Найти тему
Без музыки совсем не то

Queen «Innuendo», 1991 г. – хоть и не шедевральное, но вполне убойное завершение карьеры группы

В 1991-м году группа Queen выпустила свой последний альбом, над которым уже давно больной Фредди Меркюри работал непосредственно – это был почти что культовый, но в любом случае очень мощный «Innuendo». И хоть в 1995-м группа выпустила еще один диск с вокалом Фредди, но то уже был не прижизненный альбом, к тому же убойным его назвать трудно.

Queen «Innuendo», 1991 г.
Queen «Innuendo», 1991 г.

Когда я услышал альбом Queen «Innuendo» где-то летом 1991-го, я знал все предыдущие альбомы группы назубок – шутка ли, с первой пластинкой «Квинов» я познакомился в 1976-м, и с тех пор неустанно собирал коллекцию их записей, сначала на бобинах, потом на кассетах, а затем и на виниловых пластинках. Сегодня у меня есть полня коллекция винилов группы, все фирменные, за исключением советского и болгарского сборников, которые я из коллекции так и не смог выкинуть.

Но вернемся к «Innuendo». Этот альбом меня тогда потряс, и заметьте – никто еще из фанатов и критиков тогда не знал о болезни Фредди, и не мог предположить, что этот альбом – последний. Ну, не последний вообще, но последний прижизненный, так сказать. И это точно – он оказался последним, но еще до самого конца 1991 года все думали, что Фредди и «Квины» нас порадуют еще множеством пластинок.

Так вот, альбом тогда показался мне очень мощным, а то, что на нем оказалось определенное количество «нейтральных», то есть, «не мощных» песен, так таких на любом альбоме Queen было предостаточно. Я сконцентрировался на шедеврах, а их оказалось немало, хотя поменьше, чем на предыдущем альбоме «The Miracle» 1989 года. Зато он был гораздо лучше, чем все альбомы, записанные группой в 80-х, включая и мой любимый «The Game». Но «The Game», в принципе, был еще прог-роковым (за небольшим исключением), а вот с 1982 года, по моему разумению, группа стала выдавать какую-то «попсу», экспериментируя с самыми разными стилями очень активно – от диско до металла.

Европейский виниловый выпуск альбома Queen «Innuendo», 1991 г.
Европейский виниловый выпуск альбома Queen «Innuendo», 1991 г.

Позже я, конечно же, начал воспринимать альбом по-иному. Нет, он так и остался для меня мощным, но «The Miracle» снова поднялся в моем личном рейтинге выше «Innuendo». Однако вместе с тем эти альбомы по своим главным, ударным качествам были одинаковыми, и я подумал, что из них получился бы один прекрасный двойной альбом, только песни на этом альбоме следовало перемешать, чтобы получилось единое цельное полотно. В принципе, позже я так и сделал у себя на компьютере, перемешав файлы с обоих альбомов так, чтобы получился один прекрасный альбом. И сегодня, когда я работаю под музыку Queen, я выбираю этот «двойной мега-альбом» и слушаю его с огромным удовольствием.

Конверт альбома Queen «Innuendo», 1991 г. с передней и задней стороны
Конверт альбома Queen «Innuendo», 1991 г. с передней и задней стороны

Но вот что сказать конкретно об «Innuendo»? Для него группой было записано 13 песен, но на виниловую пластинку и CD вошло только 12, а 13-я («Lost Opportunity») вышла только на синглах. Как и все предыдущие альбомы Queen после выхода «The Game», в США эта пластинка так и не добралась до «платинового» статуса, застряв на «золотом», зато в Германии ее копий было продано столько же, сколько и в США. То есть, если объединить рынки Германии и США, то да, «Innuendo» до «платины» все же добрался. Но в Великобритании по сей день было продано всего 300 тысяч копий, во Франции – почти 326 тысяч, а вообще по всей Европе официальное количество реализованных дисков составило всего 1 миллион 557 тысяч. Сколько продано по всему миру – пока что неясно, но можно со временем узнать и это.

Лейблы европейской виниловой пластинки с двух сторон
Лейблы европейской виниловой пластинки с двух сторон

Но, что самое печальное, так это то, что синглы, выпущенные с альбома в количестве 5 штук, почти провалились, по крайней мере в США пользовались относительной популярностью только два – с песнями «The Show Must Go On» и «These Are the Days of Our Lives». И это очень странно, потому что «The Show Must Go On» - это настоящая классика Queen. И она несет в себе такой эмоциональный заряд, что просто невозможно представить себе, почему сингл с этим выдающимся произведением в Америке и Великобритании достиг только «золота», и только спустя очень много лет (600 тысяч копий в США и 400 тысяч – в Великобритании)?

