Сегодня увидела сообщение, что Володин предложил чтобы школьники дежурили в столовых и подметали в классе. По его мнению, это поможет сформировать любовь к труду.
Такое ощущение, что то предлагается периодически в органах власти. И это то, что было в школе в моем детстве.
Надо ли к этому возвращаться?
История из моего детства.
В я училась в художественной школе. И в теплые дни мы ходили на пленэры, рисовали природу.
У нас было правило, что после нас должно все остаться как было, или даже лучше. Т.е. ни одной бумажки не должно валяться, не говоря уже о более крупном мусоре.
Мы туда ходили регулярно, и мусор не добавлял бы живописности. Более того, сам педагог, а потом и мы подключились, убирали всю территорию в зоне видимости, и уносили мусор не только свой, но и тех, кто намусорил за время нашего отсутствия. А стеклянные бутылки и вовсе сдавали, кто нашел, тому и денежка.
Ситуация сейчас.
На днях у нас в подъезде повесили объявление с просьбой перестать выкидывать мусор из окон. Иначе дворники не будут под этими окнами убирать.
А ведь они у нас ответственные: каждую бумажку поднимут. Поэтому, двор очень чистый, и даже дорожки были всю зиму от снега почищены, несмотря на обильные снегопады.
После зимы, когда снег растаял, им пришлось выгрести огромное количество бутылок, окурков, пачек из-под сигарет и прочей гадости.
Казалось бы, это их работа. Но если все будут выкидывать мусор из окон, они перестанут справляться, и мы будем жить в свинарнике.
По идее, абсолютно естественно выносить мусор куда положено. При условии, что у человека здоровая, взрослая позиция.
Но эту позицию нужно формировать, и возможно это либо в детстве, либо потом большими штрафами.
Так стоит ли вернуть практику субботников и дежурств для уборки класса в школы?
Предложение неоднозначное.
Какие плюсы:
- Дети научатся ценить свой труд. Как следствие, меньше мусорить, потому, что убирать потом им же.
- Видя сколько мусора собирается на территории школы будут более осознаны в том, как обращаться с банками, бутылками, обертками и прочим на улице.
- Уборка в школе даст более чувство причастности к школе. Что это ИХ школа. Это не просто место где их должны учить, и им все обязаны. Но и у детей есть обязанности. Думаю, это повысит чувство ответственности в целом.
- Формируется уважение к чужому труду.
- Развивает дисциплину, ответственность и осознанность.
Какие минусы:
- У ребенка может быть аллергия на пыль, и уборка в классе для него губительна.
- Слабое здоровье, и на уборку просто нет сил.
- Если кого-то освобождают от подобных обязанностей, то обостряется вопрос неравенства в классе и больше почвы для буллинга (обзывательств, травли сверстниками).
- Сам ребенок, которого освободили по здоровью, может чувствовать себя "не таким", "слабеньким" и даже "бесполезным". Тут нужна будет дополнительная работа с ним, чтобы он знал, что он ОК.
- Некоторые родители будут против.
- У ребенка много других занятий, кружков, секций и т.д.
- есть сложности в организации процесса, когда классы тематические, например, класс химии.
Интересно, что в такой развитой стране, как Япония, школьники сами убирают свои классы.
Я думаю, что нужно тщательно продумать, чтобы минимизировать отрицательное воздействие, и увеличить положительное.
Ведь сейчас вопрос самостоятельности, понимания своих ролей, обязанностей, зоны ответственности, стоит очень остро.