Вчера мне писали про то, что раннее чтение кажется чудесным.
Разберёмся.
Ещё в институте меня учили: если гипертрофированно, то нужно насторожиться.
Так вот чрезмерная способность к развитию навыков чтения часто встречается у детей с РАС. Наблюдается способность быстро «прочитывать», декодировать слова. Но тут это умение омрачается тем, что часто дети с гиперлексией не понимают прочитанное.
Проблематика гиперлексий:
✔️ ранний старт интереса к буквам, целым словам
✔️ характерно для детей с нарушениями развития.
✔️ ранний старт чтения (до 5 лет).
✔️ самостоятельное научение (никто не учил, а он читает).
✔️ характерна ритуальность, навязчивость самого процесса чтения.
✔️ способность читать слова не коррелирует с интеллектуальными способностями ребёнка.
Гиперлексии могут быть 2 видов:
👤 с речевыми нарушениями (эхолалия, перестановка местоимений, стереотипное повторение слов и фраз, речевые персеверации, задержка в функциональном использовании слов, проблемы понимания смысла при механическом повторении и т.д.) Аутистикоподобные проявления.
👤👤 со зрительно-пространственными и моторными нарушениями (или недоразвитием). Дефицит прагматической речи, что проявляется в трудностях использования и понимания речи в соответствие с ситуацией. Синдром Аспергера.
Сложности при гиперлексии:
➖ понимание фактов, взаимоотношений и эмоциональных состояний в тексте
➖ усложнено понимание художественных текстов (помним, что дети с аутизмом обычно нуждаются в целенаправленном обучении социальным навыкам)
➖ затруднено понимание чувств персонажей и понимание мотивации их поступков
➖ дети уделяют больше внимания деталям, а не общей картине в целом. Это касается многих аспектов, не только чтения.
Оказание помощи при гиперлексии
1️⃣ Обучение умению устанавливать последовательность, причинно- следственные связи. Подойдут серии сюжетных картинок, где нужно установить последовательность хода событий. расположить события в определенном порядке (с помощью изображений), описать событие одно за другим. Можно использовать наводящие вопросы: Кто (что)? Что сделал?
Важно учить концепциям времени, места, действия («сначала», «затем», «потом», «однажды», «весной», «это было дома»).
Например, с использованием серии предметных картинок:
- семя-росток-бутон-цветок
- колесница-карета-сани-машина
Или мини-рассказов по серии сюжетных картинок. Буквально по 1 предложению:
- 1. Маша написала письмо. 2. Вложила его в конверт. 3. Пошла на почту. 4. Опустила в почтовый ящик.
- 1. Птица свила гнездо. 2. Отложила яйца. 3. Вывелись птенчики. 4. Они выросли и улетели.
Методы коррекции в продолжении.
#пониманиепрочитанного #logomed_olga_azova_пониманиепрочитанного #аутизм #logomed_olga_azova_аутизм
#гиперлексия #logomed_olga_azova_Гиперлексия