Найти в Дзене
Global Women Media

История фотографии – способ знакомства с искусством

Оглавление

Серия занятий от фотохудожника Вадима Гущина

История фотографии полна уникальных образцов искусства и интересных событий, значимых для культурной сферы. Знакомство с этой областью знаний позволяет человеку по-новому взглянуть на мир сквозь призму искусствоведческого опыта, рождает желание созерцать и созидать. В этом уверен фотохудожник и эксперт международного уровня Вадим Гущин. В рамках программы Института дополнительного образования ИГУМО он подготовил серию лекционных занятий по истории фотографии для специалистов из разных областей.

Вадим Гущин
современный российский художник-фотограф, почетный член Союза фотохудожников России, куратор факультета фотографии ИГУМО
Вадим Гущин современный российский художник-фотограф, почетный член Союза фотохудожников России, куратор факультета фотографии ИГУМО

Вадим Гущин профессионально занимается фотографией уже более 30 лет. Сегодня он активно сотрудничает с арт-галереями Москвы, США и Европы, является участником большого количества персональных и групповых выставок. Его творчество признано и высоко оценено профессиональным сообществом как в России, так и за рубежом. Работы фотохудожника находятся во многих музейных и частных коллекциях России, среди которых – собрания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Русского Музея (Санкт-Петербург), Музея Альбертина (Вена, Австрия), Музея изящных искусств (Хьюстон, США) и других известных институций.

Фотохудожник работает преимущественно в жанре постконцептуального натюрморта, продолжая традицию геометрического стиля в русском искусстве, берущего начало в иконописи и супрематизме. Большой интерес для художника также представляет портретная, архитектурная и прикладная фотография.

-3

Другое важное направление деятельности эксперта – преподавание. На протяжении нескольких лет Вадим Гущин возглавляет кафедру фотографии ИГУМО и является куратором факультета. В передаче опыта и знаний он видит значимый этап в развитии любого художника.

В этом году в рамках программы Института дополнительного образования ИГУМО Вадим Гущин открывает серию занятий для старшей аудитории. В интервью порталу эксперт рассказал о том, кому будут особенно полезны его лекции, чем интересна сфера фотоискусства и какими компетенциями овладеют учащиеся.

-4

– Вадим Витальевич, в чем заключается актуальность занятий по истории фотографии для взрослых людей?

– Когда человек достигает определенного статуса, материального благополучия, профессиональных успехов, он часто останавливается, не понимая, куда двигаться дальше, откуда черпать вдохновение и какими ресурсами подпитывать свою внутреннюю энергию.

Я наблюдаю за тем, как многие люди именно в зрелом возрасте обращаются к искусству, начинают ходить в музеи, галереи и театры. И это действительно верный путь для тех, кто ищет духовной и интеллектуальной наполненности. Однако не всегда такой опыт становится удачным, ведь если искусство не является профессиональной областью знаний человека, то некоторые вещи остаются непонятыми и неоцененными.

-5

Искусство способно наполнить человека, дать мощный импульс к развитию, но для этого ему необходимо научиться понимать.

Зная историю того или иного вида искусства, человек воспринимает произведения совершенно по-другому, нежели когда обращается к ним с обывательской точки зрения. Он начинает понимать причинно-следственные связи, законы жанров и осознавать ценность художественной работы.

Еще знакомство с историей искусства развивает у людей вкус, эстетическое видение. И в этом смысле значение дисциплины сложно переоценить. Как известно, в истории остаются только лучшие образцы искусства, а всё китчевое и безвкусное отсеивается.

-6

Знакомство с шедеврами не только рождает у человека желание больше узнавать об искусстве, чаще ходить на выставки, но и стимулирует творческую деятельность.

Можно сказать, что человек, изучающий историю искусства, в некоторой степени меняет свое мировоззрение, начинает по-другому смотреть на мир – через призму новых знаний и искусствоведческого опыта.

