Найти тему
Тайны краеведа

Покровитель русских царей.

Есть у нас в Коломне с.Большое Колычево. Я живу недалеко от него, буквально 3 км - пешком дойти можно. И как- то раз,в хорошую погоду, появилось у меня настроение прогуляться.

Село Большое Колычево.Дорога к церкви. 2021г
Село Большое Колычево.Дорога к церкви. 2021г

В духовной грамоте великого Московского князя Василия Дмитриевича за 1406 год с.Большое Колычево впервые упоминается среди Коломенских сел. Колычево известно в русской истории прежде всего как воинский оборонительный рубеж. На протяжении шести веков село Колычево охраняет Храм во имя великомученика Феодора Стратилата. "Стратилат" - значит "полководец".

Феодор Стратилат никогда не был на русской земле. Он жил почти полторы тысячи лет назад - в начале четвертого столетия - в городе Гераклее на берегу Черного моря. Сегодня это территория Турции. В то время христиан преследовали. Феодор Стратилат - правитель города Гераклеи, христианин. Согласно житию, Гераклея ( город, по преданию, основанный Гераклом) была отдана святому Феодору в правление за освобождение города Евхаиты (родины Феодора), от огромного чудовища - змея, жившего в долине на севере от Евхаит и опустошавшего окрестности.

Управляя Гераклеей, великомученик Феодор обратил ко Христу множество язычников. 8 февраля 319 года мужественный правитель Гераклеи, победоносный воин Христов был усечен мечом. Он был похоронен в родном городе Евхаиты. Ныне мощи святого покоятся в церкви святого … в Венеции. Святой великомученик Феодор Стратилат - борец веры. Принятием страданий и смерти он свидетельствовал об истинности самого главного христианского утверждения - победы Христа над смертью.

Церковь Федора Стратилата 2021г
Церковь Федора Стратилата 2021г

На Руси почитание великомученика начинается скорее всего с 11 столетия, при Ярославе Мудром, когда появляются первые письменные памятники, зарождается литература, начинается активное строительство, в том числе храмовое. В 16 - 17 столетиях великомученик Феодор Стратилат почитался как покровитель русских царей и в кремлевском Благовещенском соборе была установлена рака с большой частицей мощей святого.

Икона Пресвятой Богородицы Феодоровская.

По преданию, этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был написан самим евангелистом Лукой. До 1238 года он находился в соборном храме Городецкого монастыря. После разорения обители татарами икона была утрачена. И вот через год, в августе 1239 года, она была чудесным образом явлена на берегу реки Запрудни близ города Костромы. При этом жители города рассказывали, что накануне обретения они видели эту самую икону, несенную по городу человеком в богатой воинской одежде, очень похожим на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах.

Феодоровская икона Божией Матери памятна и тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Иоанновна Романова благословила на Российский престол сына Михаила Феодоровича - первого из династии царствующего рода Романовых. Немецкие принцессы, венчавшиеся с князьями Романовыми, как, например, императрицы Александра и Мария Федоровны, великая княгиня Елизавета Федоровна, получали отчество "Феодоровны" в честь этой иконы. В конце XIX века царские реставраторы обновляли икону и удивлялись тому, как замечательно сохранился образ - краски на иконе, несмотря на многовековую историю, оставались необычайно светлыми. Они потемнели только в начале двадцатого - после революции 17 года и убийства в Екатеринбурге императора Никoлaя Второго.

Вотчина бояр Колычевых.

Вид от кладбища у храма. Виден микрорайон Колычево.
Вид от кладбища у храма. Виден микрорайон Колычево.

Первым владельцем его называют родоначальника известного боярского рода Колычевых - Федора Александровича Колыча. Согласно родословной Колычевых (составлена в 1886 году Михаилом Бодэ-Колычевым) род бояр Колычевых, родственный боярским родам Шереметевых, Епанчиных, а также царствующему дому Романовых и прочих, берет свое начало от прусского короля Вейдевута, царствовавшего во 2 веке над древними пруссами.в середине 13 столетия его потомок Гландо Камбила Дивонович выехал со своим сыном и подданными к великому князю Александру Невскому, был назван во святом крещении Иоанном, а сын его Андреем Иоанновичем Кобылой (прозвание отца Камбила вскоре было переменено по просторечию в Кобыла). Сын московского боярина Андрея Кобылы - Александр Андреевич Елко - значится среди бояр, подписавших вторую духовную грамоту великого князя Дмитрия Донского в 1389 году. А внук боярина Андрея Ивановича Кобылы и был Федор Александрович Колыч - родоначальник всех Колычевых. При чем прозвище "Колыч" было дано ему в честь старшины по имени Сколыч (Колыч) в войске его прадеда, прусского князя Диво . Известно, что Федор Колыч был человеком военным, и от деда ему достались вотчинные владения в коломенских окрестностях. Здесь во второй половине 14 столетия им было построено село. Родовое село примыкало к горе, которая с древних времен именовалась Девичьей, и поле вокруг тоже называлось Девичьем.

