Шумнова Марина, магистрант факультета экстремальной психологии МГППУ , представляет проект на конкурс студенческих научных проектов «Применение ВР технологий в экстремальной психологии – 22», проводимый факультетом экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Книги и фильмы рассказывают о будущем, когда человек с помощью дополнительных устройств сможет оказываться в других мирах, обманывая при этом все органы чувств. Это будущее не так далеко, как кажется. Уже сейчас можно посетить виртуальные миры, причем не только для развлечения, но и для обучения. Виртуальная реальность (VR) позволяет имитировать реальные действия с высокой степенью правдоподобности.
Для изучения и тренировки операций, требующих использования тонкой моторики были созданы VR-тренажеры, включающие приспособления, имитирующие реальные инструменты. Например, хирургический скальпель такого стенда считывает малейшие перемещения в пространстве и предоставляет необходимую тактильную обратную связь будущему хирургу. В результате студент, проводящий операцию в VR шлеме, не только изучает строение органов и последовательность действий, но и запоминает сопротивление ткани, чувствуя ее жесткость при разрезании.
Специальные перчатки и костюмы могут имитировать тепло и холод, давать ощущения прикосновения - жесткости или упругости предмета, к которому прикоснулся человек. С помощью экзоскелетов и механических стендов имитируется тяжесть предметов, которые оказываются у человека в руках и т.д. Пока такие стенды достаточно дороги в силу своей новизны и малого распространения. Зато простые комплекты виртуальной реальности, состоящие из VR шлема и двух контроллеров в руках уже широко используются для обучения персонала в самых разных отраслях.
Компания АРПорт сконцентрировалась на разработке виртуальных симуляторов в области охраны труда и обучения производственным навыкам. Такие симуляторы особенно полезны работникам, деятельность которых связана с выполнением опасных работ – на высоте, с электричеством, с ядовитыми веществами. Практикум в VR позволяет производить манипуляции с виртуальными объектами, что позволяет безопасно отработать правильные действия в обстановке, максимально похожей на реальность. Имитируются также тяжелые последствия обхода правил техники безопасности для жизни и здоровья для выработки негативного эмоционального ответа. Эмоции – прочная основа для запоминания, поэтому VR-тренинги по своей эффективности намного превосходят обычное обучение с применение видео. Конфуцию приписывают следующие слова: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Впечатли меня, и я пойму.» Обучение в виртуальной реальности позволяет не просто увидеть или представить себе производственный процесс и необходимые действия, а пережить опыт, чрезвычайно близкий к реальному, получить впечатления.
На самом деле обучение в виртуальной реальности навыкам безопасной жизни может быть полезно каждому. Статистика крупных российских компаний говорит о том, что самая опасная профессия с точки зрения количества получаемых травм – обычный офисный секретарь. Травмы, конечно, не такие опасные как на промышленной площадке, но ведь порой и до больничного доходит. Падения на лестницах, падение тяжелых предметов типа вазы со шкафа, ожоги от пролитого горячего кофе или чая, потеря равновесия при задевании неправильно расположенного кабеля, падения со стула – очень частые причины офисных травм. VR тренажер «Безопасный офис» и другие симуляторы из этой серии, созданные с учетом реальной статистики производственных травм, заставляют задуматься о том, как сделать свою жизнь безопасной в офисе, дома или на зимней заснеженной тропинке.
Важный элемент тренинга – геймификация. Обучение должно быть не скучной обязаловкой, а интересной игрой. Тогда оно будет вызывать интерес и давать нужные результаты. Мы стараемся применять лучшие игровые практики – придумываем интересные сценарии, превращая обучение в квест, начисляем очки и баллы за верные действия и т.п.
Прошедших обучение в симуляторах мы просили ответить на несколько вопросов по горячим следам. И вот что выяснили.
98% тех, кто прошел практикум отметили, что им удалось получить новые или, по крайней мере, вспомнить имеющиеся знания и навыки в тот момент, когда они выполняли задания в виртуальной реальности.
95% уверены, что практикум в VR поможет им лучше сориентироваться в реальной ситуации, настолько правдоподобной показалась им экстремальная ситуация в шлеме и действия, которые они выполняли.
98% с уверенностью порекомендовали бы подобные практикумы коллегам, а многие захотели пройти практикумы и по другим темам.
Иногда сотрудники с опаской соглашаются на обучение в VR, опасаясь, что не справятся со шлемом или контроллерами управления. Но контроллеры в виртуальной реальности - необходимый элемент погружения. Они используются для того чтобы брать предметы или передвигаться на большие расстояния. На практике же выяснилось, что только 5% не сразу привыкли к шлему виртуальной реальности. Около 1% не смогло привыкнуть к нему совсем, и это нормально, вестибулярные аппараты у нас все же разные, поэтому есть небольшое количество людей, для которых обучение в VR не подходит.
В целом можно уверенно заявить, что за обучением в виртуальной реальности – будущее. Этот формат нравится обучаемым, вызывает интерес и желание учиться. Результаты обучения также впечатляющие. Так, при обучении с помощью разработанного нами симулятора работников ОТК на конвейере, удалось на 65% улучшить надежность распознавания сотрудниками брака. При этом несчастные случаи на конвейере с травмами рук, которые ранее происходили регулярно, после проведения обучения зафиксированы не были. Похожие цифры, подтверждающие высокую эффективность VR-обучения мы видим и у наших российских и зарубежных коллег.
Благодарим за внимание к проектам и материалам что мы выкладываем, становитесь нашими подписчиками и ожидайте новых статей. Не забывайте задавать вопросы и просто комментировать.
#виртуальная реальность #vr игры #техника безопасности #профессиональные навыки