В 1991-м году группа Queen выпустила свой последний альбом, над которым уже давно больной Фредди Меркюри работал непосредственно – это был почти что культовый, но в любом случае очень мощный «Innuendo». И хоть в 1995-м группа выпустила еще один диск с вокалом Фредди, но то уже был не прижизненный альбом, к тому же убойным его назвать трудно.
Когда я услышал альбом Queen «Innuendo» где-то летом 1991-го, я знал все предыдущие альбомы группы назубок – шутка ли, с первой пластинкой «Квинов» я познакомился в 1976-м, и с тех пор неустанно собирал коллекцию их записей, сначала на бобинах, потом на кассетах, а затем и на виниловых пластинках. Сегодня у меня есть полня коллекция винилов группы, все фирменные, за исключением советского и болгарского сборников, которые я из коллекции так и не смог выкинуть.
Но вернемся к «Innuendo». Этот альбом меня тогда потряс, и заметьте – никто еще из фанатов и критиков тогда не знал о болезни Фредди, и не мог предположить, что этот альбом – последний. Ну, не последний вообще, но последний прижизненный, так сказать. И это точно – он оказался последним, но еще до самого конца 1991 года все думали, что Фредди и «Квины» нас порадуют еще множеством пластинок.
Так вот, альбом тогда показался мне очень мощным, а то, что на нем оказалось определенное количество «нейтральных», то есть, «не мощных» песен, так таких на любом альбоме Queen было предостаточно. Я сконцентрировался на шедеврах, а их оказалось немало, хотя поменьше, чем на предыдущем альбоме «The Miracle» 1989 года. Зато он был гораздо лучше, чем все альбомы, записанные группой в 80-х, включая и мой любимый «The Game». Но «The Game», в принципе, был еще прог-роковым (за небольшим исключением), а вот с 1982 года, по моему разумению, группа стала выдавать какую-то «попсу», экспериментируя с самыми разными стилями очень активно – от диско до металла.
Позже я, конечно же, начал воспринимать альбом по-иному. Нет, он так и остался для меня мощным, но «The Miracle» снова поднялся в моем личном рейтинге выше «Innuendo». Однако вместе с тем эти альбомы по своим главным, ударным качествам были одинаковыми, и я подумал, что из них получился бы один прекрасный двойной альбом, только песни на этом альбоме следовало перемешать, чтобы получилось единое цельное полотно. В принципе, позже я так и сделал у себя на компьютере, перемешав файлы с обоих альбомов так, чтобы получился один прекрасный альбом. И сегодня, когда я работаю под музыку Queen, я выбираю этот «двойной мега-альбом» и слушаю его с огромным удовольствием.
Но вот что сказать конкретно об «Innuendo»? Для него группой было записано 13 песен, но на виниловую пластинку и CD вошло только 12, а 13-я («Lost Opportunity») вышла только на синглах. Как и все предыдущие альбомы Queen после выхода «The Game», в США эта пластинка так и не добралась до «платинового» статуса, застряв на «золотом», зато в Германии ее копий было продано столько же, сколько и в США. То есть, если объединить рынки Германии и США, то да, «Innuendo» до «платины» все же добрался. Но в Великобритании по сей день было продано всего 300 тысяч копий, во Франции – почти 326 тысяч, а вообще по всей Европе официальное количество реализованных дисков составило всего 1 миллион 557 тысяч. Сколько продано по всему миру – пока что неясно, но можно со временем узнать и это.
Но, что самое печальное, так это то, что синглы, выпущенные с альбома в количестве 5 штук, почти провалились, по крайней мере в США пользовались относительной популярностью только два – с песнями «The Show Must Go On» и «These Are the Days of Our Lives». И это очень странно, потому что «The Show Must Go On» - это настоящая классика Queen. И она несет в себе такой эмоциональный заряд, что просто невозможно представить себе, почему сингл с этим выдающимся произведением в Америке и Великобритании достиг только «золота», и только спустя очень много лет (600 тысяч копий в США и 400 тысяч – в Великобритании)?
Ну ладно, не будем оглядываться на заграничные чарты, а оглянемся лучше на отечественный музыкальный рынок. Известно, что произошло в нашем Отечестве в 1991 году, и к началу 1992-го наш виниловый рынок на «тучах» очень быстро обвалился. Пластинки стали стоить как картошка в СССР, то есть копейки, и потому к нам навезли столько CD-дисков с этим альбомом, что он мгновенно обесценился. Старые цены на винил перестали действовать, а китайский или болгарский пиратский CD можно было купить в любой лавке буквально «за три рубля». И кому уже нужен был винил? Его просто никто не покупал.