3 версии происхождения Девичьего поля.

Первая связана с существованием в дохристианские времена на этой горе языческого святилища с идолами женских божеств. До сегодняшнего времени сохранилось несколько таких полей и гор. Известно, например, что в августе 1610 года москвичи присягнули на Девичьем поле под Москвой претенденту на русский престол польскому королевичу Владиславу.

Берег Оки. Девичье поле.
Берег Оки. Девичье поле.

Вторая версия, более распространенная, но менее вероятная из-за отсутствия исторических свидетельств, - гора называлась так в память о горестной участи коломенских девушек, которых отправляли отсюда в Золотую орду в гарем хана.

Берег Оки.
Берег Оки.

Третья версия.Свое название гора и поле получили из-за располагавшегося здесь некогда женского монастыря в честь святых жен-мироносиц. А в истории России Девичье поле под Коломной известно прежде всего как воинский рубеж - место неоднократного сбора обще-русских войск.

Коломна сыграла важную роль в подготовке Куликовской битвы. Именно здесь, на Девичьем поле, в 1380 году произошел сбор общерусского войска для похода на Дон. По мнению разных ученых, в нем принимало участие от 70 до 170 тысяч воинов. Будучи военным человеком, боярин Федор Колыч, имение которого располагалось если не на территории сбора рати, то в непосредственной близости от него, должен был принимать непосредственное участие как в смотре войск, так и в самом сражении.

Первые письменные свидетельства о Колычевском селе относятся к 1406 году . Известна традиция, согласно которой селами назывались населенные пункты с храмом. Поэтому с уверенностью можно говорить, что к этому времени в селе Колычеве храм во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя русского войска, ангела-хранителя Федора Колыча, уже стоял. И построен он был воеводой Колычем именно в честь победы русских войск на Куликовом поле.

Церковь Федора Стратилата.
Церковь Федора Стратилата.

20 век.

Возможно, вы слышали такую легенду, как Стояние Зо́и. В Куйбышеве (ныне Самара) зимой 1955–1956 годов девушка по имени Зоя Карнаухова во время танца с иконой святителя Николая Чудотворца «окаменела» на 128 дней.

В храме Федора Стратилата случилось нечто подобное.

В 1934 году храм закрыли. В это время произошло событие, о котором до сих пор ходят разные толки и рассказывают разные подробности. В церковном доме устроили сельский клуб, и в нем часто проходили танцы. Однажды решили танцы провести прямо в храме. И вот в разгар "веселья" в храме погас свет, на огромном паникадиле, на самом верху, сама собой зажглась свеча, и раздался какой-то голос. Не потерпел небесный воевода супостатов в доме Божием. В страхе все ринулись вон из церкви. Директор клуба прибежал домой и в ужасе стал сжигать коммунистические книги, брошюры с изображениями Ленина. Скончался он скоропостижно, через две недели, от сердечного приступа или удара. Потом здесь было зернохранилище. В советское время церковь Федора Стратилата использовали как хранилище для удобрений.

В 1998 году церковь во имя святого великомученика Феодора Стратилата вновь передали Православной церкви. Храм был разрушен настолько, что службы в нем вести было невозможно. Помощью Божией приходская жизнь постепенно налаживается. Вновь звучат молитвы в храме, под покровом Матери Божией и заступничеством святого воеводы, великомученика Феодора Стратилата неспешно течет мирная сельская жизнь, и звучит над селом, над тихим сельским кладбищем, над старинным Девичьим полем голос церковного колокола, унося с собою людские молитвы в бескрайнее и безбрежное, как милосердие Божие, родное, русское небо".

Использованы материалы сайта Церкви Феодора Стратилата.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц