Найти тему
Global Women Media

Художник-инженер о творчестве, науке и добыче нефти

Оглавление

Анна Митерева – человек с техническим опытом и творческим талантом. Она является ученым-инженером, любящим свою профессию, и художником с глубоким взглядом на современное искусство. Проекты Анны Митеревой представляют собой удивительный синтез технической эстетики, научных исследований и художественного концептуализма.

Анна Митерева
художник, инженер, кандидат технических наук
Анна Митерева художник, инженер, кандидат технических наук

Руководитель информационного агентства Global Women Media познакомилась с Анной Митеревой на выставке «2072: ПРОГНОZ» в Москве. Событие объединило высказывания ученых и художников о будущем человечества. Анна привлекла внимание аудитории в первую очередь тем, что, по сути, объединила в себе сразу две исследуемые на выставке грани и имела возможность поделиться своим мнением, опираясь на видение ситуации «с разных сторон».

В интервью Global Women Media художница-инженер рассказала о том, в чем видит точки соприкосновения науки и искусства, поделилась полезными профессиональными знаниями и творческим вдохновением.

-3

– Анна, Вы ученый-художник. С чего начался Ваш путь – с науки или с искусства?

– По базовому образованию я инженер – окончила РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и с 2007 г. работала в нефтегазовой сфере. С одной стороны, это был путь по стопам моих родителей, которые тоже были газовиками. С другой стороны, это был мой осознанный выбор. Еще в школьные годы мне одинаково нравились и творческие, гуманитарные, и точные науки. Однако, когда я поступала в вуз в начале 2000-х годов, гуманитарные и тем более творческие профессии считались неперспективными и не вполне серьезными. Поэтому я решила стать инженером.

Искусство вошло в мою жизнь не сразу. Переломным моментом стал мой второй декретный отпуск (сейчас у меня трое детей). Тогда, несколько лет назад, я впервые заметила, что начала терять себя. Рутина поглощала все мои силы. Я сказала мужу, что обязательно должна найти себе дело, которое меня увлечет, и он поддержал эту идею. В то время моя подруга ходила на занятия по рисованию. Я решила тоже попробовать себя в этом направлении, тем более что еще в детстве очень любила заниматься творчеством и даже училась в художественной школе.

-4

Я стала рисовать, и в тот момент это оказалось лучшим лекарством. Я поняла, что творчество обладает потрясающей силой, способной вытащить человека из «эмоциональной ямы».

Творчество стало для меня тем делом, которым я уже просто не могла не заниматься. Оно было для меня жизненно необходимо. Поэтому я решила продолжить свое развитие в этом направлении. Так постепенно эта дорожка вывела меня в сторону современного искусства.

-5

Я получила дополнительное образование в Школе современного искусства при институте «Среда обучения». И это увлекло меня еще больше, потому что на творческие прикладные навыки легла концептуальная и философская база. Я всегда любила размышлять, развивать идеи, поэтому у меня больше не было сомнений, что я выбрала правильный путь. Сегодня я позиционирую себя как художник, для которого в первую очередь важны смыслы.

-6

– Ваше творчество сегодня связано с наукой или с инженерией?

– Я часто обращаюсь в своем творчестве именно к технической эстетике. Она просто не может оставить мен, как инженера равнодушной. Чертежи, схемы, сложные конструкции кажутся мне не менее красивыми, чем классическая живопись. Когда я однажды попала на ледокол в Мурманске, я была заворожена красотой машинного отделения, для меня это было подобно Версалю (смеется).

На мой взгляд, техническая эстетика очень недооценена, поэтому я пытаюсь отразить и максимально раскрыть ее в своем творчестве.

В целом, думаю, искусство и наука всегда должны идти рядом. Эти две сферы относятся к тем явлениям, которые при взаимодействии друг с другом рождают нечто гораздо большее. Если «сложить» искусство и науку, то результат получится мощнее, чем просто сумма двух элементов. Такую синергию, например, сегодня активно используют в промышленном дизайне, создавая эстетичные, удобные и функциональные продукты.

Наука и искусство очень похожи – они имеют один вектор, направленный на совершенствование человека и его жизни. Разница заключается в подходах к достижению целей. Художники действуют более эмоционально, а ученые – рационально.

-7

– Какой творческий проект Вы бы назвали на сегодняшний день самым значимым для себя?

– В моем творчестве одним из ярких примеров соединения научных, технологических знаний и современного искусства стал мой дипломный проект «Олимп-2002». Я создавала его на выпускном курсе в школе «Среда обучения».

Я состою в сообществе «Галерея 22» – это самоорганизация художников, расположенная на заброшенном заводе «Фазатрон-НИИР». В свое время он был обителью мощной научной мысли – пространством, где разрабатывали радиолокационное оборудование для самолетов. После того как здание оказалось заброшено, в некоторых его закоулках еще можно было найти интересные вещи, напоминавшие о прошлом завода. Среди них я однажды заметила коллективную фотографию сотрудников, сделанную в 2002 г. Снимок был приурочен к вручению премии «Научный Олимп».