Но все же «Innuendo» у нас пользовался огромной популярностью, невзирая на его не особую популярность на Западе. Ну, это и естественно, почти наполовину альбом состоит из шедевров, понятных любому отечественному меломану. К тому же на этом альбоме очень много песен, исполненных и записанных в «старинном» стиле Queen 70-х годов, то есть всякой «волны» и «попсы» на альбоме мало. Это чисто альбом Queen, и хотя если для меня и существуют на нем какие-то «проходняковые» песни, то только в рамках этого альбома, а не в рамках всего граммофонного наследия группы.
У Queen по определению не имеется «проходняковых» песен, в каждой есть свой смысл, и тут только лишь дело вкуса. Поэтому попрошу меня не ругать сильно, если я буду применять к той или иной песне понятие «проходняк» - это «проходняк» относительно шедевров на самом альбоме, потому что ни у одной группы или исполнителя в мире нет ровных альбомов, на которых каждая песня является шедевром. Ну, за исключением сборников хитов, да и то не всех.
Сторона 1:
1). Innuendo (6:31) «Инсинуация». Основная, хардовая тема песни мне не совсем нравится, я считаю, что для «Квинов» такой монументальный стиль не подходит. Зато начинка композиции просто гениальная, начиная с соло Стива Хоу на испанской гитаре, и заканчивая соло на электрической гитаре Брайана Мэя. Ну, про таланты Фредди я молчу – его вокал тут бесподобен. Говорят, что основная музыкальная тема песни началась с джема, в котором тон задавал Тэйлор, придумав новый аккорд к теме Led Zeppelin «Kashmir». Позже у Меркурия появилась идея создать из этого монументальную многочастную композицию, он написал для нее текст и «сердцевину», а тут и Стив Хоу как бы случайно в гости заглянул. В общем, песня эта создавалась основательно, причем так основательно, что решено было сделать из нее «открывашку» для нового альбома.
2). I'm Going Slightly Mad (4:06) «Я слегка сх0жу с ума». Эта песня мне не очень нравится. Написал ее Меркурий по каким-то своим музыкальным предпочтениям. «Проходняком» ее назвать язык не повернется, потому что припев очень хорош, да и соло на гитаре тоже вызывает кое-какие достаточно положительные эмоции.
3). Headlong (4:30) «Стремительный». Этот бит-рок-н-ролл мне сразу очень понравился, и я хоть его не считаю шедевром, но то, что это прекрасное украшение альбома – несомненно. Брайан Мэй тут играет на своей гитаре как заядлый хард-рокер, и хотя соло тут у него стандартное, не вызывающее особых восторгов, но звучание соло-гитары в стиле «поливашка» весьма зачетное. Кстати, Брайан Мэй сочинил эту песню для своего первого сольного альбома, но отдав ее на пробу Меркурию, понял, что это песня для Queen подходит лучше.
4). I Can't Live with You (4:05) «Я не могу с тобой жить». Это чистый Queen периода 70-х, я думаю, эта композиция даже в такой обработке прекрасно вписалась бы в альбом «Jazz» 1978 года. И тем более удивительно, что эта песня тоже была написана Мэем для своего первого «сольника». Не шедевр, но и далеко не «проходняк».
5). Ride the Wild Wind (4:43) «Полет на диком ветру». Главный, как на мой взгляд, шедевр альбома. Ну, «The Show Must Go On» - это тоже главный шедевр альбома, но он быстро надоедает, потому что доносится из каждого окна в городе, а вот «Ride the Wild Wind» мне вот уже 30 лет как не надоел вообще. Эта песня из серии «изюминка альбома», а вообще-то это самый настоящий бриллиант. Я даже простил Роджеру Тэйлору плоский звук барабанов на этой композиции, впрочем, эту песню написал именно он, и даже первоначально записал на ней свой вокал. Но все же вокал Меркурия оказался убедительнее.
Сторона 2:
6). All God's People (3:55) «Все Божьи люди». А это какой-то хард-роковый госпел, правда, тоже из «прошлого» репертуара Queen 70-х, ближе к альбому «News of the World» 1977 года. Кстати, играет тут на клавишах и является соавтором песни Майк Моран – это тот музыкант, который записал с Иэном Гилланом его первый «сольник» «Child in Time» в 1976-м, затем в 1986-м озвучил альбом Оззи Особорна «The Ultimate Sin», а в 1987-м – альбом «Barcelona» с Фредди Меркурием и Монтсеррат Кабалье. Кстати, для «Барселоны» в свое время эта песня и предназначалась, но так тогда и осталась не реализованной, пока про нее не вспомнил Меркурий и не попросил остальных музыкантов группы наложить на болванку со своим вокалом и клавишами Морана свои инструменты.
