Ужас и страх, как культурное явление.
Сами по себе культура и искусство неотделимы от любых общечеловеческих взглядов на жизнь, эмоций и состояния души человека , в их число входят конечно и такие понятия как ужас и страх.
Рассмотрим эти факторы непосредственно по отношению к культуре и ее основополагающей части, искусству.
Любое произведение искусства скрывает в своем смысле огромный калейдоскоп чувств, а так же рычаги действующие в большей или меньшей степени на человеческие эмоции. Каждое творение рождает в душе человека воспоминания, мечты и фантазии, разочарования и скорбь, вселяющие надежду или надвигая состояние безисходности, что определяет отношение человека к данному произведению. Например страх и ужас. Вообще по своей природе страх и ужас, это защитные средства организма предостерегающие его от опасности в реальной жизни. В мире искусства страх и ужас на ряду с другими факторами помогают ярче раскрывать смысл произведения и понимать автора. Страх и ужас в первую очередь заставляют зрителя задуматься о том , как нужно жить и чего не следует делать, о том как нужно ценить любовь и время, природу и людей и т.д. Это можно рассмотреть на примерах. Так, фильмы, спектакли, картины, музыка, несущие в себе образы ужасов войны, заставляют зрителя пережить эту эмоцию и встать на путь мира. Произведения рисующие счастье любви, вызывают у человека страх потерять это идилие в своей личной жизни и мобилизуют его к положительным действиям. Искусство показывающее одиночество ,личные или семейные драмы вызывает у человека страх оказаться в такой же ситуации и стимулирует его на недопущение оной. Список подобных примеров можно продолжать и продолжать. Кроме того ужас и страх способны рождать в человеке самые добрые и светлые чувства. Например находясь на мемориалах жертв трагедий и катастроф , человек переживает в своей душе ужас этой беды и проникается, скорбью, памятью, уважением к участникам тех событий.
Далее рассмотрим страх и ужас , как средство развлечения массовой аудитории. Человеку свойственна любовь к ярким , кратковременным вспышкам различных эмоций, в данном случае страха и ужаса. Издревле в мировой культуре существует огромное число обрядов связанных с нечистой силой и жуткими образами. Опуская подробности их культового и религиозного значения, отметим, что население всегда охотно принимало в них участие , в частности что бы испытать эти вспышки страха и ужаса. Далее это перерастало в постановки всевозможных театральных действ основанных на мистификации, включающих в себя образы различных чудовищ и страшных существ, существ античных времен и загробного мира. До наших дней любовь к этому жанру дошла очень благополучно и даже расширила свой культурный охват. По мимо литературы, живописи и театра к теме страха и ужаса еще в большем объеме обратилось кино. Обозначив целый отдельный , огромный мир кинематографа как, фильмы ужасов, триллеры и прочее. Кроме того к теме страха и ужаса все чаще обращаются организаторы каких то развлекательных массовых мероприятий, вечеринок. Надобность человека переживать кратковременны вспышки этих чувств породили в современном мире целую индустрию развлечений на аттракционах, а так же большую группу людей намеренно создающих себе такие ситуации в которых они остро переживают эти чувства и уже не могут без них, под названием «экстремалы».
Подводя итог вышесказанному, отметим следующее; факторы страха и ужаса прямо или косвенно вошли во все сферы искусства, уверенно заняв в них свое место и являются неотъемлемой частью всеобщей культуры .