Не то что бы я что-то понимал в живописи, но ряд художников мне известен. Доводилось мне листать и широкие альбомы с репродукциями, бывал я и на выставках. Как-то так само собой вышло, что ходил я и в Третьяковскую галерею и даже посещал мероприятия в ЦДХ. Как-то стоял я там и разглядывал картины Брюллова, например. Там же я видел и картину «Купание красного коня», да-да я знаю, что автор другой человек. Речь не об этом. Речь о так называемом современном искусстве. Ведь если художник современник, то он же имеет отношение к этому термину? По-моему имеет. Вот и поговорим о современном художнике по имени Никас Сафронов.
Надо заметить, что Никас большой любитель внутреннего туризма. Его биография пестрит переездами на новые места. Родился он в Ульяновске, но после школы стала его манить водная стихия, и он отправился в Одессу поступать в местное мореходное училище. Однако проучился он там всего лишь год, после чего перебрался в Сергиев-Посад. Где уже как раз начал изучать живопись. Видимо что-то такое он увидел в Одессе, что и послужило катализатором для его творческих способностей. Интересно, что изучал он именно иконопись, тем более в бывшем Загорске хватает старинных храмов, где можно посмотреть оригиналы. Это кстати к вопросу о большевиках, которые разрушали церкви. Я половину Золотого кольца объехал и внезапно увидел там массу сохранившихся церквей.
Так вот после Загорска Никас отправился в Ростов-на-Дону, где поступил в местное художественное училище. И вот казалось бы, какая насыщенная жизнь у человека. Катайся себе по просторам своей страны и радуйся жизни, но тут в его туризм вмешалась родина. Родина же никогда не забывает о тебе сынок, таким образом, получив повестку, Никас оказался на службе в ракетных войсках. Часть его располагалась в Эстонии, откуда рукой подать до Литвы. И после службы он отправился на родину матери, где снова изучал живопись, а параллельно работал художником по тканям на местном комбинате. Кстати в плане работы Никаса тоже можно отнести к поколению дворников и сторожей. Эти профессии ему прекрасно знакомы. Ну не мог же он жить на студенческую стипендию.
Самый странный ход в его жизни это переезд в Москву из Вильнюса. То есть перебраться в большой город, было разумно. Там возможностей явно больше. Но дело в том, что в Вильнюсе он успел окончить художественный институт, а в столице стал изучать психологию. Впрочем, и московский художественный институт он тоже окончил. Как видите дядя очень трудолюбивый в плане учёбы. Да и жизненный опыт у него богатый.
Но есть у меня веские подозрения, что не случись далее 90-е годы, Никас так и работал бы где-нибудь художником оформителем. Вместо этой скучной работы в 1992 году он получил теплое место арт-директора журнала «Penthouse». Естественно российского издания, но тоже неплохо. Впоследствии он же там был главным художником. Параллельно были и другие журналы, но нам этот человек известен как художник пишущий портреты. И надо заметить портреты весьма странного качества.
Как я и сказал в самом начале в живописи я мало что понимаю, но даже при том минимуме познаний для меня остаётся загадкой как его стиль кому-то может нравиться. У меня все его полотна вызывают чуть ли не изжогу. Настолько безвкусно всё сделано, что мне кажется, так мог бы рисовать любой выпускник художественного училища.
Годы же потраченные на учебу Никас скорее тратил на заведение полезных знакомств. Потому что ничем другим я не могу объяснить его популярность в высших кругах. Он же портреты писал с десятков больших людей. И эти портреты наверняка щедро оплачивались. Более того в какой-то момент Никас был настолько популярен, что его включили топ-100 российской элиты. Сама постановка вопроса мне, конечно, не нравится, но она очень ярко иллюстрирует нулевые годы. И то, что туда попал художник вроде Никаса тоже очень показательно.
Самое забавно, что он заявлял как-то, что его картины приобретал Эрмитаж, вот только там это не подтвердили. На международных аукционах его картины не имели успеха. Правда было одно исключение, когда его живопись приобрели за 106 тысяч долларов, но меня не покидает ощущение, что это было сделано либо по дружбе, либо по ошибке. Потому что позже максимальная цена, предлагаемая за его картины, колебалась в районе 60 тысяч рублей. Ощутимая разница, не так ли?
И подводя итог, позволю себе заявить, что вся фигура Никаса Сафронова похожа на мыльный пузырь. Ему словно помогли продвинуться, он стал даже модным, но никакого международного признания Никас не снискал и это такой наш внутренний продукт. Но если за условную группу «Любэ», которая такой же внутренний продукт мне не стыдно, то тут присутствует какая-то неловкость. Впрочем, кому-то, возможно, это и нравится.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.