Мне как ученому стало интересно, какие именно достижения коллег были удостоены награды. Поскольку завод был секретным, точную информацию найти оказалось непросто. Для этого мне пришлось детально изучить все патенты, которые были выпущены «Фазатроном» за указанный год. К сожалению, большинство из них представляли собой документы, связанные с поставкой оборудования для истребителей.

Как ученый я понимала, что сотрудники завода добились больших успехов в своих разработках, но как человеку мне было горько оттого, что талант людей был направлен на разрушительные цели.

От осознания этого мне стало так тяжело на душе, что я решила создать арт-проект, в котором мне бы удалось изменить ситуацию. Таким творческим способом я хотела «лишить» ученых опыта участия в разработке оружия.

Для реализации своего концептуального высказывания я обратилась к парафикции – способу обработки информации, когда 80% данных, взятых из реальных источников, остаются неизменными, а 20% изменяются, дополняются художественным вымыслом. Я использовала собственный научный опыт, чтобы подробно изучить существующие отчеты и трансформировать их. Так у меня получился парафиктивный документ с реальной научной базой, но измененными сутью и результатом исследований.

Этот проект важен для меня не только как для ученого или художника, но и как для женщины – человека, создающего жизнь.

-8

– У Вас есть интересная лекция о нефти. Сегодня действительно много говорят об этом продукте, но не все до конца понимают его реальную практическую ценность. Как эксперт можете ли Вы простым языком рассказать о том, для чего нам нужна нефть?

– Нефть – это горючая жидкость, представляющая собой смесь углеводородов различной массы. Это очень ценный продукт, из которого делают не только топливо, как привыкли думать многие люди.

Например, из нефти также делают асфальт, пластик, каучук (материал, используемый при производстве резины) и многое другое. Соответственно огромное количество вещей, окружающих нас в повседневной жизни, на самом деле являются продуктами нефтепереработки. Нефть применяют при производстве лекарств, из нее извлекают серу и делают парафин. Более того, сегодня она используется даже в пищевой промышленности – в США и некоторых других странах довольно часто на прилавках магазинов можно увидеть синтетические белки.

Хотелось бы развеять еще один миф. Многие представляют месторождение нефти как подземное озеро, из которого ее вычерпывают. Это далеко не так – нефть находится в сложных геологический структурах и содержится в пористой породе-коллекторе, как в губке, только эта губка представляет собой твердый камень. В отличие от поролона, камень «выжать» невозможно, поэтому при добыче нефти используют разные способы воздействия на пласт: температуру, давление, химические вещества и т.д.

Интересно, что до сих пор наукой не до конца раскрыт вопрос о происхождении нефти. Существуют две основные теории, имеющие как аргументы в пользу своей достоверности, так и некоторые неясности.

Первая теория – органическая. Ученые, придерживающиеся этой позиции, утверждают, что нефть происходит из биологических останков живых существ, которые находятся глубоко под землей. Под действием температур, давления и других факторов они трансформируются в смесь углеводородов.

Вторая теория говорит о том, что нефть – это неорганическое вещество, которое образуется путем химических реакций в районе мантии или земного ядра. Она поднимается к поверхности Земли и, встречая на своем пути те или иные препятствия – ловушки, образует месторождения.

Почему эти теории так важны? Потому что только их опровержение или доказательство способно дать нам понимание того, с каким – возобновляемым или невозобновляемым – ресурсом мы имеем дело. Согласно органической теории на образование нефти необходимо порядка 60 млн лет, т.е. это невозобновляемый природный ресурс. Исходя из неорганической теории, нефть постоянно продуцируется в центре Земли и на эти процессы уходят примерно сотни лет (но это научно не подтвержденные цифры).

Спор этот пока неразрешим. «Органики» считают свою теорию единственно верной, и на ее основе строятся все современные теоретические и практические изыскания по поиску и добыче нефти. Но и у противников этой теории есть мощные аргументы, которые пока опровергнуть не удается, например тот факт, что следы углеводородов встречаются в космосе, где органики быть не может.

-9

– Кроме того, разнятся и прогнозы о том, на сколько лет еще человечеству хватит запасов нефти. Временные рамки истощения ресурса постоянно отодвигаются. Почему так происходит?

– Действительно, около 20 лет назад ученые говорили о том, что нефти хватит еще на 20 лет. Сегодня, спустя это время, мы видим, что ресурса хватит как минимум еще на столько же. Это очень сложно прогнозируемый вопрос.

Как правило, эксперты определяют временные рамки, исходя из тех запасов нефти, которые найдены и доказаны «здесь и сейчас», а также исходя из текущих уровней добычи. Но эти параметры постоянно меняются. Например, открываются новые месторождения, трансформируются спрос и рынок, появляются новые технологии поиска и добычи. Еще несколько лет назад некоторые месторождения считались недоступными или нерентабельными для разработки, но новые технологии позволяют нам добраться и до них.

