Найти в Дзене

ГИПЕРЛЕКСИЯ. Продолжение

Вчера мне писали про то, что раннее чтение кажется чудесным.

Разберёмся. 

Ещё в институте меня учили: если гипертрофированно, то нужно насторожиться.

Так вот чрезмерная способность к развитию навыков чтения часто встречается у детей с РАС. Наблюдается способность быстро «прочитывать», декодировать слова. Но тут это умение омрачается тем, что часто дети с гиперлексией не понимают прочитанное.

Проблематика гиперлексий:

✔️ ранний старт интереса к буквам, целым словам

✔️ характерно для детей с нарушениями развития.

✔️ ранний старт чтения (до 5 лет).

✔️ самостоятельное научение (никто не учил, а он читает).

✔️ характерна ритуальность, навязчивость самого процесса чтения.

✔️ способность читать слова не коррелирует с интеллектуальными способностями ребёнка.

 

Гиперлексии могут быть 2 видов:

👤 с речевыми нарушениями (эхолалия, перестановка местоимений, стереотипное повторение слов и фраз, речевые персеверации, задержка в функциональном использовании слов, проблемы понимания смысла при механическом повторении и т.д.) Аутистикоподобные проявления.

👤👤 со зрительно-пространственными и моторными нарушениями (или недоразвитием). Дефицит прагматической речи, что проявляется в трудностях использования и понимания речи в соответствие с ситуацией. Синдром Аспергера.

 

Сложности при гиперлексии:

➖ понимание фактов, взаимоотношений и эмоциональных состояний в тексте

➖ усложнено понимание художественных текстов (помним, что дети с аутизмом обычно нуждаются в целенаправленном обучении социальным навыкам)

➖ затруднено понимание чувств персонажей и понимание мотивации их поступков

➖ дети уделяют больше внимания деталям, а не общей картине в целом. Это касается многих аспектов, не только чтения.

 

Оказание помощи при гиперлексии

1️⃣ Обучение умению устанавливать последовательность, причинно- следственные связи. Подойдут серии сюжетных картинок, где нужно установить последовательность хода событий. расположить события в определенном порядке (с помощью изображений), описать событие одно за другим. Можно использовать наводящие вопросы: Кто (что)? Что сделал?

Важно учить концепциям времени, места, действия («сначала», «затем», «потом», «однажды», «весной», «это было дома»).

 

Например, с использованием серии предметных картинок:

  • семя-росток-бутон-цветок
  • колесница-карета-сани-машина

Или мини-рассказов по серии сюжетных картинок. Буквально по 1 предложению:

  • 1. Маша написала письмо. 2. Вложила его в конверт. 3. Пошла на почту. 4. Опустила в почтовый ящик.
  • 1. Птица свила гнездо. 2. Отложила яйца. 3. Вывелись птенчики. 4. Они выросли и улетели.

 

Методы коррекции в продолжении. 

#пониманиепрочитанного #logomed_olga_azova_пониманиепрочитанного #аутизм #logomed_olga_azova_аутизм

#гиперлексия #logomed_olga_azova_Гиперлексия