличается даже от самого развитого искусственного интеллекта своей эмоциональностью. Ученые, программисты прикладывают много усилий для того, чтобы приблизить рациональность условных «роботов» к человеческой. Однако искусство – та сфера, в которой произведения создаются наоборот – за счет иррационального в нас.
– Студенты колледжа фотографии и колледжа журналистики и издательского дела МКИК целый семестр занимались подготовкой материалов, связанных с искусственным интеллектом. Это было специальное задание, чтобы подготовить их к выставке, или же так совпало, что они тоже обратились к теме технологий будущего, потому что это тренд современности?
– С одной стороны, это, конечно, тренд. Идея лежит на поверхности, с ней хочется работать, развивать мысль. Будущее – это всегда любопытно, интересно, захватывающе. С другой стороны, работа в колледже устроена таким образом, что темы для исследований студентам подбирает целая команда специалистов: деканы, руководство учебного учреждения, преподаватели. Они анализируют современную повестку, выявляют самые актуальные и интересные для обсуждения вопросы. Исходя из полученных результатов, мы предлагаем студентам задания, которые позволяют им не только развивать профессиональные навыки, но и расширять кругозор.
Часто одна и та же глобальная тема, например о будущем, становится поводом для обсуждений сразу на нескольких факультетах. Такая коллаборация рождает совместные проекты.
Для нас важно, чтобы помимо получения хороших практических знаний, таких как верстка, работа с макетами, выпуск издания, студенты также постоянно находились в контексте современности. Формирование ответственности за судьбу планеты у подрастающего поколения, понимание того пути, по которому движется общество, – важные элементы для развития лучших личностных качеств.
Когда мы предложили студентам порассуждать на тему нашего будущего, возможных проблем и перспектив развития, я была очень воодушевлена теми идеями, которые предложили ребята, и решила включить групповые студенческие проекты и отдельные работы молодых авторов в пространство экспозиции. Тем более что разговор о будущем обязательно должен учитывать мнение подрастающего поколения – тех людей, которые уже совсем скоро возьмут судьбу планеты в свои руки.
На мой взгляд, одна из кураторских задач – быть проводником, доносить актуальные идеи от адресатов до адресантов, налаживать коммуникацию между разными группами людей.
– Вы подчеркнули важность командной работы в образовательном процессе. Вместе с тем Вы и сами как куратор работаете в коллаборации. Как Вы пришли к сотрудничеству с Екатериной Финкельштейн? Почему для Вас важно работать вместе?
– В современном искусстве существуют различные сообщества, которые чаще всего образованы институциями. Несмотря на кажущуюся институциональную обособленность, художники и кураторы активно общаются между собой, посещают выставки друг друга, стремятся заводить новые знакомства и реализовывать совместные проекты. Это открытая для сотворчества среда.
На пересечении разных взглядов, на границах арт-практик рождаются интересные инициативы.
Катя Финкельштейн – талантливая художница и вдумчивый, опытный куратор. На момент нашего знакомства она уже окончила Британскую высшую школу дизайна по направлению «Современное искусство», с 2018 г. активно участвовала в выставках, организовывала кураторские проекты, том числе в рамках 58-й Венецианской биеннале, 8-й Московской международной биеннале, Микробиеннале горизонтальных инициатив (2019). Основная идея ее художественной практики – создание полей многомерного человеческого опыта.
Первое время мы просто с интересом наблюдали за действиями друг друга в культурном поле. Катя как художник приняла участие в выставке «Ничего нового» в 2020 г., которую она организовала в «Библиотеке-медиацентре на Аргуновской». Вскоре мы решили сотрудничать в качестве независимых кураторов. Первым проектом, над которым мы работали совместно, стала выставка «Home sweet home». Ее тема была посвящена осмыслению художниками феноменального пространства дома, многогранности его атмосферы, функциональности.
В рамках проекта «2072: ПРОГНОZ», начало совместной работы над которым было положено летом 2021 г., Катю Финкельштейн как куратора особенно интересует тема диалога – выстраивания взаимодействия между представителями разных культур, сфер деятельности, поколений. Поэтому она смогла усилить диалоговую составляющую, активно работала с учеными и исследователями, предложила идею реэнакимента ментальной скульптуры и обозначила смысловую референтную точку – конференцию «Art Meets Scientists and Spirituality in a Changing Economy».
Сейчас у нас идет работа в формате кураторской группы. Это предполагает сотрудничество в ведении паблика о современном искусстве, участие в совместных проектах, создание кураторских подборок для галерей. При этом у каждой из нас есть индивидуальные проекты и проекты, которые мы реализуем в сотрудничестве с другими кураторами.
Я очень люблю мир искусства за возможность выстраивать такие открытые, продуктивные и вдохновляющие коммуникации. Своим студентам я всегда советую развивать навыки взаимодействия с представителями не только разных направлений искусства, но и разных сфер деятельности. Такие коллаборации рождают уникальные проекты и дополняют индивидуальную работу каждого из нас.
Марина Волынкина, Виктория Гусакова,
информационное агентство Global Women Media