Творческий тандем режиссеров Дэниелов (Дэниел Шайнерт и Дэн Кван) прославился после фэнтезийной трагикомедии «Человек — Швейцарский нож» с еще одним Дэниелом в главной роли. До дебюта они работали в жанре коротких метров и снимали музыкальные клипы для звезд. Если вы не знакомы с предыдущими работами Дэниелов, «Все, везде и сразу» так или иначе обязательно удивит.
Продюсерами фильма стали небезызвестные братья Руссо («Мстители: Финал»). Может быть потому, что в сценарии оказались супергерои и мультивселенная. Хотелось также упомянуть кинокомпанию А24, благодаря которой в России пока что остается возможность смотреть качественное зарубежное кино. Независимая студия знакома нам по прошлогоднему «Макбету» Джоэла Коэна, оскароносному «Лунному свету» и сериалу «Эйфория».
В юном возрасте Эвелин (Мишель Йео) покинула свой дом, вышла замуж и на долгие годы погрузилась в управление прачечной, которую купил нерасторопный, но искренний возлюбленный Ваймонд. Дела не задались, и семья погрязла в рутине. Прямолинейная и бескомпромиссная Эвелин должна спасти семейный бизнес, отчитавшись за нецелевые расходы перед налоговым агентом Дейдрой (Джейми Ли Кертис) — заносчивой женщиной за сорок, повидавшей, немало «проблем» в этом мире.
Ко всему прочему, у Эвелин и Ваймонда есть дочь Джой, переживающая подростковый кризис, вызванный финальной стадией пубертата. И, наконец, престарелый дед (Джеймс Хун), которому сложно объяснить, почему девушки могут встречаться с другими девушками.
В круговороте отношений этой, казалось бы, обычной семьи и развернется полномасштабное приключение сквозь вселенные. Оправдывая будущие события научной фантастикой, происходящее на экране будет беспощадно крушить сознание бесшабашными и даже одиозными шутками, удивлять невероятными прыжками от одной личности к другой, вдохновлять фантазиями о реальности и будоражить другими намеренно небрежными приемами.
Визуально все выглядит бескомпромиссно, ярко и порой хардкорно. Бытовые диалоги сменяются научными лекциями, споры — драками в стиле кунг-фу и пародиями на культовые фильмы: «Матрицу», «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», «Темного рыцаря» и даже «Космическую одиссею». Кстати, как утверждают авторы, «Матрица» стала вдохновением и для создания саундтрека к картине, а именно композиции Дона Дэвиса. Однако, музыку здесь практически не слышно.
Все внимание приковано к трэшу, который иногда будет сменяться скучными сценами из книг по психологии. Хотели все и сразу? Получайте. Даже несмотря на огромное количество отсылок, локаций и путешествий, фильм кажется тесным. Здесь не хватает пространства и воздуха, как в напряженных отношениях родителей с детьми. Возможно, это сделано намеренно, чтобы зритель ощущал себя взбалмошным подростком, которому иногда приходится слушать нравоучения старших.
Картина делится на три главы: «Все», «Везде» и «Сразу». Первая посвящена человеческим решениям, судьбе, множеству вариантов существования, зависящих от каждого принятого решения. В одном мире можно быть неудачником, в другом — суперзвездой. По задумке авторов и наивным законам мультивселенной, чтобы изменить себя, достаточно одного действия, которое запустит очередную цепочку событий и породит новую вселенную. Здесь мы и попадаемся на крючок. С одной стороны нас лихорадит от несметного количества разномастных шуток, с другой — мы бежим в собственные миры, поддаваясь эскапизму, который, кстати, сейчас особенно полезен зрителю. Эх, какой бы стала жизнь, если бы я тогда…В общем, дорога к фантазиям и размышлениям открыта.
Вторая часть поднимает вопрос о возможности быть везде. Ну хотя бы в рамках фантастической мультивселенной. С появлением вездесущего всевселенского зла — Джобу Тупаки — срабатывает прозвучавшая еще в начале фильма фраза — «чем бредовее, тем лучше». Но затем противостояние добра и зла ограничивается незамысловатыми семейными перипетиями. Яркий абсурд постепенно угасает, перенасыщенность шутками утомляет, а вздорные эмоции уступают место тяжеловесным идеям и длинным диалогам. К счастью, заскучать не даст одна из вселенских версий «Рататуя».
Третья глава «сразу» завершится попыткой остановить бесконечный круговорот обид и непонимания, разрывом шаблонов и установлением новых порядков.
По итогу складывается ощущение, что картина полностью оправдывает свое название. Она говорит обо всем и сразу. Динамичная экшн-комедия переплетается с высоко моральными идеями, семейными ценностями и важностью принятия себя. Супергерой теперь не подросток, а дети уже не беззащитные. Триумф абсурда вынужден уступить место морали, чтобы финальное высказывание выглядело простым и искренним.