Внутренний конверт для пластинки с двух сторон
Внутренний конверт для пластинки с двух сторон

Ну ладно, не будем оглядываться на заграничные чарты, а оглянемся лучше на отечественный музыкальный рынок. Известно, что произошло в нашем Отечестве в 1991 году, и к началу 1992-го наш виниловый рынок на «тучах» очень быстро обвалился. Пластинки стали стоить как картошка в СССР, то есть копейки, и потому к нам навезли столько CD-дисков с этим альбомом, что он мгновенно обесценился. Старые цены на винил перестали действовать, а китайский или болгарский пиратский CD можно было купить в любой лавке буквально «за три рубля». И кому уже нужен был винил? Его просто никто не покупал.

Российский выпуск альбома Queen «Innuendo», лейбл Santa Records, 1994 г.
Российский выпуск альбома Queen «Innuendo», лейбл Santa Records, 1994 г.

Но все же «Innuendo» у нас пользовался огромной популярностью, невзирая на его не особую популярность на Западе. Ну, это и естественно, почти наполовину альбом состоит из шедевров, понятных любому отечественному меломану. К тому же на этом альбоме очень много песен, исполненных и записанных в «старинном» стиле Queen 70-х годов, то есть всякой «волны» и «попсы» на альбоме мало. Это чисто альбом Queen, и хотя если для меня и существуют на нем какие-то «проходняковые» песни, то только в рамках этого альбома, а не в рамках всего граммофонного наследия группы.

Лейблы российской виниловой пластинки, Santa Records, 1994 г.
Лейблы российской виниловой пластинки, Santa Records, 1994 г.

У Queen по определению не имеется «проходняковых» песен, в каждой есть свой смысл, и тут только лишь дело вкуса. Поэтому попрошу меня не ругать сильно, если я буду применять к той или иной песне понятие «проходняк» - это «проходняк» относительно шедевров на самом альбоме, потому что ни у одной группы или исполнителя в мире нет ровных альбомов, на которых каждая песня является шедевром. Ну, за исключением сборников хитов, да и то не всех.

Сторона 1:

1). Innuendo (6:31) «Инсинуация». Основная, хардовая тема песни мне не совсем нравится, я считаю, что для «Квинов» такой монументальный стиль не подходит. Зато начинка композиции просто гениальная, начиная с соло Стива Хоу на испанской гитаре, и заканчивая соло на электрической гитаре Брайана Мэя. Ну, про таланты Фредди я молчу – его вокал тут бесподобен. Говорят, что основная музыкальная тема песни началась с джема, в котором тон задавал Тэйлор, придумав новый аккорд к теме Led Zeppelin «Kashmir». Позже у Меркурия появилась идея создать из этого монументальную многочастную композицию, он написал для нее текст и «сердцевину», а тут и Стив Хоу как бы случайно в гости заглянул. В общем, песня эта создавалась основательно, причем так основательно, что решено было сделать из нее «открывашку» для нового альбома.

2). I'm Going Slightly Mad (4:06) «Я слегка сх0жу с ума». Эта песня мне не очень нравится. Написал ее Меркурий по каким-то своим музыкальным предпочтениям. «Проходняком» ее назвать язык не повернется, потому что припев очень хорош, да и соло на гитаре тоже вызывает кое-какие достаточно положительные эмоции.

3). Headlong (4:30) «Стремительный». Этот бит-рок-н-ролл мне сразу очень понравился, и я хоть его не считаю шедевром, но то, что это прекрасное украшение альбома – несомненно. Брайан Мэй тут играет на своей гитаре как заядлый хард-рокер, и хотя соло тут у него стандартное, не вызывающее особых восторгов, но звучание соло-гитары в стиле «поливашка» весьма зачетное. Кстати, Брайан Мэй сочинил эту песню для своего первого сольного альбома, но отдав ее на пробу Меркурию, понял, что это песня для Queen подходит лучше.

4). I Can't Live with You (4:05) «Я не могу с тобой жить». Это чистый Queen периода 70-х, я думаю, эта композиция даже в такой обработке прекрасно вписалась бы в альбом «Jazz» 1978 года. И тем более удивительно, что эта песня тоже была написана Мэем для своего первого «сольника». Не шедевр, но и далеко не «проходняк».

5). Ride the Wild Wind (4:43) «Полет на диком ветру». Главный, как на мой взгляд, шедевр альбома. Ну, «The Show Must Go On» - это тоже главный шедевр альбома, но он быстро надоедает, потому что доносится из каждого окна в городе, а вот «Ride the Wild Wind» мне вот уже 30 лет как не надоел вообще. Эта песня из серии «изюминка альбома», а вообще-то это самый настоящий бриллиант. Я даже простил Роджеру Тэйлору плоский звук барабанов на этой композиции, впрочем, эту песню написал именно он, и даже первоначально записал на ней свой вокал. Но все же вокал Меркурия оказался убедительнее.

Конверт российского выпуска альбома с передней и задней стороны, лейбл Santa Records, 1994 г.
Конверт российского выпуска альбома с передней и задней стороны, лейбл Santa Records, 1994 г.