По данным ОПЕК за 2020 год, самыми крупными нефтедобытчиками являются США, Россия и Саудовская Аравия.

Самыми большими запасами нефти обладают Венесуэла, Саудовская Аравия, Иран, Ирак. Россия на 7-м месте, США – на 8-м. Мощный рывок в области технологий разведки и добычи нефти за последнее время также сделал Китай.

-10

– Анна, Вы не только ученый и художник, но и многодетная мама. Как Вам удается всё успевать?

– Не могу сказать, что совмещать работу, творчество и заботу о семье, воспитание детей мне дается очень просто. Это большой труд, в том числе и психологический. Однако, как я всем говорю, у меня просто нет выбора (смеется).

Я хочу быть мамой, ученым-инженером и художником. Я просто не могу этого не делать.

Я люблю свою первую профессию – иначе зачем я получала образование? Это была не формальная учеба, а труд на износ. Я окончила школу с серебряной медалью и институт с красным дипломом. За моими плечами три года в аспирантуре и несколько лет работы на кафедре. Образование досталось мне потом и кровью. Я искренне хотела его получить, много работала по профессии и не хочу ее бросать, несмотря на то что в моей жизни появились в том числе и другие обязанности.

В то же время я ощущаю в себе мощный творческий потенциал, у меня есть непреодолимая потребность в самовыражении. И современное искусство – самый близкий для меня способ сделать это. Через него я могу максимально точно передать свои мысли, эмоции и чувства. Современное искусство безгранично с точки зрения инструментов, жанров, тем и контекстов. Оно дает возможность художнику и зрителю выйти за рамки визуального восприятия информации и выводит нас на другой уровень понимания смыслов. В этом плане классическое искусство лично для меня является не таким удобным инструментом. Мне несколько тяжелее передать свои мысли через живопись или графику. Хотя я иногда это делаю.

Сегодня мне сложно назвать себя только мамой, только ученым или только художником. Я рада, что мне удалось соединить эти грани, а не вытеснять какую-то одну из них за счет других.

-11

– Сегодня зритель очень противоречиво относится к современному искусству. Кому-то оно близко, кому-то совершенно непонятно. Что Вы думаете об этом? В чем Вы видите ценность современного искусства?

– Думаю, в восприятии многих людей до сих пор есть некоторое «слипание» академического и современного искусства. Нас со школы учат тому, что искусство – это обязательно что-то красивое, возвышенное, утонченное. Если речь идет о классике, то, скорее всего, подобное утверждение будет справедливо. Современное же искусство показывает настоящую, очень разную жизнь, передавая весь спектр эмоций.

Это нормально, когда зрителю не нравится то или иное произведение. Современное искусство отражает современную жизнь. Она неидеальна. В ней тоже встречается некрасивое, глупое, смешное, абсурдное – разное.

Безусловно, академическое искусство продолжает и будет продолжать развиваться. Однако сравнивать его с современным было бы абсолютно неправильно. В этом противостоянии ни одна из сторон не может быть «плохой» или «хорошей» – они просто слишком разные. Их не нужно сравнивать, их нужно уметь различать и воспринимать.

– Что Вас вдохновляет?

– Сама жизнь дает мне некие интенции. В своем творчестве я всегда говорю о том, что волнует меня как человека. Я делаю это, не ожидая отклика, но люди очень охотно реагируют на искренность. И это говорит о том, что мы все очень похожи в плане переживаний и мыслей.

Например, сейчас меня очень волнует женская повестка. Я много говорю о тех трудностях, с которыми сталкиваются женщины в технических сферах. У меня растет дочка, и я бы очень хотела, чтобы ей было проще реализовывать свой потенциал.

Мне самой интересно наблюдать за тем, как в моей голове рождаются идеи, понять, что меня вдохновляет. Сейчас это кажется мне процессом, подобным выращиванию дерева.

Идеи в моей голове рождаются как будто внезапно. Я могу лечь спать, ни о чем не думая, а проснуться с конкретными мыслями и задумками. Однако на самом деле этому «внезапному» рождению идеи предшествует долгий накопительный процесс. Мысли одна за другой постепенно – днями, неделями, месяцами или годами – соединяются воедино. Мы можем посеять зерно и однажды утром заметить взошедший росток, однако, прежде чем он взошел, в почве какое-то время происходили разные процессы.

-12

– Что бы Вы пожелали женщинам всего мира?

– Оставаться независимыми от чужих мнений и навязанных приоритетов, сохранять ментальную свободу и уникальность, быть собой и верить в себя. И, конечно, я бы пожелала женщинам никогда не останавливаться в росте, идти по тому направлению, которое им близко, даже если это кажется невозможным в силу каких-либо обстоятельств. Сегодня женщины способны на многое, они способны на всё. Есть много примеров, подтверждающих это. Вдохновляйтесь!

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media