Подорожание и дефицит весной 2022 года стали главным поводом для шуток в интернете и за его пределами. Над бабушками с сахаром не иронизировал только ленивый. В сегодняшней статье мы затронем фактическую сторону вопроса и посмотрим, что происходит с ценниками в магазинах.
Индекс потребительских цен к апрелю 2022 года подскочил на 9,9%. Рекордсменом стал отнюдь не сахар (его цена увеличилась вдвое – на 53%). В список самых подорожавших товаров вошли:
- Капуста: 85%;
- Лук: 65%;
- Прокладки: 24%;
- Подгузники: 20%;
- Стиральный порошок: 20%;
- Соль: 18%;
- Мыло: 17%;
- Лекарства: 15-20%;
- Маргарин: 14%;
- Свекла: 8,5%.
К первому апреля годовая инфляция набрала обороты и достигла 16,6%. Экономисты подчеркивают, что цены не поднимаются одновременно. Подорожание и дефицит охватывают конкретные продовольственные области – в зависимости от региона.
Глава Минсельхоза НСО Евгений Лещенко предупредил Новосибирцев о подорожании овощей, зерна и курицы. Взлет цен на зерно объясняется тем, что сельскохозяйственные предприятия в Новосибирской области пользовались импортными компонентами. Проблемы с привозом овощей в торговые сети связаны с тем, что местные производители ранее поставляли только 50% от всего объема. Вместе с тем, Лещенко уверен, что дефицита продуктов в магазинах не предвидится.
Собрать достоверные данные об изменении цен в России сложно, т.к. представителям торговых сетей запрещают распространять эту информацию. Известно, сто сети супермаркетов SPAR пришло уведомление от регионального УФАС, запрещающего высказывания на эту тему:
«Публичные заявления должностных лиц о спрогнозированном росте цен могут восприниматься конкурирующими субъектами как руководство к действию. Такая политика может привести к неконтролируемому увеличению цен и ажиотажному спросу».
В новых экономических условиях у бизнесменов открывается широкое поле для деятельности. Московская предпринимательница Виктория Сухвел осваивает новую нишу. Она покупает ходовые товары на оптовых рынках, а затем продает на маркетплейсах – на Озоне или Вайлдбериз. С одной стороны, такой подход помогает людям из регионов найти дефицитные товары. С другой, приводит к увеличению цен – ведь бизнесмены на этом зарабатывают. Отсюда и берутся такие курьезные случаи, как гречка по 500 рублей.