Сторона 2:

6). All God's People (3:55) «Все Божьи люди». А это какой-то хард-роковый госпел, правда, тоже из «прошлого» репертуара Queen 70-х, ближе к альбому «News of the World» 1977 года. Кстати, играет тут на клавишах и является соавтором песни Майк Моран – это тот музыкант, который записал с Иэном Гилланом его первый «сольник» «Child in Time» в 1976-м, затем в 1986-м озвучил альбом Оззи Особорна «The Ultimate Sin», а в 1987-м – альбом «Barcelona» с Фредди Меркурием и Монтсеррат Кабалье. Кстати, для «Барселоны» в свое время эта песня и предназначалась, но так тогда и осталась не реализованной, пока про нее не вспомнил Меркурий и не попросил остальных музыкантов группы наложить на болванку со своим вокалом и клавишами Морана свои инструменты.

7). These Are the Days of Our Lives (3:55) «Это дни нашей жизни». Кто-то считает эту песню прекрасной балладой, но я считаю ее просто балладой из серии «проходняк», правда, «задумчивое» соло Мэя на гитаре тут прекрасно. Да, сочинил этот «шедевр» Роджер Тэйлор, и это странно, потому что в его сольном творчестве я таких чисто «меркуриевских» песен не отыскал.

8). Delilah (3:33) «Далила». Отличная шуточная тема, совсем не «проходняк», но я думаю, что песня эта лучше подошла бы для какого-то «сольника» Меркурия, чем для репертуара Queen. Говорят, что Меркурий написал ее об одной из своих кошек, о самой особенной среди всех них - Делиле.

9). Don't Try So Hard (3:33) «Не старайся так сильно». А эта песня относит нас к временам альбома «Queen II» 1974 года. Правда, тут звучат более современные клавиши, но вокал Меркурия такой же проникновенный, как и в те далекие времена, да и гитара Мэя, если ее чуть-чуть «приземлить» - тоже классическая, то есть с первоначальным чистым «рокерским» звуком.

10). The Hitman (3:43) «Наемный убиййца». Такие пауэр-металлические темы на дисках Queen 80-х годов – не редкость, но эта сделана гораздо лучше. Не шедевр, конечно же, но и не «проходняк». Меркурий и Мэй тут дают жару, «Металлика» отдыхает. Правда, мне очень не нравится плоский, совершенно «никакой» звук барабанов, а это уже «волна». Ну, из Тэйлора металлист – как из воробья птеродактиль, хотя я обожаю, как он играл в 70-х, а в 80-х он уже просто обленился стучать как положено.

11). Bijou (1:19) «Спрятанное сокровище». Обычный медляк Queen с претензией на оригинальность, но оригинальность эта скорее в смысле текста. Мэй играет прекрасно, Меркурий поет как Меркурий, то есть тоже прекрасно. Но чувство «недоделанности» не оставляет, даже если знать, о чем там Меркурий поет, а поет он о какой-то несбыточной любви, причем совсем немного – один маленький куплетик. Однако я воспринимаю эту композицию как предисловие к финальной части альбома, а в этом плане музыкальный смысл этой композиции восстанавливается полностью.

12). The Show Must Go On (4:27) «Шоу должно продолжаться». Ну, это главный шедевр, и комментировать нечего. Хочу добавить только, что в 1992 году на концерте памяти Фредди Меркурия эту песню спел Элтон Джон, а на ритм-гитаре сыграл Тони Айомми из Black Sabbath. Правда, Элтон Джон – это совсем не Меркурий, тем не менее песню он не испортил, тем более что Мэй со своей соло-гитарой был рядом.

Бонус:

13). Lost Opportunity (3:53) «Упущенная возможность». Обычный блюз, сочиненный и исполненный Брайаном Мэем, ничего особенного, но сильно напоминает вокальную и гитарную манеру Джорджа Харрисона. На альбом песня не попала, а вышла только на двух синглах с двумя другими песнями с альбома.

Ну, что сказать в заключение? В заключение могу сказать лишь то, что альбом «Innuendo» - это достойное, а то и вовсе убойное завершение карьеры Queen с Фредди, в отличие от заключительных альбомов множества других известных групп, которые или никуда не годятся, или, в лучшем случае, очень спорны. А вот «Innuendo» - это альбом совсем не спорный, и хоть он не шедевральный в целом, но достаточную толику шедевров в себя включает.

Правда, в 1995-м «Квины» выпустили еще один альбом с Меркурием – «Made in Heaven», но то не «прижизненный» альбом, а сборный, поэтому я его если и считаю неотъемлемой частью дискографии группы, но только лишь как дополнение неизданных вокальных партий Фредди. Впрочем, об этом альбоме и своем отношении к нему я напишу в одной из следующих своих публикаций.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ QUEEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Queen «The Miracle», 1989 г. ~ первый и единственный шедевр группы за все 80-е годы

«The Game», 1980 г. – типичный альбом Queen, хотя его почему-то считают переломным в творчестве группы

Queen «Live Killers» 1979 г. Долгожданный, мощный и убедительный. Один из концертных рок-шедевров 70-х

«Queen II», 1974 г. ~ первый настоящий шедевр гениальной рок-группы. Правда, только наполовину

Мнение фаната: «Queen» записали всего 3 убойных альбома, а остальное всё – это погоня за длинным рублем