Сегодня фотография является одним из самых популярных видов искусства. И мне как эксперту в этой области хотелось бы обратить внимание нашей аудитории на самые интересные работы авторов разных времен.

-7

– Каким темам будут посвящены занятия?

– Я могу предложить самые разные темы, но мне кажется, что правильнее было бы изложить историю фотографии в хронологическом порядке. Думаю, оптимально будет взять период от 1839 г., когда появились первые снимки, до 2005 г., близкого к нашим дням. Те фотографии, которые были сделаны позже, пока не могут иметь точной художественной оценки. Еще прошло недостаточно времени для того, чтобы судить о том, войдут ли они в историю.

Я всегда советую изучать фотографию, живопись и любые другие произведения искусства, не выхватывая их из контекста истории. Искусство, как и наука, устроено таким образом, что все художники стоят «на плечах» друг у друга. Они перенимают опыт своих предшественников, привнося что-то новое.

-8

История развивается последовательно, поэтому интереснее всего изучать ее системно и объемно. Можно уделять больше или меньше времени на знакомство с определенными периодами, но непременно охватить каждый из них.

Кроме того, когда мы говорим о дисциплине, связанной с историей фотографии и фотографических стилей, мы предполагаем ее взаимосвязь с историей и других видов искусства. Всё это вместе создает большой блок предметов, которые серьезно расширяют кругозор человека. Поэтому важно подчеркнуть, что мои занятия – это лишь часть целой программы дополнительного образования.

-9

– Кому будут особенно интересны занятия? Они рассчитаны на людей, чья профессия не связана с искусством, или подойдут в том числе и начинающим фотохудожникам?

– Думаю, в целом наша программа будет интересна всем, кто неравнодушен к искусству, хочет научиться его понимать и углубить свои знания. И хотя Институт дополнительного образования ИГУМО в первую очередь ориентирован на взрослых людей, которые уже имеют профессиональный и жизненный опыт, вероятно, молодые люди при желании тоже смогут почерпнуть для себя много ценного на наших занятиях.

-10

Начинающие фотохудожники, обучающиеся по профильным направлениям, изучают историю фотографии более подробно в вузах и колледжах на протяжении нескольких семестров. А вот «самоучкам», пожалуй, программа дополнительного образования будет действительно интересна. С профессиональной точки зрения история фотографии дает очень ценный опыт для художника, развивает насмотренность и дает понимание многих вещей.

История искусства – это огромный архив референсов, знакомство с которыми позволяет молодым авторам «не изобретать велосипед», а двигаться дальше, создавая нечто новое, но встроенное в культурную традицию.

-11

– Что Вы считаете самым интересным в фотоискусстве?

– Фотография, с одной стороны, представляет собой произведение искусства, а с другой – является документом. Это очень интересная двойственность, которая определяет главную уникальность фотографии как медиума.

Кроме того, меня очень интересует вопрос о том, какие снимки мы можем считать произведениями искусства, а какие годятся только «на память». Это очень сложный, дискуссионный вопрос. Сегодня мы живем в мире, где сделать фотографию может каждый человек. И, конечно, это далеко не всегда делает его фотографом.

-12

Можно нажать кнопку на телефоне и создать снимок, но для того чтобы он имел художественную ценность, перед этим должна быть проведена большая работа в голове и в сознании автора.

Существуют конкретные критерии оценки снимка с позиции истории искусств, включенности в культурную традицию, интенции фотографа. Работа должна быть настолько убедительной, чтобы не вызывать вопросов о том, почему автор поступил так и никак иначе. В то же время важно, чтобы зритель, который смотрит на снимок, был грамотным человеком, знающим историю искусств, теорию фотографии, понимающим, что хотел сказать фотограф.

-13

– Что бы Вы как преподаватель и фотохудожник пожелали тем людям, которые придут к Вам на занятия?

– Я бы пожелал им пытливости ума и постоянного творческого поиска, который может заключаться не только в непосредственном созидании, но и в созерцании, стремлении больше увидеть, узнать и понять.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media