7). These Are the Days of Our Lives (3:55) «Это дни нашей жизни». Кто-то считает эту песню прекрасной балладой, но я считаю ее просто балладой из серии «проходняк», правда, «задумчивое» соло Мэя на гитаре тут прекрасно. Да, сочинил этот «шедевр» Роджер Тэйлор, и это странно, потому что в его сольном творчестве я таких чисто «меркуриевских» песен не отыскал.
8). Delilah (3:33) «Далила». Отличная шуточная тема, совсем не «проходняк», но я думаю, что песня эта лучше подошла бы для какого-то «сольника» Меркурия, чем для репертуара Queen. Говорят, что Меркурий написал ее об одной из своих кошек, о самой особенной среди всех них - Делиле.
9). Don't Try So Hard (3:33) «Не старайся так сильно». А эта песня относит нас к временам альбома «Queen II» 1974 года. Правда, тут звучат более современные клавиши, но вокал Меркурия такой же проникновенный, как и в те далекие времена, да и гитара Мэя, если ее чуть-чуть «приземлить» - тоже классическая, то есть с первоначальным чистым «рокерским» звуком.
10). The Hitman (3:43) «Наемный убиййца». Такие пауэр-металлические темы на дисках Queen 80-х годов – не редкость, но эта сделана гораздо лучше. Не шедевр, конечно же, но и не «проходняк». Меркурий и Мэй тут дают жару, «Металлика» отдыхает. Правда, мне очень не нравится плоский, совершенно «никакой» звук барабанов, а это уже «волна». Ну, из Тэйлора металлист – как из воробья птеродактиль, хотя я обожаю, как он играл в 70-х, а в 80-х он уже просто обленился стучать как положено.
11). Bijou (1:19) «Спрятанное сокровище». Обычный медляк Queen с претензией на оригинальность, но оригинальность эта скорее в смысле текста. Мэй играет прекрасно, Меркурий поет как Меркурий, то есть тоже прекрасно. Но чувство «недоделанности» не оставляет, даже если знать, о чем там Меркурий поет, а поет он о какой-то несбыточной любви, причем совсем немного – один маленький куплетик. Однако я воспринимаю эту композицию как предисловие к финальной части альбома, а в этом плане музыкальный смысл этой композиции восстанавливается полностью.
12). The Show Must Go On (4:27) «Шоу должно продолжаться». Ну, это главный шедевр, и комментировать нечего. Хочу добавить только, что в 1992 году на концерте памяти Фредди Меркурия эту песню спел Элтон Джон, а на ритм-гитаре сыграл Тони Айомми из Black Sabbath. Правда, Элтон Джон – это совсем не Меркурий, тем не менее песню он не испортил, тем более что Мэй со своей соло-гитарой был рядом.
Бонус:
13). Lost Opportunity (3:53) «Упущенная возможность». Обычный блюз, сочиненный и исполненный Брайаном Мэем, ничего особенного, но сильно напоминает вокальную и гитарную манеру Джорджа Харрисона. На альбом песня не попала, а вышла только на двух синглах с двумя другими песнями с альбома.
Ну, что сказать в заключение? В заключение могу сказать лишь то, что альбом «Innuendo» - это достойное, а то и вовсе убойное завершение карьеры Queen с Фредди, в отличие от заключительных альбомов множества других известных групп, которые или никуда не годятся, или, в лучшем случае, очень спорны. А вот «Innuendo» - это альбом совсем не спорный, и хоть он не шедевральный в целом, но достаточную толику шедевров в себя включает.
Правда, в 1995-м «Квины» выпустили еще один альбом с Меркурием – «Made in Heaven», но то не «прижизненный» альбом, а сборный, поэтому я его если и считаю неотъемлемой частью дискографии группы, но только лишь как дополнение неизданных вокальных партий Фредди. Впрочем, об этом альбоме и своем отношении к нему я напишу в одной из следующих своих публикаций.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ QUEEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Queen «The Miracle», 1989 г. ~ первый и единственный шедевр группы за все 80-е годы
«Queen II», 1974 г. ~ первый настоящий шедевр гениальной рок-группы. Правда, только наполовину
Мнение фаната: «Queen» записали всего 3 убойных альбома, а остальное всё – это погоня за длинным рублем