Серия занятий от фотохудожника Вадима Гущина
История фотографии полна уникальных образцов искусства и интересных событий, значимых для культурной сферы. Знакомство с этой областью знаний позволяет человеку по-новому взглянуть на мир сквозь призму искусствоведческого опыта, рождает желание созерцать и созидать. В этом уверен фотохудожник и эксперт международного уровня Вадим Гущин. В рамках программы Института дополнительного образования ИГУМО он подготовил серию лекционных занятий по истории фотографии для специалистов из разных областей.
Вадим Гущин профессионально занимается фотографией уже более 30 лет. Сегодня он активно сотрудничает с арт-галереями Москвы, США и Европы, является участником большого количества персональных и групповых выставок. Его творчество признано и высоко оценено профессиональным сообществом как в России, так и за рубежом. Работы фотохудожника находятся во многих музейных и частных коллекциях России, среди которых – собрания Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Русского Музея (Санкт-Петербург), Музея Альбертина (Вена, Австрия), Музея изящных искусств (Хьюстон, США) и других известных институций.
Фотохудожник работает преимущественно в жанре постконцептуального натюрморта, продолжая традицию геометрического стиля в русском искусстве, берущего начало в иконописи и супрематизме. Большой интерес для художника также представляет портретная, архитектурная и прикладная фотография.
Другое важное направление деятельности эксперта – преподавание. На протяжении нескольких лет Вадим Гущин возглавляет кафедру фотографии ИГУМО и является куратором факультета. В передаче опыта и знаний он видит значимый этап в развитии любого художника.
В этом году в рамках программы Института дополнительного образования ИГУМО Вадим Гущин открывает серию занятий для старшей аудитории. В интервью порталу эксперт рассказал о том, кому будут особенно полезны его лекции, чем интересна сфера фотоискусства и какими компетенциями овладеют учащиеся.
– Вадим Витальевич, в чем заключается актуальность занятий по истории фотографии для взрослых людей?
– Когда человек достигает определенного статуса, материального благополучия, профессиональных успехов, он часто останавливается, не понимая, куда двигаться дальше, откуда черпать вдохновение и какими ресурсами подпитывать свою внутреннюю энергию.
Я наблюдаю за тем, как многие люди именно в зрелом возрасте обращаются к искусству, начинают ходить в музеи, галереи и театры. И это действительно верный путь для тех, кто ищет духовной и интеллектуальной наполненности. Однако не всегда такой опыт становится удачным, ведь если искусство не является профессиональной областью знаний человека, то некоторые вещи остаются непонятыми и неоцененными.
Искусство способно наполнить человека, дать мощный импульс к развитию, но для этого ему необходимо научиться понимать.
Зная историю того или иного вида искусства, человек воспринимает произведения совершенно по-другому, нежели когда обращается к ним с обывательской точки зрения. Он начинает понимать причинно-следственные связи, законы жанров и осознавать ценность художественной работы.
Еще знакомство с историей искусства развивает у людей вкус, эстетическое видение. И в этом смысле значение дисциплины сложно переоценить. Как известно, в истории остаются только лучшие образцы искусства, а всё китчевое и безвкусное отсеивается.
Знакомство с шедеврами не только рождает у человека желание больше узнавать об искусстве, чаще ходить на выставки, но и стимулирует творческую деятельность.
Можно сказать, что человек, изучающий историю искусства, в некоторой степени меняет свое мировоззрение, начинает по-другому смотреть на мир – через призму новых знаний и искусствоведческого опыта.
Сегодня фотография является одним из самых популярных видов искусства. И мне как эксперту в этой области хотелось бы обратить внимание нашей аудитории на самые интересные работы авторов разных времен.
– Каким темам будут посвящены занятия?
– Я могу предложить самые разные темы, но мне кажется, что правильнее было бы изложить историю фотографии в хронологическом порядке. Думаю, оптимально будет взять период от 1839 г., когда появились первые снимки, до 2005 г., близкого к нашим дням. Те фотографии, которые были сделаны позже, пока не могут иметь точной художественной оценки. Еще прошло недостаточно времени для того, чтобы судить о том, войдут ли они в историю.
Я всегда советую изучать фотографию, живопись и любые другие произведения искусства, не выхватывая их из контекста истории. Искусство, как и наука, устроено таким образом, что все художники стоят «на плечах» друг у друга. Они перенимают опыт своих предшественников, привнося что-то новое.
История развивается последовательно, поэтому интереснее всего изучать ее системно и объемно. Можно уделять больше или меньше времени на знакомство с определенными периодами, но непременно охватить каждый из них.
Кроме того, когда мы говорим о дисциплине, связанной с историей фотографии и фотографических стилей, мы предполагаем ее взаимосвязь с историей и других видов искусства. Всё это вместе создает большой блок предметов, которые серьезно расширяют кругозор человека. Поэтому важно подчеркнуть, что мои занятия – это лишь часть целой программы дополнительного образования.
– Кому будут особенно интересны занятия? Они рассчитаны на людей, чья профессия не связана с искусством, или подойдут в том числе и начинающим фотохудожникам?
– Думаю, в целом наша программа будет интересна всем, кто неравнодушен к искусству, хочет научиться его понимать и углубить свои знания. И хотя Институт дополнительного образования ИГУМО в первую очередь ориентирован на взрослых людей, которые уже имеют профессиональный и жизненный опыт, вероятно, молодые люди при желании тоже смогут почерпнуть для себя много ценного на наших занятиях.
Начинающие фотохудожники, обучающиеся по профильным направлениям, изучают историю фотографии более подробно в вузах и колледжах на протяжении нескольких семестров. А вот «самоучкам», пожалуй, программа дополнительного образования будет действительно интересна. С профессиональной точки зрения история фотографии дает очень ценный опыт для художника, развивает насмотренность и дает понимание многих вещей.
История искусства – это огромный архив референсов, знакомство с которыми позволяет молодым авторам «не изобретать велосипед», а двигаться дальше, создавая нечто новое, но встроенное в культурную традицию.
– Что Вы считаете самым интересным в фотоискусстве?
– Фотография, с одной стороны, представляет собой произведение искусства, а с другой – является документом. Это очень интересная двойственность, которая определяет главную уникальность фотографии как медиума.
Кроме того, меня очень интересует вопрос о том, какие снимки мы можем считать произведениями искусства, а какие годятся только «на память». Это очень сложный, дискуссионный вопрос. Сегодня мы живем в мире, где сделать фотографию может каждый человек. И, конечно, это далеко не всегда делает его фотографом.
Можно нажать кнопку на телефоне и создать снимок, но для того чтобы он имел художественную ценность, перед этим должна быть проведена большая работа в голове и в сознании автора.
Существуют конкретные критерии оценки снимка с позиции истории искусств, включенности в культурную традицию, интенции фотографа. Работа должна быть настолько убедительной, чтобы не вызывать вопросов о том, почему автор поступил так и никак иначе. В то же время важно, чтобы зритель, который смотрит на снимок, был грамотным человеком, знающим историю искусств, теорию фотографии, понимающим, что хотел сказать фотограф.
– Что бы Вы как преподаватель и фотохудожник пожелали тем людям, которые придут к Вам на занятия?
– Я бы пожелал им пытливости ума и постоянного творческого поиска, который может заключаться не только в непосредственном созидании, но и в созерцании, стремлении больше увидеть, узнать и понять.
Виктория Гусакова,
информационное агентство Global Women Media